Боротись за віру, раз дану святим

Формы управления церковью

Существует много подходов к руководству церковью. Миллард Эриксон говорит о том, что сегодня тема управление церковью привлекает к себе особое внимание, и это связанно с ростом экуменического движения, которое сегодня растет и распространяется.1 Чарльз Райри исследуя тему о важности библейского управления церковью, говорит о том, что сегодня нет единого подхода к руководству. Разные взгляды приводят к разным церковным практикам, касательно церковного руководства.2

В этой работе мы рассмотрим разные формы управления церковью.


Епископальная форма управления церковью

Самые яркие представители епископальной формы правления католическая и православная церковь. Но не только эти религиозные группы придерживаются данной модели. По мнению Милларда Эриксона епископальная форма управления в Англиканской церкви или епископальной, так же методическая церковь имеет такую же форму правления. Разница в форме управления в том, что существуют небольшие различия в четкости управленческих структур, например в римско-католической церкви эта структура достигает пика, а в методической церкви эта структура имеет простейшие формы. 3

Лаконично описал епископальную форму правления Чарльз Райри. Он говорит о том, что в данной структуре церковь управляется епископами в соответствии с полученным саном. На вершине иерархической пирамиды находится один человек. В римско-католической церкви это папа (римский).4 При епископальной форме церковной организации власть принадлежит епископу. Число уровней епископов бывает разным, данная структура строится на различных уровнях священства. Первый уровень обычно священник или служитель. Служители этого уровня обычно имеют власть и полномочия от вышестоящих епископов проповедовать и совершать таинства в церкви. Второй уровень выше первого, данные епископы имеют власть над священниками первого уровня, люди, занимающие такие должности курируют несколькими церквами, над которыми они имеют шефство. Епископ второго уровня имеет власть рукополагать священников и служителей, и снимать их при необходимости. 5

Подводя итог краткому описанию епископальной форме управления церковью заметно, как ярко выделяется иерархическая структура главенства. В данной системе служители избираются не церковью, а выше стоящими епископами. При данном подходе к управлению римский папа обладает наивысшим авторитетом и практически неограниченной властью. Такое решение было принято на Первом Ватиканском соборе (1869-1870).6 Сторонники данной формы правления выдвигают разные аргументы, которыми стараются библейски обосновать данную модель правления. Один из аргументов заключается в том, что основатель церкви является Христос. Именно Он дал церкви авторитетную структуру. Иисус дал апостолам, а те в свою очередь епископам особую власть, об этом написано в Евангелии от Матфея двадцать восьмой главе с девятнадцатого по двадцатый стих. Другой аргумент это положение Иакова в иерусалимской церкви. его власть похожа на власть епископов в более поздние времена. Еще один аргумент заключается в исторической преемственности между апостолами и современными епископами. Данный аргумент строится на том, что власть апостолов передавалась современным епископам в ходе процесса рукоположения .7

Анализируя данную модель следует сделать вывод, что епископальный подход управления церковью может существовать частично и в других формах. Стремление к человеческой власти присуще каждой эпохе и каждой структуре. Джон Мак-Артур описывая епископальную форму правления, говорит о ее недостатках. Первая проблема данного взгляда в том, что его сторонники разделяют понятие между пресвитером и епископом, которого нет в Новом Завете. Вторая проблема этого взгляда в том, что он создает структуру, которая побуждает и сосредотачивает внимание на самой власти, а не на Христе и не на пастырском служении. Яркий пример этому римский католицизм, в котором много коррупции, доктринального разногласия и духовного злоупотребления .8


Пресвитерианская форма управления церковью

Само название данной системы говорит за себя. Суть данного подхода управления заключается в том, что определенная группа получает полномочия от представительного собрания для правления. Ключевая личность это пресвитер, что в свою очередь является должностью, позволяющей управлять. Первоапостальская церковь имела такую форму управления. Во времена Нового Завета верующие выбирали пресвитеров, людей, соответствующих требованиям, выдвинутых Словом Божьим. Данного подхода придерживаются пресвитерианские церкви и реформаторские. Они считают, что Иисус передал Свою власть всем верующим, которые делегируют ее пресвитерам, соответствующим Слову Божьему. Избранные пресвитеры действуют от имени церкви, именно так проявляется власть на уровне пресвитеров. Эти полномочия реализуются через ряд руководящих ассамблей. Пресвитеры избираются на местном уровне церковью. Следующий уровень синода, состоящий из равного числа пресвитеров прихожан и священников. Высшее положение в пресвитерианской церкви занимает Генеральная Ассамблея, состоящая из того же состава что и синод, а именно пресвитеров, прихожан и священников. Каждый уровень принимает уполномоченные им вопросы, но как отмечает Миллард Эриксон, эти вопросы не связанные с конкретной общиной, а носят общий характер, касающийся разного рода вопросов. Представители данного взгляда как аргумент указывают на иудейскую синагогу. Которая управлялась группой старейшин и что начальный период первой церкви был связан с синагогой. Для обоснования используются следующие тексты, первое послание к Фессолоникийцам, в пятой главе, двенадцатый стих, послание к Евреям, тринадцатая глава, семнадцатый стих, книга Деяния Святых Апостолов пятнадцатая глава. В пресвитерианской системе Божье Слово есть высшая норма, которой должна следовать церковь.9

Данная форма правления несмотря на свое название, в большей степени наделяет полномочиями управления не пресвитеров поместной церкви, а заседания, синоды, собрания пресвитеров, ассамблеи.10 Проблемы данного подхода в том, что созданные людьми структуры, а именно синоды, ассамблеи, не имеют под собой библейского основания и новозаветной практики. Церкви первого века не имели структуры, которая существует в пресвитерианской форме управления. Несмотря на то, что термины «епископ» и «пресвитер» взаимозаменяемы в данном взгляде, все же сама структура не соответствует Библии.11


Конгрегациональная форма управления церковью

При такой модели властью наделена поместная церковь. Такое управление отделяет церковь от какого б то не было влияние на нее извне. Это независимые церкви, достигшие единство в совместных решениях по принципу церкви, описанной в Деяниях Святых Апостолов. Церкви, относящие себя к данной форме управления не отделяются от других церквей, Пол Р. Джексон поясняя данную форму говорит о том, что такие церкви даже зависимы от других, но не как высшей власти над собой, а как братья и сестры, которые обогащают друг друга, несмотря на то, что относятся к разным церквам. Но такие церкви независимы от государства и от власти духовенства. Высший орган управления принадлежит членскому собранию. Как правило в таких церквах один пастор, который совершает свое служение. Так же церковь имеет диаконов, которые помогают пастору.12 Пол Эннс называет такой вид управления с одной стороны независимым, а с другой стороны демократическим. Демократия проявляется в том, что сами члены церкви утверждают практически все решения, касающиеся жизни церкви и основание этому общины находят во всеобщем священстве. Такая форма управления чаще всего встречается в баптистских церквах.13

Подводя итог данной модели управления хочется отметить, что руководящая роль принадлежит не выстроенной структуре, а людям, то есть конгрегации. Каждый человек принадлежащий к общине является правящим элементом всего управления. Церковь выбирает пастора, который удовлетворяет их видению и нуждам. Если пастор перестает быть компетентным или по каким либо причинам не устраивает общину, путем голосования его снимают и выбирают другого.

Джон Мак-Артур описывая конгрегациональную форму управления говорит о том, что церковь, управляющая группой пресвитеров и при этом над ее властью не стоит высшая власть, испытывает много благословений, приготовленных для нее Господом. Библейскими доказательствами служат такие тексты, как Фил.1:1; Деян.14:23. Старейшины или пресвитеры, которые избираются церковью и управляют от лица церкви соответствуют Библейским критериям и в единстве принимают решения, тогда их целью становится поиск Божьей воли. Совершая молитвенную жизнь, пресвитеры совместно принимают мудрые решения для блага церкви.14


Отрицание необходимости организационных структур

Такую модель управления можно встретить не так часто, но все же она существует. Сторонники такой формы управления отрицают необходимость какой либо организационной структуры. Такие группы находятся в меньшинстве, чаще это небольшие группы.

Миллард Эриксон говорит о том, что квакеры и плимутские братья отрицают надобность организационных структур. Они отвергают любую организационную структуру, считая, что Дух Святой работает с каждым человеком отдельно, выполняя роль руководителя. Квакеры считают, что членство в церкви не имеет значение, так как внутренний свет просвещает каждого верующего. Для решения вопросов необходимо руководствоваться не голосованием, а направлением Духа Святого. Плимутские братья вообще отвергают любое проявление видимой церкви, так как по их мнению церковь невидимая, а организация и руководство тем более является не Божьим органом. Как и в первом случае, так и во втором именно Дух Святой направляет верующих, поэтому такие группы отрицают необходимость организационных структур. Верующие, которые придерживаются такого взгляда, в какой то степени отрицают авторитет Писания. Это может проявляться в том смысле, что Дух Святой руководит напрямую, через внутренние побуждения и желания. Таким образом, внутреннее побуждение от Духа Святого является для верующего более авторитетно, чем Библия.15

Максим Кириллов
бакалавр богословия

1 Миллард Эриксон, Христианское богословие, перев. Б. А. Скороходов (Санкт-Петербург, Росс.: 2006), 904.

2 Чарльз Райри, Основы богословия, Ассоциация «Духовное возрождение» (Одесса, Укр.: «Христианское просвещение», 2008), 477-479.

3 А. М. Иванов, История христианства, часть 1 История Ранней Церкви с 30 г. по 604г. (Ирпенская Библейская Семинария, 2011-2012), 20-30

4 Райри, Основы богословия, 483-484.

5 В. С. Василенко, Систематическое богословие, экклесиология (часть восьмая, Ирпенская Библейская Семинария, 2014), 31-32.

6 Эриксон, Христианское Богословие, 907-908.

7 Миллард Эриксон, Христианское Богословие, 907-908.

8 John Macarthur and Richard Mayhue, Biblical Doctrine (Wheaton, Illinois: Crossway, a systematic Summary of Bible Truth 2017), 769.

9 Эриксон, Христианское Богословие, 909-911.

10 Пол Р. Джексон, Доктрины и устройства баптистских церквей (Издательство «Христианское просвещение», ММП «Компас», 1993), 31.

11 Macarthur and Mayhue, Biblical Doctrine, 769.

12 Джексон, Доктрины и устройства баптистских церквей, 31-39.

13 Пол Еннс, Підручник з богослов’я, пер. з англ., 2-е видання, (Львів: Українська баптистська теологічна семінарія, 2017), 303

14 Macarthur and Mayhue, Biblical Doctrine, 769.

15 Эриксон, Христианское Богословие, 915-916.