Боротись за віру, раз дану святим

Крещение Святым Духом в учении пятидесятников: библейское исследование

Крещение Святым Духом в учении пятидесятников
Общепринятое название «пятидесятники» отражает теологическую особенность этого движения, которая подчеркивает важность сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, и в такой же мере – веру в то, что крещение Святым Духом как переживание суть не только исторический факт, но и явление повторяющегося характера, и потому считается не только возможным, но и необходимым для каждого верующего.[1] При этом крещение Святым Духом понимается как получение Его «полноты». В результате этого переживания верующий сверхъестественно погружается и облекается в силу Божьего Духа[2] для эффективного служения церкви в целом и каждого верующего в отдельности (Деян.1:4–5,8).

Определение крещения Святым Духом

Согласно пятидесятническому богословию, крещение Святым Духом является отдельным действием Святого Духа, отличным от возрождения и освящения, и дополняющим эти два действия. Явившись ученикам после Своего воскресения, Христос дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого!» (Иоан.20:22), указывая тем самым, что им было дано возрождение и новая жизнь. Затем Он рассказал им, что они также должны получить силу Духа Святого (Лук.24:49; ср. Деян.1:5,8). Отсюда делается вывод, что можно возродиться, получив Святого Духа в сердце, но не быть крещенным Святым Духом (Деян.19:6).[3] Таким образом, крещение Святым Духом понимается как второй шаг на пути к единству с Богом, который означает принятие особой, сверхъестественной духовной силы для созидания церкви и внутреннего человека, а также проповеди Евангелия в мире.

Крещение Духом открывает доступ к духовным дарам, а говорение языками – это первый и универсальный дар, ключ для вхождения в сверхъестественную сферу и платформа для всех остальных духовных даров.[4]

Условия получения крещения

Составить единый список условий получения крещения Святым Духом едва ли удастся, так как среди пятидесятников нет единого мнения по этому вопросу. Однако следует остановиться на ключевых пунктах, которые принимаются большинством пятидесятников и имеют важное значение.

Отделение от всех известных грехов

Ключом к этой концепции является представление, что Святой Дух не может излиться в нечистый сосуд.[5] Создается парадоксальная ситуация, когда с одной стороны, для получения Святого Духа необходимо освящение, однако с другой стороны, освящение как таковое невозможно без Святого Духа.

Согласно же Новому Завету, Святого Духа получают не безгрешные, чистые и достойные люди, но безбожные, нечистые и недостойные (Ефес.2:1–3), которые полагаются на Христову праведность (Рим. 4:4,5). Святой Дух и грех остаются жить в одном и том же сердце, и настаивающий на безгрешности противоречит 1Иоан.1:7–10. Грех остается в нас даже и тогда, когда мы стараемся его победить (Рим.5:12), и утверждать, что сначала необходимо победить грех, чтобы получить Духа Святого, означает возвращаться от благодати к закону. Евангелие не учит побеждать грех, чтобы получить Святого Духа, но говорит, что поскольку мы уже получили Святого Духа, то можем побеждать грех.[6]

Полное подчинение Христу

Фактически верующему предлагают достичь такого состояния, которое будет достойным принятия Бога, то есть Духа Святого. Такое требование самоотречения заставляет его искать в своем сердце того, чего там нет – абсолютной самоотдачи и покорности Богу. Это ведет к изнурительному самоисследованию и постоянной тревоге: «Действительно ли я полностью подчинился Богу?» и т.п.[7] Однако Писание призывает как раз полагался на Бога и Его верность, доверяясь Ему в вопросе достижения совершенства (1Фес.5:23,24).

Состояние пассивности

Это требование не находит своего подтверждения в Писании, зато очень хорошо согласуется с языческой концепцией единения с божеством и самым непосредственным образом готовит человека для использования бесами. Состояние пассивного водительства, готовность отдаться любому сверхъестественному побуждению без какого-либо исследования Апостол Павел как раз и определяет, как состояние языческое: «Так как бы вели вас» (1Кор.12:1,2). Однако христианскому опыту чужда пассивность. В Библии призывы выражены в активной форме: «убегай», «держись» (2 Тим.2:22), «противостаньте» (Иак.4:7), «бодрствуйте» (Лук.21:36), «укрепляйтесь», «облекитесь» (Ефес.6:10,11) и т.д.[8] Верующий должен всегда находиться под контролем своей воли (1 Кор.14:32) и разума (1 Кор.14:15).[9]

В Галатии говорили, что полнота благословений приходит благодаря человеческим усилиям, простирающимся далее веры (см. Гал.3:2,3). В Колоссах учили, что полнота благословений находится где-то далее, чем спасение во Христе (см. Кол.2:9,10). Верующие уже имеют абсолютно все. К этому совершенно нечего добавить (Ефес.1:3).[10] Просьба о получении Святого Духа могла быть законной в ветхозаветное время, однако в новозаветную эру молитва уже не является условием для получения Святого Духа. Послания очень ясно подтверждают такую точку зрения.[11]

Библейские условия получения крещения Святым Духом

Библия не ставит никаких условий для принятия Святого Духа кроме веры в Иисуса Христа. Нигде в Библии не говорится, что нужно просить о крещении Святым Духом, нет повеления креститься от Духа, принять Его или примкнуть к группе людей, которые преподадут крещение Духом. В Новом Завете есть семь упоминаний крещения Святым Духом (Матф.3:11; Марк.1:8; Лук.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5; 11:6; 1 Кор.12:13), и все они приводятся в изъявительном, но не в повелительном наклонении, и ни одно не носит призывного характера.[12] Во всех новозаветных Посланиях есть только пять повелений, относящихся к верующему и Святому Духу: «Духа не угашайте» (1Фес.5:19), «Не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Ефес.4:30), «По Духу и поступать должны» (Гал.5:25), «Молясь Духом Святым, сохраняйте себя» (Иуд.20,21), «Исполняйтесь Духом» (Ефес.5:18).[13] Иначе говоря, есть обетования и констатация факта, но нет повелений. Поэтому нигде в Библии нет примера, когда человек просил бы о крещении Святым Духом. Никто из верующих не добивался этого, применяя какие-то особые усилия со своей стороны.[14] Ничего не говорится об особом получении Святого Духа в церквах, которые образовались в Антиохии, Галатии, Филиппах, Колоссах, Риме, Фессалонике и даже Коринфе. [15]

Крещение Святым Духом происходит одновременно с возрождением и присоединением к Церкви

Нигде в Библии крещение Святым Духом не отделяется во времени от возрождения. Феномен схождения Святого Духа с некоторым интервалом после уверования имел место только в 8 главе Деяний и после этого больше никогда не повторялся. Мнение о том, что все верующие должны после уверования во Христа пережить еще отдельное крещение Святым Духом, не находит своего полного подтверждения даже в книге Деяний Апостолов.[16] Ссылка на единственный случай, описанный в 8 главе Деяний, и распространение этого события как принципа на всю церковь во все времена является неправомерной, тем более, что такое толкование не поддерживается новозаветными посланиями.[17]

Христианин уже принял всего Святого Духа, и в этом заключается суть единства Церкви во Христе (1Кор.12:13). Здесь употреблен глагол прошедшего времени, потому что это крещение уже совершилось и его не нужно переживать снова. Теперь остается только один путь к познанию силы Святого Духа в жизни – послушание Господу. Именно послушание Божьему Слову дает силу Духа Божия для жизни (см. Гал.5:25).[18] Поэтому в апостольских посланиях факт крещения Духом Святым всех верующих никем никогда не оспаривался, а апостолы советовали, безусловно уже крещенным Духом верующим, в дальнейшем лишь исполняться Им.[19]

Результаты крещения

Крещение Духом имеет своим результатом сверхъестественные проявления, которые сложно или невозможно объяснить природными человеческими способностями или знаниями.[20] Эти проявления распадаются на несколько категорий, причем каждая следующая проистекает из предыдущей.

Говорение на иных языках

Первым (и основным) признаком крещения Святым Духом является говорение на иных языках (Деян.2:4; 10:45,46; 19:6). Крещение настолько связано с говорением, что последнее считают его обязательным атрибутом.[21] Языками, на которых начинает говорить крещенный, могут быть как этнические языки (Деян.2:4–6), так и языки, неизвестные на земле, то есть «ангельские» (1Кор.13:1). И те и другие появляются без изучения и часто непонятны как для самого говорящего (1Кор.14:14), так и для присутствующих (1Кор.14:16).[22] Факт говорения языками означает, что дух человеческий и Дух Божий соединились настолько, что верующий, обходя ограничения человеческого разума,[23] общается с Богом непосредственно, на уровне духа, говоря то, что скорее может быть понято духом, а не умом (1Кор.14:2,14), и молясь под непосредственным влиянием Святого Духа, а не своего разума (ср. 1Кор.14:2,4,15,28; Иуд.20).[24]

Через практику говорения на языках приходит более глубокое восприятие духовных реалий (духовный судит обо всем), молящийся получает духовные мысли, добирается до собственного духа, начинает слышать голос Божий. И хотя он сам не понимает смысла произносимого (и даже в некотором смысле может наблюдать за собой со стороны, ощущая оттенки своей молитвы, такие как ходатайство, хвала и т.п.), в результате необъяснимым образом получает ответы на неразрешенные вопросы, ощущает внутреннее озарение, утверждается в вере. Такое назидание можно грубо сопоставить с зарядкой батареи, с укреплением, наполнением себя. Этот опыт в силу своей специфичности с трудом поддается описанию и тем более пониманию,[25] но в жизни переживших его оставляет настолько неизгладимый отпечаток, что крещенный духом уже не представляет себе другого личного общения с Богом, а внутренние изменения неизбежно находят свое внешнее проявление.[26]

Говорение языками не является признаком крещения Святым Духом

Говорение языками едва ли можно считать признаком крещения Святым Духом. Книга Деяний Апостолов охватывает примерно тридцатилетний период истории, и на протяжении этого времени знамение иных языков при сошествии Святого Духа встречается всего три раза (Деян.2:4; 10:44–46; 19:6).[27] Оно отсутствует у трех тысяч обратившихся от проповеди Петра в тот же день, когда сам Петр и другие ученики получили дар говорения на иных языках (Деян.2:41,42). Знамение также отсутствует у получивших Святого Духа самарян (Деян.8:17), у евнуха (Деян.8:39) и у всех остальных, кто верил проповеди о Христе. Сами же благовестники никогда не проповедовали о необходимости говорить иными языками, не указывали на говорение как на признак получения Святого Духа и не проводили никакого разграничения между имеющими этот дар и не имеющими его. Учение о говорении языками как о признаке крещения Святым Духом совершенно отсутствует в посланиях Нового Завета. Если бы говорение языками было настолько важным и существенным, Новый Завет был бы полон наставлений на эту тему.

Говорение языками не является средством общения с Богом

Говорение языками также не является средством общения с Богом. Никогда после грехопадения человека Бог не избирал такой способ общения с людьми. В этом совершенно нет необходимости.[28]

Вывод о том, что глоссолалия – это результат «необычайно тесного» соединения человеческого духа и Духа Божьего не находит подтверждения в Писании и основан на предположениях. Во-первых, человек духовно соединяется с Богом в момент рождения свыше, когда становится причастником божеского естества (2 Пет.1:4). При этом Писание не указывает степень соединения: оно либо полное, совершенное, либо его нет вовсе (1 Кор.6:17). И во-вторых, Дух Божий не нуждается в словах, чтобы общаться с человеческим духом. Слова нужны человеку, а конкретно его – разуму, который и обязан их понимать.

Убеждение, что молитва более эффективна, если произносится без участия разума, поскольку «дух» имеет прямой доступ к божеству является, опять-таки, языческой концепцией. По сути, это попытка подойти к Богу на основании определенного вида молитв, а не на основании креста Иисуса Христа. Думать, что человек ближе приходит к Богу, если будет молиться на ином языке, – самообман.[29]

Пятидесятнические языки непригодны для проповеди Евангелия

Получение иных языков первыми христианами было необходимо для быстрой и эффективной проповеди Христа народам на их наречии и для доказательства евреям присоединения язычников к Церкви (Деян.10:44-47; 11:1-3 и 11:15-18).[30] Иные языки были языками существующих народов, о чем убедительно свидетельствует перечень из шестнадцати наименований стран и регионов древнего мира, представители которых слышали каждый свое родное наречие (Деян.2:6–11).[31]

Современное говорение на языках, напротив, не является говорением на каких-либо известных языках. Любой человек, обладающий нормальными физическими способностями, может воспроизвести этот процесс, если пожелает.[32] Пятидесятники не могут предоставить доказательств, кроме собственных предположений, что их говорение является тем же феноменом, который описан в Новом Завете.[33]

Также совершенно очевидно, (даже для самих пятидесятников), что современное говорение непригодно для проповеди Евангелия. Пятидесятнический историк Владимир Франчук пишет об этом так:

«Многие пятидесятники, будучи убеждены, что полученные ими языки действительно существуют в других народах, стали миссионерами, надеясь общаться с людьми других национальностей при помощи дара иных языков. Люди уезжали из Азуза Стрит, чтобы проповедовать по всему миру – в Китай, Японию, Филиппины, Индию, Южную Африку, Египет. Многие говорили, что во время богослужения слышали голос, который называл название неизвестного им города или региона. Однако в Китае, Индии и других местах многие миссионеры-пятидесятники пережили много трудностей и разочарований, когда выяснилось, что полученные языки вовсе не были языками местных народностей».[34]

Библейское учение и современная наука утверждают, что дар языков отжил свой век.[35] Он, конечно, не пропал мгновенно и люди имевшие его могли продолжать им пользоваться. Но необходимость этого дара возникала все реже и реже,[36] и к концу первого века он уже не практиковался. Если бы говорение было настолько важным для полноты духовной жизни, оно бы не только не пропало, но распространялось бы вместе с благой вестью.[37] Бог не мог оставить церковь без силы Святого Духа даже на один день, не говоря уже о 18 веках, однако именно это следует из предлагаемой пятидесятниками логики.

То, что производит Святой Дух, всегда ясно, ибо Он есть свет, и нет в Нём никакой тьмы,[38] в данном же случае, речь можно вести не о даре Святого Духа, а о подделке под дар, инициируемой либо душевным напряжением, либо демоническими силами.[39]

Святость и сила для служения

Если главным признаком крещения Святым Духом является говорение на иных языках, то его главной целью является евангелизация: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями» (Деян.1:8).[40] Важно понимать, что крещение Святым Духом в представлении пятидесятников означает именно погружение в силу, которая выражается в непосредственном присутствии и проявлении Духа. Эта сила дает возможность «совершать великие деяния во имя Христа» и «делает эффективными свидетельство и слово верующего» (ср. Деян.1:8; 2:14–41; 4:31; 6:8; Рим.15:18,19; 1Кор.2:4).[41] Специфический, ни с чем как правило не сопоставимый опыт делает реальной такую формулировку. Переживший крещение чувствует, что в его жизни произошло нечто глубокое и серьезное. Необычайная радость, прилив сил, особое восприятие духовных реалий, и другие ощущения характеризуют теперь его новую жизнь в духе. Оставаться равнодушным уже невозможно.[42]

Таким образом, делается вывод, что хотя все верующие получают Святого Духа во время своего возрождения, позже они должны быть крещены Духом Святым, чтобы получить силу для свидетельства (Деян.1:5,8; 2:4; 2:39). Иисус Христос Сам не начинал Своей Миссии, пока не был «помазан Святым Духом и силой» (Деян.10:38; ср. Лук.4:1,18) и учил Своих учеников, чтобы они также не начинали свидетельствовать до тех пор, пока не будут крещены Духом Святым и не получат силы с небес (Лук.24:49; Деян.1:4,5,8).[43]

Крещение не влияет на уровень святости

Если согласно пятидесятническому богословию, крещение Святым Духом приносит в жизнь верующего силу для святой жизни и служения, то согласно Библии, крещение Святым Духом лишь делает возможными христианскую жизнь и служение как таковые, а успешными их делает исполнение Духом. Исполнение Святым Духом – это предоставление себя воле Святого Духа и зависимость от Него (Ефес.5:18),[44] и как раз стремление исполнению Духом должно быть постоянным в жизни христианина.[45]

Ученики Иисуса Христа были сначала крещены Духом (Деян.2:2,3), а потом исполнились Духом и говорили на других языках (Деян.2:4).[46] Церковь в Коринфе, которая обладала всеми дарами Святого Духа и по пятидесятническим критериям должна была быть самой святой и духовно сильной, на практике оказалась духовно слабой и обремененной различными грехами: она страдала от разделений (1Кор.1:10–12), ее члены долго оставались плотскими младенцами во Христе (1Кор.3:1–3), они терпимо относились к блуду внутри церкви (1Кор.5:1–7), судились между собой у мирских судей (1 Кор.6:5–6), не имели порядка в семейной жизни (1Кор.7:1–40), участвовали в идольских трапезах (1Кор.10:19–21), превратили Вечерю Господню в акт угождения плоти (1Кор.11:20–23), некоторые из них не признавали авторитет апостола Павла (1Кор.9:1–3).[47] И хотя некоторые из членов церкви в Коринфе действительно не знали Бога (1Кор.15:34), в основном это была истинная церковь, собрание возрожденных новозаветных верующих, святых во Христе (1Кор.1:2). Такое положение дел означает, что коринфские христиане были крещены Святым Духом (1Кор.12:13), но не были исполнены Им. Они стали причастниками божеского естества, но не возрастали в Боге.

Ни одно великое пробуждение не было связано с крещением духом

Истину о крещении и исполнении Святым Духом подтверждает также история церкви. Согласно тому же Владимиру Франчуку, акцентируемая пятидесятниками сила Духа нашла свое проявление отнюдь не в среде движений, где практиковалась глоссолалия, пророчество, видения и «второе благословение». Джон Уиклиф (1320–1384), Ян Гус (1369–1415), Джироламо Савонарола (1454–1497), Мартин Лютер (1483–1546), Ульрих Цвингли (1484–1531) и Бальтазар Губмайер (1485–1528) организовали в свое время чрезвычайно массовые пробуждения и Франчук характеризует их как начитанных в Священном Писании, удивительно твердых в убеждениях, ведших безупречную жизнь, имевших пламенную ревность, неудержимую смелость и несгибаемую волю, взиравших на венец мученика как на высшую цель христианской жизни и движимых Святым Духом! Он пишет, что их основанные исключительно на Евангелии проповеди были поразительны и имели потрясающее результаты: тысячи и тысячи обратившихся людей и измененных жизней; а начатые ими движения не могли остановить никакие страдания.[48]

Однако никто из упомянутых Франчуком лидеров сам не был крещен духом со знамением иных языков, не проповедовал такое крещение, а их последователи его не практиковали. Как сами лидеры, так и их последователи жили и плодотворно трудились без пятидесятнической силы Святого Духа.[49] Фактически, ни одно из великих духовных пробуждений в истории церкви не сопровождалось говорением на языках.[50]

Бог не мог оставить церковь без силы Святого Духа

В свете приведенных фактов утверждение пятидесятников о том, что на протяжении 1800 сила Святого Духа в церкви Христовой была «угашена», «подавлена», «ограничена» либо и вовсе отсутствовала, представляется совершенно необоснованным. Пятидесятническое богословие, отождествляя понятия крещения Духом и исполнения Духом,[51] приходит к неверным выводам и как результат – к неверной практике. Фактов того, что с переходом в пятидесятничество у кого-то поднялся уровень духовной жизни, нет,[52] и это, при четсном подходе, признают и сами пятидестяники.[53]

Чудеса, знамения и силы

Святой Дух проявляется в разнообразных духовных дарах, которые даются верующим (1Кор.12:7–11) и необходимы для созидания и освящения Церкви (1Кор.12:7; 14:26). Следует отметить, что пятидесятническое богословие проводит различие между духовными дарами (иные языки, истолкование языков, пророчество, слово мудрости, слово знания, исцеление, чудотворение, различение духов, вера) и функциональными дарами, о которых идет речь в Рим.12:6–8 и Ефес.4:11 (пастырь, учитель, начальник и т.п.), и благодаря которым верующий получает силу и способность укреплять служение в церкви,[54] а также врожденными дарами, не перечисленными в библейских списках (напр. пение).[55] Крещение Духом открывает доступ к духовным дарам и проявлениям, а говорение языками определяется как первый и универсальный дар, ключ для вхождения в сверхъестественную сферу и платформа для всех остальных духовных даров. Так, сначала крещенный практикуется в молитве на языках, а потом на этой базе у него проявляется, например, дар пророчества, затем истолкования, исцеления и т.п.[56]

С другой стороны, существует опасность подделки духовных даров сатаной и фальшивыми служителями, принимающими вид слуг Христовых (Матф.7:21–23; 24:11,23; 2Кор.11:13–15; 2Фес.2:8–10). Поэтому каждый верующий призывается критически оценивать всякое духовное проявление и испытывать стоящих за ним духов (1Иоан.4:1; ср. 1Фес.5:20,21).[57]

Сегодняшние проявления очень далеки от библейского эталона

Пятидесятнические проявления сверхъестественного имеют подобие божественных, однако едва ли удостоятся сравнения с чудесами, записанными на страницах Писания. Так, практически каждый пятидесятник знает, что изреченное пророчество может исполниться, а может и не исполниться, и именно по той причине, что многие из них не исполняются.[58] Пятидесятнические пророки просто не имеют таких откровений, какие Бог давал во времена Ветхого Завета и в апостольской церкви,[59] ведь с завершением канона Писания отпала сама необходимость пророчества а фокус переместился на учительство (2Пет.2:1). Мы также не наблюдаем в среде пятидесятников таких исцелений, какие имели место в первой церкви: немедленных, полных, окончательных и не зависящих от силы веры больного (Деян.3:6; 5:15,16; 19:12),[60] ибо после утверждения авторитета Божьего Царства дар исцеления исчез (2Тим. 4:20; Фил.2:25-27), а фокус переместился на молитву (Иак.5:14,15).[61]

Чудесные проявления не зависят от духовного роста верующих

Вопреки утверждениям пятидесятников, считающих причиной слабости нынешних чудесных проявлений духовную слабость современного христианства, чудесные проявления в первой церкви совершенно не зависели от духовного уровня христиан. По сути, все они были младенцами во Христе, еще обремененными многими грехами, и именно в этой среде происходили самые удивительные чудеса. По иронии судьбы, все сверхъестественное стало сокращаться по мере духовного взросления верующих, при этом не становясь менее сильным или неполным. И в то время, когда некоторые коринфяне еще хвалились своими духовными переживаниями, как доказательством духовной силы, апостол Павел, совершавший много чудес и знамений, желал хвалиться своей немощью, чтобы сила Христова пребывала в нем (2Кор.11:30).[62]

Чудеса не являются обычным способом действия Бога

Бог Библии всесилен и всемогущ. Он не раз являл творению свою силу посредством необычайных чудес и знамений и еще явит ее таким же образом в будущем. Однако чудеса и знамения не являются обычным образом действия Бога (Иоан.20:29; 2 Кор.5:7).[63] Их проявления в истории не встречаются произвольно, а следуют определенному плану.[64] Согласно Священному Писанию, чудеса творились в три главных периода: во дни Моисея и Иисуса Навина, во дни Илии и Елисея и во времена Христа и Апостолов. Каждый из этих периодов длился около семидесяти лет, в каждом периоде было совершено множество чудес и чудеса были нормой. Остальное время между ними составляют периоды молчания, на протяжении которых проявления чудес были весьма редки. Бог, конечно же, может сверхъестественно вторгаться в течение истории в любое время, когда только пожелает, но Он, как видно, ограничился, в основном, этими тремя периодами (см. Приложение 2).[65]

Основной целью чудес было подтверждение соответствующей новой стадии откровений. Они удостоверяли личность и авторитет Иисуса Христа, а также личность и авторитет Апостолов[66] (2 Кор 12 11-12). Так например, нигде в Новом Завете не упоминается о каком-либо особом чуде, совершенном случайно в среде рядовых верующих.[67] После того как свидетельство было утверждено, а новое откровение (в данном случае Новый Завет) записано,[68] знамения и чудеса стали излишними.[69] О прекращении чудесных проявлений свидетельствует и сама книга Деяний Апостолов: в ней чудеса становятся все более редкими от первых до последних глав.[70] Более того, во всем Новом Завете нет повеления искать чудес,[71] а Павел ни в одном из своих посланий не предлагал верующим искать проявлений Духа в знамениях и чудесах.[72] Таким образом, чудесные проявления имеют место независимо от желания человека. Происходившее тогда не должно было стать нормой для последующих поколений христиан. Нормой же для каждого христианина является изучение Слова Божьего и послушание ему, ведущие к мудрости, духовной зрелости и жизни верою в противовес видению.[73]

И если проповедь Иисуса Христа и Апостолов была засвидетельствована знамениями «σημείοις», чудесами «τέρασιν» и различными силами «δυνάμεσιν» (Евр.2:3,4), то в связи с искушениями последнего времени говорится, что пришествие антихриста также будет сопровождаться силой «δυνάμει», знамениями «σημείοις» и чудесами «τέρασιν», однако не истинными, а ложными «ψεύδους» (2Фес.2:9). Таким образом, обольщение последнего времени откроется в проявлениях, внешне похожих на действия Бога.[74]

Библейское учение о крещении Святым Духом

Рассмотрим теперь вкратце учение о новозаветном служении Святого Духа, которое, собственно, и составляет суть новозаветного порядка отношений Бога с людьми.

Пятидесятница и новозаветный порядок

Новозаветное время установило новый порядок отношений Бога с людьми. В Ветхом Завете Святой Дух не пребывал в человеке постоянно (Суд.15:14,15; 1Цар.16:13,14; Пс.50:13), а сходил на определенное время (Быт.41:38; Чис.27:18; Дан.4:8; 5:11, 6:3) и не совершал действий, характерных для Нового Завета и периода Церкви.[75] Новозаветный порядок предполагает вхождение Святого Духа в верующего и постоянное пребывание в нем. Установление новозаветного порядка, состоялось в день Пятидесятницы, которая, как видно из книги Деяний, осталась единственным с своем роде событием. Святой Дух сошел однажды и останется в церкви Христовой навсегда (Иоан.14:16; Деян.2), а верующим повелевается ожидать не второй Пятидесятницы, а возвращения Господа.[76] Повторение Пятидесятницы не было обещано Господом,[77] поэтому просить ее повторения бессмысленно.[78]

С момента установления нового порядка Святой Дух начал сходить на верующего в момент уверования. Вот почему в Рим.8:9 установлено четкое разграничение между имеющими Святого Духа и не имеющими Его: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», а в 1 Кор.12:13 провозглашается всеобщее крещение верующих Святым Духом в одну церковь: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.[79]

Второе излияние Святого Духа обещано не церкви, а этническому Израилю, и состоится при наступлении Тысячелетнего царства (Ис.32:13–18; Иез.11:17–20; 36:24–23; 39:28–29). Израиль как народ не обратится ко Христу в период церкви, его спасение будет совершено Богом после времени язычников (Рим.11:25,26). Для этого Бог совершит еще одно особое вмешательство в историю.[80]

Условия для установления новозаветного порядка

Согласно Иоан.7:37–39 верующие могли принять Святого Духа только после прославления Иисуса.[81] Святой Дух не мог сойти до прославления Иисуса, а Иисус не мог быть прославлен до Своего вознесения. Именно вознесение имел в виду Иисус в Своей первосвященнической молитве, прося Отца возвратить Ему славу, которую Он имел прежде создания мира (Иоан.17:1–5). Прославление Христа – это «наделение Богом Отцом всей полнотой власти и славы воскресшего и вознесенного Господа Иисуса Христа».[82] Таким образом, согласно Иоан.7:39, Дух не должен был сойти до вознесения Иисуса и получения Им этой славы. Кроме того, именно Иисус после Своего отхода должен был послать Святого Духа от Отца (Иоан.16:7). Безусловно, Иисус не «пошел» до тех пор, пока не вознесся, о чем говорится в первых стихах книги Деяний Апостолов.[83]

Этапы введения новозаветного порядка

Чтобы занять Свое место в Церкви, Святому Духу нужно было сойти только один раз. Это событие произошло в определенный момент (Деян.2:1), во исполнение определенного Ветхозаветного прообраза (Лев.23:15–22), в определенном месте (Иерусалиме; см. Луки 24:49), над определенным числом людей (Деян.1:13, 14), и для определенной цели (ср. 1 Кор.12:12-20) – чтобы установить новый порядок.[84] Этот новый порядок подразумевает действие условий Нового Завета, согласно которому каждый верующий получает Святого Духа.

Но если верующие иудеи были включены в церковь в день Пятидесятницы, то для включения в церковь остальных групп (самарян, язычников и остатка ветхозаветных святых) требовалось время. Поэтому с некоторой вынужденной отсрочкой новый порядок был введен в Самарии. Если бы самаряне получили крещение Духом в момент своего уверования, раскол между евреями и самарянами мог бы продолжаться и в христианской церкви. Самаряне должны были понять, что находятся под апостольским авторитетом, а верующим иудеям необходимо было увидеть, что самаряне находятся теперь в той же Церкви, что у них тот же Христос, то же спасение, то же принятие Бога, и тот же Святой Дух.[85]

Присоединение к церкви язычников также требовало отчетливого введения нового порядка и не могло произойти одновременно с получением Святого Духа иудеями, чтобы исключить возникновение двух вечно враждующих между собой церквей, ведь для евреев принятие язычников было совершенно немыслимо. Знамение иных языков, засвидетельствованное Петром и бывшими с ним, разрешило эту проблему (Деян.11:18). Церковь была едина: иудеи и язычники (см. Гал.3:28; Ефес.2:14-18). В отличие от событий в Самарии, здесь между уверованием во Христа и крещением Святым Духом уже не требовалось никакого промежутка времени.[86]

Еще один случай четкого введения нового порядка описан в 19 главе Деяний Апостолов. В данном случае в церковь были включены оставшиеся ветхозаветные святые. Здесь также нет временного промежутка между принятием Христа и крещением Духом, как и в случае с обращением язычников.[87]

Итак, новозаветный порядок был установлен в день Пятидесятницы и мгновенно введен в действие для иудеев, а с некоторой отсрочкой – для самарян, язычников и остатка ветхозаветных святых, для которых юридически еще какое-то время действовали условия Ветхого Завета. Главной же задачей книги Деяний Апостолов было показать ответ на молитву Иисуса, в которой Он просил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21). Все эти группы стали одно в духе чрез веру в Иисуса Христа.[88] В каждом случае крещение Святым Духом получили все находившиеся в группе, и не было ни одного случая, когда одни получали этот дар, а другим еще пришлось ожидать. [89] И ни в одном из приведенных отрывков не содержится указания, что подобное должны переживать и другие верующие.[90]

Крещение Святым Духом как суть новозаветного порядка

Крещение Святым Духом является одним из новозаветных действий. Оно было предсказано пророками (Иез.36:26,27), обещано святым (Деян.1:5; 2:38,39; 11:16),[91] и могло иметь место только в Новозаветное время. Более того, именно крещение Святым Духом определяет, имеет ли человек новозаветные отношения с Богом. Крещение Святым Духом и сошествие Святого Духа предсказывалось Христом как одно событие (ср. Деян.1:4,5 и Иоан.14:16), и вплоть до Деян.2:1 ученики все еще ожидали сошествия Святого Духа, крещения Святым Духом и силы Святого Духа.[92] Петр также связывает сошествие Святого Духа с крещением Святым Духом: «Итак Он, был вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2:33). В новозаветном смысле Дух Святой пришел только в день Пятидесятницы.[93]

Святой Дух был обещан ученикам вместо Христа и с этого момента стал пребывать не только с ними, но и в них (Иоан.14:16–17).[94] Получая Святого Духа, верующие становятся «домом занятым», «храмом живущего в них Духа Святого» (1Кор.3:16; 6:19).[95] В контексте обещания послать Святого Духа от Отца Христос сказал, что не оставит учеников сиротами, но придет к ним (Иоан.14:16–18). То есть в верующем пребывает не только Святой Дух, но и сам Христос. Христос не может войти в верующего иначе, чем посредством Святого Духа,[96] поэтому крещение Святым Духом – это духовная реальность, которая вводит верующего в живое единство со Христом.[97] Наилучшую иллюстрацию такого единства дал сам Иисус в образе виноградной лозы и ветвей (Иоан.15:1–5). Подобным образом верующие соединены с Христом так, что «сделались причастниками Божеского естества» (2 Пет.1:4). Другими словами, как ветви имеют общую жизнь с лозой, точно так же и мы разделяем общую жизнь с Самим Христом.[98] Жизненное единство обеспечивается юридическим. Наше юридическое единство с Христом в Его смерти и воскресении обеспечивает наше жизненное единство с Ним, посредством которого мы становимся причастны Его божественной природе. Именно благодаря этому жизненному единству мы обретаем силу жить по-христиански.[99]

Говоря о крещении Святым Духом, Христос говорит не только о том, что Святой Дух будет в верующем, и не только о том, что Он Сам будет в верующем, но и о том, что также и Сам Отец будет в верующем. Это открывает истину о пребывании Божественной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – в верующем и верующего в Божественной Троице: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.14:20), а также «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23).

Таким образом, крещение Святым Духом – это фундаментальное событие в жизни каждого верующего. Именно крещение Святым Духом приносит верующему возрождение, оживляет его для Бога, воскрешает для вечной жизни. Возрождение производит в душе настолько великую перемену, что ее можно сравнить с превращением мертвого камня в плоть.[100] Во 2Кор.5:17 Павел говорит, что в момент соединения человека со Христом появляется новое творение. Когда человек доверяется Христу, он радикально меняется. Святой Дух помещает внутрь нас новое творение или, другими словами, новый принцип жизни, и мы уже никогда не сможем быть такими как прежде.[101] Мы приняли обетование Духа Святого в абсолютной полноте. Нам нечего больше ожидать. Все, что нужно сделать – это отдаться в полное распоряжение Того, Кто уже живет в нас.[102]

Крещенные Святым Духом люди составляют новозаветное, отличное от ветхозаветного общество. Это общество называется Церковь Иисуса Христа. Быть крещенным Духом Святым означает быть введенным Христом посредством Духа в единство Его Тела и получить общий духовный принцип жизни, объединяющий нас с каждым верующим во Христа. Крещение Духом объединяет воедино всех верующих (1Кор.12:13). Мы все в одном теле, обладаем одним источником жизни, и один Христос живет в нас. Невозможно быть христианином и не являться частью Христа.[103]

Таким образом, Крещение Святым Духом – это процесс погружения Божественной Троицы посредством Святого Духа в человека и взаимно погружение человека Святым Духом в Бога, в следствие чего человек погружается в Тело Христа – Церковь.[104] Оно совершается в момент уверования, раз и навсегда, автоматически и без какого-либо участия человека. Утверждать, что есть повторное переживание, которое называется крещением от Духа, означает давать новое определение учению о спасении. Это значит, что спасение в действительности не дало нам всего того, что, как мы думали, оно даст. Это значит, что нам еще чего-то не хватает, что нам нужно «что-то большее».[105]

Крещение Святым Духом удостоверяется Писанием, а также внутренними и внешними признаками. Внутренними признаками получения Духа являются: свидетельство духу нашему, что мы дети Божьи (Рим.8:16), удостоверение в нас самих, что имеем жизнь вечную (1Иоан.5, 6–11), мир и радость (Рим.14:17), помышления о духовном (Рим.8:5), знание дарованного от Бога (1 Кор.2:12), свидетельство через совесть (Рим. 9:1), желание противного плоти (Гал.5:17), подкрепление в немощах (Рим.8:26).[106]

Внешними признаками являются плод Духа (Гал.5:22–23) и практическая праведность (Рим.14:17), которая выражается в поступках по духу и неисполнении желаний плоти (Гал.5:25). Эти признаки должны сопровождать всех верующих без исключения, и никакие дары не могут их заменить (1Кор.13).[107]

Максим Трикоз
магистр искусств библейских наук

Приложение 1: действия Святого Духа по отношению к человеку

Соединение (4)Жизнь (16)Обеспечение (4)
  • Возрождает (Ин.3:5,6)
  • Запечатлевает (2 Кор.1:22)
  • Присоединяет к церкви (1Кор.12:13)
  • Поселяется (Рим.8:9–11)
Разум (3)
  • Открывает Бога (1Кор.2:10)
  • Открывает волю Бога (Отк.2:7)
  • Учит и наставляет (1Ин.2:27)

Характер (7)
Природа (2)
  • Исполняет (Ефес.3:19)
  • Утверждается и дает силу (Ефес.3:16; 1Кор.6:17)
Действие (3)
  • Обличает (Ин.16:8, Отк.3:19)
  • Освобождает (2Кор.3:17)
  • Освящает (2Фес.2:13)
Результат (2)
  • Приносит плод Духа (Гал.5:22,23)
  • Формирует духовный характер (Гал.5:16)

Действие (4)
  • Призывает на служение (Деян.13:2–4)
  • Дает дары для служения (1Кор.12:4)
  • Ставит на служение (Деян.20:28)
  • Дает силу для служения (Деян.1:8)

Место (2)
  • Создает единство (Ефес.4:3,4)
  • Производит общение (2Кор.13:13)
  • Помогает (Ин.14:16)
  • Ходатайствует (Рим.8:26,27)
  • Охраняет (2Тим.1:14)
  • Гарантирует (Ефес.1:14)
Крещение (соединение) (1Кор.6:7)
Христос в нас (2Кор.13:5)
Святой Дух в нас (1Кор.6:19)
Освящение (1Фес.4:3) Спасение (прославление) (Отк.21:2,3)

Приложение 2: периоды чудес в истории

Периоды чудес в стории

Приложение 3: вопросы для проверки убеждений

Чтобы понять, насколько утверждена на Писании вера в то, что крещение Святым Духом – как второй шаг на пути к единству с Богом.

Крещение Духом и новозаветный порядок

  • Почему нигде в Библии не говорится, что нужно просить о крещении Святым Духом?
  • Почему в Библии нет повеления креститься от Духа, принять Его или примкнуть к группе людей, которые преподадут крещение Духом?
  • Почему из семи упоминаний крещения Святым Духом в Новом Завете (Матф.3:11; Марк.1:8; Лук.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5; 11:6; 1 Кор.12:13) ни одно не приводится в повелительном наклонении, и ни одно не носит призывного характера?
  • Почему нигде в Библии нет примера, когда человек просил бы о крещении Святым Духом?
  • Почему никто из верующих в Новом Завете не добивался этого, применяя какие-то особые усилия со своей стороны?
  • Почему ничего не говорится об особом получении Святого Духа в церквах, которые образовались в Антиохии, Галатии, Филиппах, Колоссах, Риме, Фессалонике и даже Коринфе?
  • Почему в каждом случае, описанном в Деяниях Апостолов, крещение Святым Духом получали все находившиеся в группе, и не было ни одного случая, когда одни получали этот дар, а другим еще пришлось ожидать (иудеи, самаряне, язычники, ветхозаветные святые).
  • Почему ни в одном из приведенных в Деяниях Апостолов отрывков, описывающих получения Святого Духа не содержится указания, что подобное должны переживать и другие верующие?
  • Почему в апостольских посланиях факт крещения Духом Святым всех верующих никем никогда не оспаривался?
  • Почему в Рим.8:9 установлено четкое разграничение между имеющими Святого Духа и не имеющими Его: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»?
  • Почему в 1 Кор.12:13 как свершившийся и не подлежащий сомнению факт провозглашается всеобщее крещение верующих Святым Духом в одну церковь: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом?
  • Можно ли быть христианином и не являться частью Христа?

Знамение иных языков

  • Почему знамение иных языков при сошествии Святого Духа встречается в Деяниях всего три раза (Деян.2:4; 10:44–46; 19:6)?
  • Почему знамение иных языков отсутствует у трех тысяч обратившихся от проповеди Петра в тот же день, когда сам Петр и другие ученики получили дар говорения на иных языках (Деян.2:41,42)?
  • Почему знамение иных языков также отсутствует у получивших Святого Духа самарян (Деян.8:17), у евнуха (Деян.8:39) и у всех остальных, кто верил проповеди о Христе?
  • Почему сами же благовестники никогда не проповедовали о необходимости говорить иными языками, не указывали на говорение как на признак получения Святого Духа и не проводили никакого разграничения между имеющими этот дар и не имеющими его?
  • Почему учение о говорении языками как о признаке крещения Святым Духом совершенно отсутствует в посланиях Нового Завета? Если бы говорение языками было настолько важным и существенным, Новый Завет был бы полон наставлений на эту тему.

Святость и сила для служения

  • Почему церковь в Коринфе, которая обладала всеми дарами Святого Духа и по пятидесятническим критериям должна была быть самой святой и духовно сильной, на практике оказалась духовно слабой и обремененной различными грехами?
  • Почему ни одно великое пробуждение не было связано с пятидесятническим крещением духом?
  • Почему ни один из лидеров великих пробуждений (Джон Уиклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Бальтазар Губмайер) сам не был крещен духом со знамением иных языков, не проповедовал такое крещение, а их последователи его не практиковали? Как они могли жить и плодотворно трудиться без пятидесятнической силы Святого Духа?
  • Мог ли Бог оставить церковь на 1800 лет без силы Святого Духа?

Чудеса, знамения и силы

  • Почему большая доля пятидесятнических пророчеств, полученных сверхъестественным образом, не исполняются?
  • Почему у пятидесятников нет немедленных, полных и не зависящих от веры больного исцелений (Деян.3:6; 5:15,16; 19:12)?
  • Почему все чудесное стало сокращаться ближе к последним главам книги Деяний, хотя церкви при этом возрастали и укреплялись духовно?
  • Почему на протяжении всей истории человечества массовые проявления чудес встречаются только три раза (Моисей и Иисус Навин, Илия и Елисей, Христос и Апостолы)?
  • Почему нигде в Библии не повествуется о чуде, которое произошло просто в среде обычных верующих?
  • Почему во всем Новом Завете нет повеления искать чудес?
  • Почему Павел ни в одном из своих посланий не предлагал верующим искать проявлений Духа в знамениях и чудесах?
  • Как отличить ложные чудеса, знамения и силы от истинных?



[1] Владимир Франчук, Пробуждение: от центра Одессы до окраин России (Одесса: «Симэкс-принт», 2011), 600–602.

[2] Джон Ф. МакАртур, Харизматики, перевод с английского (Киев: Производственно-издательское предприятие «КОМПАС», 1995), 99.

[3] Дональд Ч. Стемпс, Біблія з коментарями, видання українською мовою, ред. В. Боєчко, переклад з англійської Л. Боєчко (Київ: Life Publishers International, 2006), 1608.

[4] Валерий Решетинский, интервью автора, личная беседа, Киев, Укр., 21 ноя. 2014.

[5] Джозеф Диллоу, «Говорение на иных языках», Иные языки. Новозаветный образец и практика наших дней, ред. А. Г. Брынза (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария, 2000), 62.

[6] Там же, 63.

[7] Там же, 67.

[8] Алексеев и Григорьев, Религия антихриста, 43.

[9] Диллоу, «Говорение на иных языках», 65.

[10] Там же, 71.

[11] Там же, 64.

[12] МакАртур, Харизматики, 219.

[13] Там же, 88.

[14] Там же, 101, 145, 147.

[15] Там же, 106.

[16] МакАртур, Харизматики, 101.

[17] Диллоу, «Говорение на иных языках», 52,53.

[18] МакАртур, Харизматики, 147.

[19] Н. Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 222.

[20] Франчук, Пробуждение, 604.

[21] Стемпс, Біблія з коментарями, 1608.

[22] Там же, 1739.

[23] Дерек Принс. «Положение основания. Погружение в дух», http://youtu.be/dqhkPaZy-j8 (30 дек. 2014).

[24] Стемпс, Біблія з коментарями, 1739.

[25] МакАртур, Харизматики, 10.

[26] Решетинский, интервью, 21 ноя. 2014.

[27] N. a., «Искушения последнего времени», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 210, 211.

[28] Диллоу, «Говорение на иных языках», 169.

[29] Там же, 32, 33.

[30] Вылков, Психодуховные проблемы, 216.

[31] Николай Порублев, Феномен глоссолалии (Мельбурн: 1995), 28.

[32] Там же, 23.

[33] Thomas R.Edgar, "The Cessation of the Sign Gifts", Bibllotheca Sacra (October-December 1988), 372. Цитируется по: Порублев, Феномен глоссолалии, 24.

[34] Франчук, Пробуждение, 145.

[35] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 259.

[36] Там же, 247.

[37] Диллоу, «Говорение на иных языках», 141.

[38] А. Мицкевич, «Незнакомые языки в коринфской церкви. Некоторые мысли в связи с 14 главой 1 Послания к Коринфянам», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 268.

[39] Алексеев и Григорьев, Религия антихриста, 155, 116

[40] Франчук, Пробуждение, 107.

[41] Стемпс, Біблія з коментарями, 1608.

[42] Решетинский, интервью, 21 ноя. 2014.

[43] Стемпс, Біблія з коментарями, 1608.

[44] Алексей Зуев, «Учение о Святом Духе», Конспект лекций (Ирпенская Библейская Семинария, 2012).

[45] Иван Проханов, «Дух Святой, Его дары и действия», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 39,40.

[46] МакАртур, Харизматики, 107.

[47] Мицкевич, «Незнакомые языки в коринфской церкви», 267.

[48] Франчук, Пробуждение, 119–128.

[49] Диллоу, «Говорение на иных языках», 141.

[50] Там же, 39.

[51] Стемпс, Біблія з коментарями, 1608.

[52] Виктор Слободяник, Очерки по истории пятидесятничества (с комментариями) (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2000),59.

[53] Там же, 60.

[54] Там же, 1738.

[55] Решетинский, интервью, 21 ноя. 2014.

[56] Там же.

[57] Стемпс, Біблія з коментарями, 1738, 1739.

[58] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 244.

[59] Порублев, Феномен глоссолалии, 65.

[60] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 244.

[61] Там же, 245, 246.

[62] Диллоу, «Говорение на иных языках», 166.

[63] Диллоу, «Говорение на иных языках», 86.

[64] N. a., «Искушения последнего времени», 194.

[65] МакАртур, Харизматики, 85.

[66] Там же, 91.

[67] Там же, 92.

[68] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 214.

[69] N. a., «Искушения последнего времени», 198.

[70] Диллоу, «Говорение на иных языках», 131.

[71] МакАртур, Харизматики, 88.

[72] Там же, 90, 91.

[73] Там же, 96.

[74] N. a., «Искушения последнего времени», 201.

[75] Алексей Зуев, «Учение о Святом Духе», Конспект лекций (Ирпенская Библейская Семинария, 2012).

[76] Иван Каргель, «Об учении пятидесятников», 112.

[77] С. Белоусов, «Трясунство», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 146.

[78] N. a., «Искушения последнего времени», 211.

[79] МакАртур, Харизматики, 106, 107.

[80] Alexander Seibel. Church Infiltrated. (London, 1991), 115. Цитируется по: Алексеев и Григорьев, Религия антихриста, 100.

[81] Иван Проханов, Дух Святой, Его дары и действия, 22.

[82] Владимир Нагирняк, «Учение об Иисусе Христе», Лекционные заметки (Ирпенская Библейская Семинария, 2011), 71.

[83] МакАртур, Харизматики, 104, 105.

[84] Merrill F. Unger, New Testament Teaching on Tongues (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1971), 17, 18. Цитируется по: МакАртур, Харизматики, 108.

[85] МакАртур, Харизматики, 109, 110.

[86] Там же, 112, 113.

[87] МакАртур, Харизматики, 114.

[88] Там же, 116.

[89] Диллоу, «Говорение на иных языках», 55.

[90] МакАртур, Харизматики, 101.

[91] N. a., Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Минск: Славянское Евангельское Общество, 2005), 2125.

[92] МакАртур, Харизматики, 104, 105.

[93] Алексей Брынза, «Личность, служение и действия Духа Святого. Незнакомый язык вчера и сегодня», Иные языки. Новозаветный образец и практика наших дней (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2000), 203.

[94] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 220.

[95] Там же, 222, 223.

[96] Вылков, Психодуховные проблемы, 343

[97] МакАртур, Харизматики, 143.

[98] Джерри Бриджес, Дисциплина благодати, перевод с английского Юрий Шпак (Киев: «Нард», 2011), 93.

[99] Там же, 94.

[100] Matthew Henry, A Commentary on the Whole Bible, 6 vols. (New York: F. Revell), 4:962.

[101] Бриджес, Дисциплина благодати, 126.

[102] МакАртур, Харизматики, 148.

[103] Там же, 142.

[104] Вылков, Психодуховные проблемы, 342.

[105] МакАртур, Харизматики, 143.

[106] Левинданто, «Крещение Духом Святым и дары Духа», 224.

[107] Там же, 225.