Боротись за віру, раз дану святим

Множественное управление поместной церковью: библейский взгляд

На протяжении истории, церковь сталкивалась со многими ересями, трудностями и гонениями. С приходом разных эпох многое менялось, одни церкви старались сохранить связь с первоапостольским образцом устройства и функционирования, другие нет. Спустя две тысячи лет можно наблюдать, как сегодня устроены разные церковные структуры, группы и подгруппы. Изменение библейских принципов в руководстве поместными церквами принесло огромный вред делу Божьему. Спустя несколько веков после того, как Апостолы умерли, христианские церкви перестали руководствоваться только иудейскими принципами правления. Влияние Рима не заставило себя долго ждать, в результате чего возникла жадная к власти церковь, в которой выработалась сложная структура. Отличие этой структуры в том, что церковь стала прикрываться именем Христа и действовать во имя Христа, но при этом противоречила учению о смирении и служению ближним. Таким образом главенство Христа заменилось главенством человеческой системы. Возникшая человеческая церковная система лишила Божий народ его высокого положения и служения во Христе и подменила господство Христа над Его народом господством человеческого учреждения.1


БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА МНОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ЦЕРКОВЬЮ

Поскольку нельзя недооценивать важность библейского руководства церковью, так как от правильного понимания данного вопроса зависит верное понимание Божьей воли и благословения, связанные с церковной жизнью, рассмотрим библейский взгляд на руководство церковью, который заключается во множественном управлении пресвитерами. Признавая тот факт, что Библия является непогрешимым и безошибочным Словом Божьим, именно исследование Библии будет лежать в основании этой работы.

Обзор новозаветных текстов, говорящих о множественном руководстве церковью

Чтобы лучше понять, как функционировала церковь, описанная в Новом Завете, необходимо посмотреть, откуда берет начало множественное руководство церковью, модель которую утверждали Апостолы. Для этого рассмотрим, каким образом были устроены самые первые церкви, о которых описано в книге Деяний Святых Апостолов и в Посланиях Апостола Павла.

Обзор руководства церквей, описанных в книге Деяний Святых Апостолов

Новый Завет дает пример, каким образом совершалось руководство в первых церквах. Обзор книги Деяния Святых Апостолов, обзор посланий и книги Откровения поможет лучше понять устройство церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов отражает основные направления развития христианства и показывает образцы непрерывной работы Иисуса Христа по созиданию Церкви.2 Исследование данной книги принесет неоценимую пользу в понимании вопроса о руководстве церковью. В данном разделе будет сделан обзор моделей управления некоторых церквей, описанных в книге Деяний Святых Апостолов.

Иерусалимская церковь

Первая церковь, о которой описано во второй главе Деяний Апостолов, была основана в Иерусалиме, после проповеди Апостола Петра. Это событие было связанно с сошествием Святого Духа (Деян 2:1-4). Внимательно исследуя вторую главу, становится очевидным то, что роль руководителей первой церкви принадлежала Апостолам. Ветхозаветный образец устройства синагоги, и иудейский склад ума отпечатался в модели руководства первой церкви, это же мышление и этот подход Апостолами был передан пресвитерам. Спустя время, Слово Божье показывает как действовали Апостолы и в других городах : «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). Апостолы проповедовали Слово Божье, от проповеди Евангелия верующие обращались к Иисусу Христу, от этого церкви росли. Возрастала надобность в организации церкви, Апостолы восполняли эти нужды избранием служителей. Пример, когда произошел ропот у Эллинистов на Евреев показывает, что Апостолы действовали коллегиально и руководствовались этим принципом. Чтобы решить проблему нехватки внимания, они решили избрать семь человек для служения (Деян. 6:1-6).

Несомненно, функции Апостолов и пресвитеров были разные. Бог наделил Апостолов особыми дарами и способностями. Хорошо иллюстрирует это, история про Ананию и Сапфиру, грех которых Апостол Петр разоблачил, будучи наделен особой способностью от Духа Святого (Деян. 4-5). Несмотря на то, что у них были разные функции, Апостолы не возвышались над пресвитерами, а наоборот вели себя на равных. Когда Апостол Павел встает в ряды Апостолов, он действует на одном уровне с пресвитерами. Александр Строк говорит о том, что новозаветные тексты ясно показывают, что пасторское попечение в первых церквах осуществлялся пасторским надзором, при помощи совета пресвитеров. Далее Александр отмечает, что именно с такого руководства началась как церковь в Иерусалиме, так и другие церкви. Примером служит поступок Варнавы и Савла, которые отдали пресвитерам собранные пожертвования в пользу бедных в Иудеи (Деян. 11:30). Пресвитеры в Иерусалиме собрались вместе с апостолами, чтобы обсудить возникшие доктринальные разногласия (Деян. 15).3

Апостолы не выстраивали сложную иерархическую структуру подчинения одного уровня другому. Они трудились рука об руку с теми братьями, которых рукополагали пресвитерами. К моменту когда Апостолы покинули Иерусалим, примерно в 57 году, Иаков остался в церкви и руководил совместно с пресвитерами (Деян. 21:18). Эндрю Флеминг говорит о том, что в Библии не описан сам процесс назначение пресвитеров в Иерусалимской церкви, это произошло примерно через 13 лет после вознесения Иисуса Христа. Но ясно одно, что Апостолы с самого начала трудились с пасторами, которые в последствии и продолжили руководить церквами.4

Церкви в Антиохии, Иконии Листри и Дервии

Слово Божье распространялось, и церкви стали выходить за пределы Иерусалима. В десятой и одиннадцатой главе книги Деяния Святых Апостолов описано, как Петр проповедовал язычникам. Так появилась церковь в Антиохии, потом в Иконии, Листре и Дервии. Во всех этих церквах осуществлялся пасторский надзор, как отмечается в (Деян.14:23). Антиохийская церковь в своем зарождении имела группу служителей, такой вывод можно сделать из содержания письма, записанного в (Деян. 15:23). Отвечая на появившуюся ересь об необходимости обрезания для спасения, собор в составе Апостолов в Иерусалиме дали ответ по поводу этой ереси, и направили письмо, в котором было обращение к пасторам во множественном числе. Это говорит о том, что руководили Антиохийской церковью довольно большая группа. Эндрю Флеминг говорит о том, что во время первого миссионерского путешествия Павел и Варнава прошли через Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию (Деян. 13:1-14:25; Деян. 45-48). На обратном пути они снова побывали в Листре, Иконии и Антиохии, где укрепляли учеников и побуждали их оставаться верными Господу. В каждой церкви после молитвы и поста они назначили старейшин и посвятили их Господу. Возможно, эти старейшины были обращены во время первого посещения Павлом и Варнавой этих городов и были учениками всего лишь от года до трех лет.5

Церковь в Филиппах

Далее рассмотрим возникновение и руководство церкви в Филиппах. Шестнадцатая глава книги Деяния апостолов говорит о том, как появилась филиппийская церковь. Бог послал видение Апостолу Павлу, в котором некий мужчина из Македонии попросил помощи, так как город Филиппы находился в Македонии. Апостол Павел отправился в этот город для выполнения Божьей воли. В этом городе Павел нашел еврейскую общину, которая собиралась по субботам у реки.

Джон Мак-Артур считает, что верующие не собирались в синагоги из-за того, что ее не было по причине отсутствия 10 мужчин, количество которых требовалось для ее основания. Апостол Павел начал проповедовать Лидии, которая первая уверовала: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Потом обратилась вся ее семья, и церковь стала увеличиваться. 6

Впоследствии Павел был там еще несколько раз, взращивая служителей (1 Тим 1:3; 2 Кор 2:13; Деян. 20:6). В послании к этой церкви Апостол Павел обращается к пресвитерам и диаконам во множественном числе: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил.1:1).

«Епископы» – это руководители церкви. Буквальное значение слова «епископ» в греческом языке – надзиратель. Епископ, пастырь и пресвитер – это один и тот же человек, разные слова лишь описывают разные функции его служения.7 Обращаясь к служителям во множественном числе, Павел признает их как пресвитеров, и тем самым указывая на множественное руководство церковью группой пресвитеров.

Церковь в Ефесе

Ефесская церковь так же появилась благодаря служению Апостола Павла. Эфес был большим стратегическим городом в Римской империи, с населением в около пол миллиона. Это был торговый город, его называли «рынком Малой Асии». Эфес был политическим и религиозным центром греко-римского мира. Основывая церковь в Эфесе Апостол Павел пользовался той же тактикой, что и в других городах. Он находил группы иудеев, и проповедовал им Иисуса Христа. Если иудеи не принимали его, он начинал проповедовать язычникам.8 Первый раз Павел провел не много времени в Эфесе, а во второй раз Павел остался на три года. Этого времени оказалось достаточно, чтобы взрастить группу лидеров церкви (Деян. 19). Поставив пресвитеров в Эфесской церкви, Павел покидая Эфесскую церковь понимал, что больше не увидится с ними. В книге Деяний Святых Апостолов в двадцатой главе Апостол Павел призвал пресвитеров Эфесской церкви, давая им последние наставления, доверяя их слову благодати (Деян. 20).

Обзор руководства церквей, описанных в новозаветных посланиях

Не только книга Деяний Святых Апостолов свидетельствует о множественном пасторском руководстве церковью. Истинна о множественном управлении ярко видна и в посланиях Апостола Павла, Иакова, Петра и других посланиях.

Послание Иакова

Первый текст, который будет рассмотрен, говорящий о множественном руководстве церковью записан в послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). Грамматика данного текста помогает лучше понять его значение и увидеть, как именно обстояли дела с руководством в ранней церкви. В исследуемом тексте Иаков обращаясь к больному человеку в церкви, уча его призвать пресвитеров церкви чтобы они помолились. Для Иакова наличие нескольких пастырей в церкви это естественное положение вещей. Ниже будет сделан более подробный лексический и грамматический анализ слов, подтверждающий что речь идет об одной церкви, в которой было несколько пресвитеров. Но из этого текста однозначно видно, что в одной церкви было несколько пресвитеров.

Александр Строк считает, что Иаков пишет о институте пресвитеров, которые и должны брать на себя ту ответственность, которую возложил на них Бог. Иаков не советует призвать диаконов или чудотворцев, так как именно пресвитеры должны занять роль руководителей в церкви. Говоря о том, чтобы больной призвал пресвитеров, Иаков имеет в виду официальных руководителей общины точно так, как это было в Ветхом Завете. Этот текст содержит самые ранние новозаветное упоминание о христианских старейшинах, или пресвитерах .9 Эти стихи говорят с однозначной ясностью, что больной должен был призвать руководителей церкви для молитвы над ним.

Послание Петра

Следующее послание которое будет рассмотрено, это послание Апостола Петра. Петр писал христианам, которые были в рассеянии. Следует отметить, Петр писал это послание непосредственно пресвитерам церквей, находящихся в Малой Азии. В первом послании Петра, в первой главе с первого по пятый стихи Петр выделяет пастырей из всего собрания верующих. Со словами одобрения Петр обращается к пресвитерам. Он называет себя их сопастырем, таким образом устанавливая особую, тесную связь с пресвитерами церкви, создавая некую платформу равенства, уравнивая себя с пастырями. Несмотря на то, что Петр был Апостол, он еще был и пастором церкви, поэтому называя себя сопастырем, он говорит о том, что сам находится в духовном сражении.10

Послание Евреям

Послание к Евреям, подобно посланию Иакова, открывает естественное положение вещей в церкви. В отрывке: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17), автор обращаясь к церкви, говорит о повиновении наставникам. В данном тексте идет призыв повиноваться церковным руководителям или пастырям.

Александр Строк называет наставников пастырями, так как именно пастыри несут ответственность и именно им должны повиноваться члены церкви. Слово Божье дает повеление членам церкви повиноваться пастырям, а пастырей в свою очередь призывает заботится о Божьем народе .11 Жан Кальвин так же не подвергает сомнению факт, что в послании к Евреям говорится именно о пастырях.12 Джон Мак-Артур комментируя исследуемый текс, говорит о том, что под наставниками автор имеет в виду пастырей, которые пользуются властью Христа проповедуя в церкви, поэтому они будут отчитываться перед Богом.13 Исследуемый текст говорит о том, что дети Божьи должны повиноваться пастырям, которые пасут их и заботятся о них, а так же говорит о коллегиальном пасторстве, так как слово «наставники» стоят во множественном числе, что в свою очередь говорит как минимум о двух наставниках.

Послание к Тимофею

В Послании к Тимофею, давая рекомендации об устройстве церкви, Апостол Павел подчеркивает, как именно должна церковь относится к пастырям, особенно к тем, которые более других совершают служение, занимаясь обучением церкви и решают дела церкви: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим.5:17). При рассмотрении этого текста необходимо обратить внимание на слово «достойно», что значит «хорошо», «отлично», «похвально». Это говорит о том, что некоторые пресвитеры отличаются занятостью и посвященностью в служении более, чем другие. Такое посвящение отнимает много времени и сил у пастора, и для того, чтобы восполнить необходимые нужды пастора, Павел учит церковь заботится о материальной стороне жизни таких людей.14

Церкви, описанные в Новом Завете имели коллегиальное управление, которое состояло из пастырей. Отправив Тита на остров Крит для довершения неоконченного труда, Павел дал ему задание поставить пресвитеров в каждом городе «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Апостол Павел начал служение на о. Крит, где в последствии оставил Тита, своего лучшего сотрудника для выполнение столь важной миссии. Павел доводит дело до завершения, понимая, что церковь будет соответствовать замыслу Иисуса Христа в том случае, если в ней будет группа зрелых пресвитеров.

Марк Девер говорит о том, что Библия предоставляет такую модель руководства, в которой существует группа пресвитеров. Для подтверждения своих размышлений, он ссылается на те тексты, которые уже были рассмотренные выше и некоторые другие, а именно (Деян. 14:23; 16:4; 20:17; 21:18; Иак.5:14; Тит.1:5).15

В Новом Завете представлен такой тип руководства, который представляет из себя группу братьев – пресвитеров, которым вверено Богом и церковью совершать такое ответственное и важное служение. Хотелось бы еще обратить внимание, что послания были адресованы не определенному лидеру, а всем братьям. Александр Строк отмечает, что Павел во всех своих посланиях обычно обращался ко всей своей общине, а не только к руководителям.16

Обзор руководства церквей, описанных в книге Откровение

Господь через Иоанна обратился к семи церквам: «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр.1:19, 20). Сравнивая подход написания посланий Апостола Павла и книги Откровения заметен разный стиль обращения. Манера обращения Павла выражалась в его обращении ко всей церкви, не выделяя лидеров, как было уже отмечено выше. Иоанн же напротив, обращаясь к церквам по повелению Иисуса Христа, пишет к лидеру, называя его ангелом: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр.2:1). Под этим обращением автор пишет всей церкви, несмотря на то, что обращается к одному человеку. Слово ссылалось на посланника, отправленного для передачи сообщения. Соответствующий глагол ἀγγέγγω (angellō, «я объявляю») и родственное существительное ἀγγελία (ангела, «сообщение») подтверждают это значение. Ангелос используется как человеческий посланник (см. Луки 9:52), так и духовными существами (см. Луки 1:11), добрых ангелов (см. Евр.1: 13-14) и злых духов (см. Иуда 6; 2 Пет. 2: 4). Вопрос об идентификации вестников обсуждался в связи с их первым упоминанием в 1:20. Был сделан вывод, что эти семь посланников были людьми, которые представляли свои церкви, но не в смысле единоличного руководства отдельными церквями. Это были духовные представители, которые, как отдельные лица, олицетворяли церквей, которые они представляли .17

Слово «Ангел», переводится как «Посланник». Джон Мак-Артур считает, что это слово может относится к небесным существам, но именно в этом тексте оно относится к руководителям церкви, это обращение к одному из пресвитеров церкви, который и представлял одну из церквей .18

Откровение обращено ко всем поместным церквям. Получив это послание христиане, и особенно руководители общин, должны были осознать не только победу Иисуса Христа, но и осознать, что их жизнь нуждалась в исправлении.19 Церковь, стоящая первая в списке была Ефесская (Откр. 2:1). Церковь в Ефесе была основана Павлом после его служения там на протяжении трех лет (Деян. 20:31), и позже по пути в Иерусалим Павел встречался с пресвитерами Ефеса (Деян.20). Тимофей, Тихик и Апостол Иоанн служили в этой церкви. Иоанн был в Ефесе, когда его арестовали по повелению Домициана и сослали на остров Патмос .20 Иоанн обратился к этим семи церквам через посланников, которые были посланные церковью.

Сравнивая обращение Иоанна к Ефеской церкви: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр.2:1) с текстом, записанным в книге Деяний Святых Апостолов: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17), становится ясно, что в этой церкви была группа пресвитеров. Иоанн называя ангелом посланников, через которых Бог обращается ко всей церкви. Таким же образом автор обращается не только к Ефесской церкви, но и ко всем остальным церквам.

Разбор текстов Нового Завета о множественном руководстве церковью

Новозаветные тексты ясно показывают, что Библейский метод управления церковью состоит в том, что церковью руководит группа или совет пресвитеров. Об этом говорит как книга Деяний Святых Апостолов, которая описывает появление самых первых церквей, так и послания Нового Завета, которые были написаны уже существующим и сформированным церквам. Как в первом, так и во втором случае очень ясно и ярко прослеживается одна и та же модель.

Создание церкви – это несомненно Божье провидение, поэтому Бог в Своем предвечном плане преследует одну цель, это создание церкви и уподобление ее Иисусу Христу. Итак, Бог основал церковь, и вел ее во все века, и продолжает вести.21 Пол Хелм подчеркивает Библейский факт, что церковь имеет от Бога свои цели и планы. Бог продумал для церкви абсолютно все, тем более Бог позаботился о том, чтобы церковь имела правильные органы руководства. Для этого Он оставил Свое Слово как эталон, чтобы всегда можно было по нему равняться. Экзегетический анализ текстов поможет ясней понять волю Божью, отношения руководства церковью.

Анализ текста Деян.14:23

Чтобы лучше понять что именно говорит Библия о пасторском руководстве, необходимо сделать экзегетический анализ некоторых текстов, в которых говорится о пастырях. Это поможет увидеть Божью волю и цели по отношению к Его церкви. Первый текст, который говорит о множественном руководстве будет взят из книги Деяний Святых Апостолов: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).

Призвав Павла, Бог использовал его особенно для созидания церквей (Деян. 9-14). Апостол Павел, будучи призван благовествовать язычникам и иудеям (1 Тим. 2:7), ходил по разным городам, насаждая церкви. Будучи послан Духом Святым, он пошел за пределы Иерусалима, проповедуя Слово Божье. Апостол вместе в Варнавой проповедовали на Кипре, потом в Антиохии Писсидийской, в Иконии. После служения в Иконии Апостол Павел с Варнавой направились в близлежащий город Листра (Деян.12-13).

В этом городе Павел и Варнава приобрели довольно учеников, после чего направились опять в Листру, Иконию и Антиохию. Проходя эти города, несмотря на враждебность иудеев в этих городах, они учеников утверждали в вере, рукоположили им пресвитеров в каждой церкви.22

Итак, контекст исследуемого текста открывает раннее служение Апостола Павла и Варнавы за пределами Иерусалима в Римской империи. Ближайший контекст исследуемого отрывка записан в книге Деяния Святых Апостолов, в четырнадцатой главе, в двадцать третем стихе. Об этом говорит тот факт, что двадцатый стих завершает историю о том, как Апостола Павла побили камнями и он после этого с Варнавой ушел в Дервию. А двадцать первый стих начинает новую мысль, которая приходит к логическому завершению в двадцать шестом стихе этой же главы. Джон Мак-Артур в учебной Библии текст из книги Деяния Святых Апсотолов четырнадцатая глава, в двадцать третий стих помещает в отрывок Деяния Святых Апостолов четырнадцатая глава, с двадцать первого по двадцать шестые стихи.23 В контексте виден процесс организации церквей Апостолами, которые рукополагали пресвитеров в каждой церкви. Так поступил Апостол Павел в этом случае, и продолжил свое путешествие с Варнавой, после того, как рукоположил пресвитеров.

Следующее, что поможет лучше понять значение исследуемого текста, это лексический анализ. Изучение отдельных слов покажет их значение, что в свою очередь поможет определить истинный смысл того, что говорит Писание: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). Первое слово, которое поможет лучше понять правильный смысл текста, это слово «пресвитеров». Это слово на греческом языке стоит во множественном числе, что и подтверждает его идентичность с синодальным переводом «Πρεσβυτέρους (прэсбютЭрус) - пресвитеров; варианты перевода: старец, старейшина, пресвитер; (прилагательное, винительный падеж, множественное число, мужской род)» .24 Множественное число слова «пресвитеров» говорит о том, что Апостолы рукополагали или избирали не одного пресвитера, а несколько. Исследуемое слово «πρεσβύτερος, α, ον» говорит о людях, которые несут роль руководителей, старших. Данное слово подразумевает не обязательно старших людей по возрасту, но в то же время речь идет о старейшинах, старших как по статусу, так и по положению. Термин «πρεσβύτεροι» использовался не только по отношению к руководителям церкви, но еще ранее для членов группы в синедрионе, который состоял из старшин. Для гражданских людей слово «старейшины» обозначало религиозных чиновников, исполняющих роль судей и руководителей.25 Исследуемое слово встречается во многих текстах Нового Завета применительно не к руководителям церкви. Лука данное слово используется к описании совета иудейских старейшин, которые принимали активное участие в распятии Иисуса Христа (Матф. 21:23; Лук. 22:66; Деян.22:5).

Итак, исследуемое слово говорит о группе старейшин, которые занимали должность руководителей. Эта модель не была новой по отношению к церкви, но такой тип руководства был нормой времени первой церкви, так как группой старейшин руководились синагоги. Эта модель устройства синедриона, который состоял из группы старейшин «πρεσβύτερος, старец, старейшина, пресвитер», была естественна для того времени, об этом написано в Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе в пятьдесят девятом, шестидесятом стихах. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля» (Матф. 26:59-60).

Следующее слово, которое поможет лучше понять Библейский взгляд на множественное руководство церковью, это слово из книги Деяния Святых Апостолов, четырнадцатая глава, двадцать третий стих, «церкви». В широком смысле, слово «ἐκκλησία, ας, ἡ» говорит об собрании людей с общими убеждениями, речь о собрании христианской группы, собирающихся, как правило, с участием поклонения и обсуждения вопросов, связанных с церковной жизнью. Церковь состоит из группы христиан, которые живут и встречаются в определенной местности, но не обязательно ограничивающихся одним местом встречи.26

В книге Деяния Святых Апостолов в четырнадцатой главе, в двадцать третьем стихе используется греческое слово «εκκλησίαν», которое имеет форму единственного числа «церкви»; (существительное, винительный падеж, единственное число, женский род).27 Единственное число указывает на то, что речь идет о одной поместной церкви. На это указывает не только грамматический разбор слова «церкви», но и определительное местоимение «к каждой». Греческо-русский лексикон Нового Завет переводит предлог «κατ», который переведен местоимением «к каждой» несколькими значениями: предлог «κατ» - (предлог). Первое - сверху, вниз, на, с, против; второе - по, через, в, на.28 Даниел Б. Уоллас объясняя предлоги, говорит о том, что если предлог «κατ», который содержится в тексте книги Деяния Святых Апостолов, четырнадцатая глава, двадцать третий стих, считать распределительным, тогда он говорит в пользу множественности пресвитеров.29 Клеон Роджерс говорит о том, что в книге Деяния Святых Апостолов, в четырнадцатой главе, в двадцать третьем стихе предложное сочетание «κατ» имеет распределительное значение.30 Исходя из вывода, полученного при исследовании предлога «κατ», который имеет распределительное значение, текст из книги Деяния Святых Апостолов, четырнадцатая глава, двадцать третий стих, говорит в пользу множественного руководства церковью.

Как контекст, так и исследованные отдельные слова из книги Деяния Святых Апсотолов, четырнадцатая глава, двадцать третий стих говорят в пользу множественного руководства. Апостол Павел рискуя жизнью, опять шел в те города, из которых его выгоняли и в которых была угроза его жизни. Но он стремился поставить пресвитеров в каждой церкви, так как понимал значение роли, которую Бог возложил на пресвитеров. Так он действовал везде: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви», предавая пресвитеров Слову Благодати (Деян.20:17). «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян.20:32).

Анализ текста Филип.1:1

Обращаясь к Филиппийской церкви, Апостол Павел начинает со слов: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил.1:1). Уже в первом стихе становится очевидно, что речь идет о нескольких пресвитерах, к которым обращается Апостол Павел. Чтобы картина стала более ясной и понятной, чтобы лучше понять, одна была церковь в Филиппах или несколько и почему говорится о пресвитерах во множественном числе необходимо исследовать контекст первой главы и посмотреть на культурно исторический фон создания филиппинской церкви, а так же произвести лексический анализ некоторых слов.

Потрудившись в городе Филиппы, Павел продолжил проповедовать Евангелие в других городах, при этом заботясь о церквах, которые уже были организованные, посещая их в последующих миссионерских путешествиях и наставляя через свои послания. Обращаясь к церкви в Филиппах, спустя около десяти лет после организации церкви, Павел упоминает епископов и диаконов в послании к Филипийцам в первой главе, в первом стихе. Это говорит о том, что в филиппийской церкви за этот период были выбраны пресвитеры и диаконы, которые совершали служение. Из послания к Филипийцам, в первой главе, в первом стихе видно, что эта церковь управлялась группой епископов, а не одним пастором. В самом послании говорится о том, что в городе Филиппы была только одна церковь, а не несколько (Фил.4:15-16). Александр Строк подчеркиваеи, что этот факт однозначно говорит в пользу множественного руководства церковью. Собранием в Филиппах руководил не один пресвитер, но совет пресвитеров.31

Обзор и контекст послания к Филиппийцам показали, что в этом городе была всего одна церковь. Поэтому в обращении, называя епископов во множественном числе Апостол Павел не имел в виду епископов с разных церквей, а он обращался к коллегии епископов в одной церкви.

Далее проведем лексический анализ послания к Филипийцам, первая глава, первый стих, что это поможет лучше понять грамматический смысл, который вкладывал Апостол Павел в слова и их значение в предложении. Для этого рассмотрим первый стих: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил.1:1). Рассмотрим часть стиха «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах…», слово «всем», которое употреблено в послании в качестве обращения к тем, кого Павел и Тимофей приветствуют указывает на всю церковь, в числе которых епископы и диаконы. Хотя Апостол отдельно выделяет епископов и диаконов, несмотря на это они входят в число тех, кто относится к святым во Христе, то есть к числу всей церкви. Все члены церкви в Филиппах являются святыми во Христе и занимают высокое положение. Этим словом Павел не выделил в особый ранг епископов, но подчеркнул, что несмотря на свое руководящее служение, они во Христе равны всей церкви по положению, в которое Бог поместил всех верующих.32

Обратившись к верующим в Филиппах, назвав их святыми во Христе, апостол Павел выделяет две категории должностей, которые присутствовали в церкви, это епископы и диаконы. Слово «епископы» επισκόποις – переводится как руководитель, епископ. Это слово обозначает того, кто несет ответственность и управляет. Этим словом Павел обозначает вождей религиозной группы. Исследуемое слово «επισκόποις» является существительным, имеет мужской род и множественное число .33 Множественное число слова «επισκόποις» епископы, указывает на то, что пресвитеров было несколько.

В данном случает термин епископы (блюстители) употребляются как официальное наименование признанных руководящих церковных должностей. В других же текстах Нового Завета, когда речь идет о руководящих должностях, встречается слово Πρεσβυτέρους – пресвитеров (Деян. 20:17) .34 Если книгу Деяния Святых Апостолов, двадцатая глава, семнадцатый стих сравнить с книгой Деяния Святых Апостолов, двадцатая глава, двадцать восьмой стих, в этом случае употребляется слово επισκόπους – блюстителей. Александр Строк делает заключение из того, что Павел обращаясь к одной группе служителей, использует оба этих термина. Апостол Павел и в послание к Титу, пятая глава, с первого по второй стихи, и в послании к Тимофею, третья глава, с первого по тринадцатый стихи и пятая глава с семнадцатого по двадцать пятые стихи называет служителей, которые занимали руководящие должности двумя этими терминами, употребляя к одним людям. Исходя из этого наблюдения, епископы и пресвитеры это одна должность .35

Как контекст, так и грамматика слов показывает, что в городе Филиппы была одна церковь, имеющую группу епископов, руководящих ею. Исследование показали, что именно коллегиальное управление было в филиппийской церкви. Сегодня не вызывает вопросов наличие нескольких диаконов в церкви, но модель из нескольких пресвитеров неприемлема для некоторых церквей. В исследуемом стихе как диаконы, так и пресвитеры стоят во множественном числе, что в свою очередь свидетельствует о том, что как группа братьев были избраны на диаконское служение, точно так же и группа братьев несла пасторское служение. Послание (Фил.1:1) является книгой, которая свидетельствует в пользу множественного руководства церковью. Именно на епископов возложена ответственность за сохранение и наблюдением за церковью.


ВЫВОДЫ ПОЛУЧЕННЫЕ ВСЛЕДСТВИИ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

Насколько важна сегодня тема о Библейском взгляде на пасторское руководство церковью. Из за неправильного понимания этого вопроса страдают простые люди в церквах. Люди становятся заложниками ситуации, когда пастор узурпирует властью, смещая акценты со служения к господству. В связи с неправильным пониманием этой темы многие церкви испытывают ряд проблем. В церквах создаются кланы, растет конкуренция, соперничество. Между церковью и пастором часто нет доверия и понимания, и очень часто бывает так, что церковь вместо того, чтобы стать для людей местом, где они обретут радость и смогут духовно возрастать, становится испытанием для пастора, для членов церкви, и людей приходящих в церковь. Несомненно, следование за Христом это тяжелая борьба для каждого христианина и от трудностей никуда не деться. Проблема усугубляется тогда, когда из-за не библейского руководства эти проблемы создаются. Мудрые пастыри на то и поставлены, чтобы помогать людям преодолевать трудности, связанные с работой над своим характером, последствиями греха, а не для того, чтобы служитель стал этой проблемой, или церковь стала огромной проблемой для служителя.

Изучение Новозаветных текстов дает ясный ответ, каким образом должно совершаться руководство церковью. Изучение книги Деяний Святых Апостолов, и новозаветных Посланий, а так же разбор некоторых отрывков, говорящих о множественном руководстве церковью помогли увидеть, что первые церкви управлялись с помощью группы пресвитеров. Ни одна церковь и ни один текст Нового Завета не говорит о том, что был избран один пастор. Все тексты Нового Завет говорят о пасторах во множественном числе. Так же нет в Библии положительного примера или учения, которое поощряло церковную иерархию, в которой управляет один служитель. Принцип главенства противоречит учению Иисуса Христа, так как Сам Христос сказал: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так» (Матф. 20:25).

Апостольская церковь в Иерусалиме управлялась группой апостолов. Церкви, организовавшие благодаря служению апостола Павла управлялись пресвитерами. В современных церквах не редко церковью руководит один пастор, при наличие в этой церкви братьев, соответствующих требованиям, выдвинутыми к пастырям, которые бы могли разделить это служение. Через Писание видно, Бог поставил в церкви старейшин, которые ведут поместные общины. Эти люди равны перед Богом, церковью и друг перед другом, и в смирении и готовностью служить должны нести тот труд, который Бог вручил им.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ О МНОЖЕСТВЕННОМ РУКОВОДСТВЕ ЦЕРКОВЬЮ

Проведя исследование на тему «библейский взгляд на множественное руководство церковью», хочется отметить несколько практических уроков, какие принесут благословения многим церквам, и пастырям, которые последуют по пути, избранным Господом для Своей церкви. Помехой могут стать личные предубеждения, традиции, жизненный опыт и все остальное, что мешает принять Библейское учение. Это все необходимо пропустить через призму Слова Божьего и набраться сил и смелости утверждать Божью волю. Исполнение Слова Божьего само по себе является наивысшим благословением, независимо от того, насколько это имеет видимый успех в глазах людей.

Множественное руководство это Библейский принцип

Сегодня можно услышать идею о том, что "в мире нет ничего что можно знать наверняка". И это единственное что мы можем знать наверняка. Такая идеология нередко встречается и в вопросах, связанных с церковным руководством. Таким образом возникает много разных типов руководства, как было рассмотрено выше. С приходом новых технологий и прогресса, с развитием менеджмента возникает искушение поддаться соблазну отойти от принципов Писания и погнаться за новыми принципами и позволить им занять главенствующее место в построении фундамента руководства церковью. Такие методы может быть и приведут к кажущемуся внешнему успеху, но вся их проблема в том, что они не построены на принципах Священного Писания, и соответственно не имеют под собой твердого основания.

Исследования Слова Божьего показало, что множественное руководство церковью это Библейский принцип. И это является самой главной причиной, почему именно так нужно формировать Божью церковь. Именно этот принцип выходит на первое место при принятии решения, какой тип руководства должен быть выбран в церкви, которая стремится соответствовать Божьему замыслу.

В других формах управления может быть много плюсов и минусов. Они могут иметь исторические успехи и положительно сформированные традиции. Но если они не соответствуют Слову Божьему, какого бы успеха они не достигал, они не соответствуют Божьей воли. Бог в Своем Слове дал нам примеры устройства церковью, Он знает как лучше ее устроить (1Тим.3:14-15). Несмотря на это многие христиане игнорируют Писание в этих вопросах. Такое отношение к Слову Божьему приводит к беспорядку и причиняет вред Божьему народу. Таким образом, если мы хотим быть верными Божьему Слову, нам следует возродить библейский тип руководства церковью, вернув пресвитерам их истинное место в Теле Христовом .36

Единственная и самая главная причина, почему необходимо вести церковь путем перемен в вопросах руководства заключается в том, что этот принцип является Библейским. Если даже такие перемены не соответствует мышлению современного общества, они будут наилучшими, так как является Библейскими принципами.

Множественное руководство церковью повышает квалификацию пастора

Нередко можно услышать жалобы на пресвитера от членов церкви. Люди могут быть недовольны решениями, которые принимает пастырь, его действиями. Обвиняют в том, что он недостаточно уделяет им время, неправильно организовывает служения. Несмотря на то, что чаще в церквах ЕХБ встречается принцип руководства, где один пастор и много диаконов и казалось бы критика должна распространятся и на диаконов. Но при таком типе руководства практически все обвинения и недовольства со стороны членов церкви направлены в сторону пастыря. Причина этого в том, что все понимают что именно пастырь несет окончательную ответственность за все происходящее в церкви.

Пастырь в действительности может не соответствовать тем требованиям людей, которые они к нему представляют. Люди видят слабые стороны пастыря и формируют свое мнение основываясь на них. Пастырь находится в такой же борьбе, как и все остальные верующие люди и имеет греховную плоть, с которой борется. Несомненно, пастырь должен соответствовать тем требованиям, которые предоставляет к нему Слово Божье. Даже самый мудрый пастырь способен допускать ошибки, грех и принимать неверные решения. Модель при множественном руководстве церковью повышает квалификацию пастора тем, что их сотрудничество и делегирование полномочий благотворно влияет на развитие и рост церкви, уменьшая риск неверных решений. Так же рассеивается критика людей, и причина этому в том, что принятые решения группой пресвитеров более взвешенные и обдуманные. И как следствие, даже при предвзятом отношения к одному из пастырей, люди согласятся с коллегиальным решением.

Имея многолетний пасторский опыт служения в церкви, Пол Александер совместно с Марком Девером делятся благословениями, которыми благословляет Бог как пресвитеров, так и их церковь, которая придерживается принципа множественного пасторского руководства. Указывая на практичность данного типа руководства, авторы указывают на то, что такая модель уравновешивает слабые стороны пресвитера за счет компетентности других пастырей. Так же такая модель рассеивает критику со стороны общины, и это благодаря коллегиальному пресвитерскому управлению. Такая модель умножает пасторскую мудрость за счет одаренности других пастырей и такая модель положительно влияет на применение церковной дисциплине. Церковная дисциплина является важной частью жизни церкви, которую Бог дал церкви как инструмент, служащий для ее чистоты и рычагов влияния, с помощью которых можно воздействовать на согрешающих людей. Множественное руководство церковью положительно сказывается на всю церковь в применение и церковной дисциплины, так как за решениями стоит не один пастор, а целая группа .37

Примененный принцип, множественного руководства церковью на практике, повышает квалификацию пастора. Пастыря при совместном руководстве способны охватить больший радиус проблем и реальной нужды церкви. Пастыря, поддерживая друг друга, созидают Тело Христово и помогают друг другу быть более эффективными в служении.

Множественное руководство церковью является благословение для церкви

Библейский тип руководства положительно отражается не только на пастырях, но и на всей церкви. За всю историю, в церкви существовало много проблем, связанных с ересями, грехом и узурпацией власти. Все эти проблемы связанные с тем, что церковь отступает от Слова Божьего и не способна справится с давлением, оказанным на нее греховным фактором и противостоянием греховных ценностей. Возвращаясь к Библейскому принципу множественного пасторского управления, церковь легче справится с лжеучениями.

Повышает иммунитет церкви, защищая от лжеучений

Лжеучения всегда угрожали церкви и причиняли ей вред. Наставляя пресвитеров в Эфесе, в своей прощальной речи Апостол Павел предупреждал их о том, что лжеучения обязательно будут атаковать церковь и им нужно быть готовым к тому, чтобы противостоять ересям. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28-30). Жан Кальвин комментируя данный отрывок, обращает внимание на то, что Бог иногда позволяет лютым волкам входить в обличие пастырей .38 Этот вид атаки один из самых тяжелых и коварных. В одиночку пастору сложно справится с лжеучителями, которые восстают из круга служителей церкви. Группа здравых пастырей, которые соответствуют Библейским требованиям, легче справится с ересями, в отличии от модели единоличного пасторского управления.

Первая церковь уже сталкивалась с ересями, которые угрожали единству и чистоте учению церкви. Перед Апостолами стояла задача, решение которой заключалась в том, чтобы ответить на возникший вопрос, что нужно делать чтобы спастись. Многие иудеи полагали, что язычникам нужно обрезываться для спасения. Они рассматривали христианство как наивысшие проявление иудаизма. По этому вопросу возникли разногласия, которые выходили из ереси, угрожающей учению спасения по благодати «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15:5). В книге Деяния Святых Апостолов, в пятнадцатой главе, в шестом стихе написано: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела». Именно Апостолы и пресвитеры защищали церкви от лжеучения, которое угрожало церкви, собранные пресвитеры вместе с Апостолами послали в Антиохию, где и проявлялась эта ересь вместе с Павлом и Варнавой Иуду и Силу для того, чтобы утвердить решение по данному вопросу. В своем решении они написали о том, что не поручали тем людям, которые проповедовали о необходимости обрезываться этому учить и таким образом защитили церковь от их влияния, предоставив верующим постановление, которое необходимо было им соблюдать .39 Несмотря на то, что эти события разворачивались не в контексте одной церкви, в ней очевидно как действуют совместно служители как в Антиохии, которые послали Павла и Варнаву в Иерусалим, и как действуют пресвитеры и Апостолы в Иерусалиме, совместно защищая церковь через мудрое решение по возникшему спору и ереси.

Призыв Апостола Павла к пресвитерам из Ефеса сегодня не менее актуален, чем в первые века. И сегодня восстают лютые волки, пожирающие стадо. Коллегиальное управление поднимает эффективность защиты Божьей Церкви от лжеучений. Одному пастору сложно справится с защитой церкви, тем более если ересь угрожает со стороны авторитетных служителей церкви, которые могут выйти из числа руководящих служителей. В таком случае совместные решения и действия пресвитеров намного эффективней и легче решат вопрос ереси, угрожающей церкви чем один пресвитер.

Повышает эффективность надзора и заботы за церковью

Следующее благословение, которое будет испытывать церковь, следующая путем множественного руководства в повышении качества практической работы с членами церкви. Пастыри смогут повысить эффективность надзора и заботы над людьми, если каждый из служителей возьмет часть такой работы на себя.

Церковь всегда вращается вокруг конфликтов, трудностей, разных вопросов и реальной нужды. Это все ложится на пастора, который не способен сам охватить все сферы служения, в которые входят серьезное отношение к проповеди, и учить и назидать, консультировать и руководить, организовывать, посещать людей, и делать многое другое, что необходимо делать для правильного функционирования церкви. Бог распределил дары, как Ему угодно, и чаще один человек не имеет всех дарований, необходимых пастырю. Поэтому большим благословением является множественное руководство церковью. При наличии нескольких пастырей весь труд распределяется на братьев, несущих это служение и таким образом повышается эффективность заботы о церкви. Такой тип руководства хоть и не лишен всех проблем, которые могут возникнуть при множественном руководстве, но этот тип руководства служит благословением в том, что приводит в баланс пасторский труд, компенсируя пастырями слабые стороны друг друга. Это приводит к повышению активности членов церкви, так как несколько пастырей задействуют в служение большое количество братьев и сестер, готовых трудится.40

Повышает уровень доверия между церковью и пресвитерами

Отношения, которые складываются между пресвитером и церковью бывают напряженные. Это связанно с тем, что видение пастора может отличатся от видения церкви. Так же много других причин могут служить тому, что уровень доверия между пастором и церковью слишком низок, следствием этого может возникнуть противостояние. Конкуренция, личные амбиции, желание власти, выгода и многое другое может стать причиной конфликтов, и большинство церквей идут этим путем, отсутствия доверия пастору и скрытное или явное противостояние.

Несмотря на то, что церковь принадлежит Иисусу Христу, на земле она не избавлена от греховного человеческого влияния. Сам Иисус говорил о том, что Церковь находится в мире, который полон не верующих людей и этот греховный мир оказывает влияние на Церковь «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Матф.13:37-39). Джон Мак-Артур объясняя этот отрывок, говорит о том, что поле – есть мир, и эта картина описывает положение Церкви в мире .41 Мало того, что греховный мир оказывает влияние на церковь своими ценностями, так же в самой церкви могут находится не зрелые братья и сестры, которые подвержены влиянию мира и могут разрушать церковь изнутри, Апостол Павел писал о таких людях в (Евр.5:12-14). Зачастую духовно не зрелые братья и сестры не лишены искушения сражаться с пастором, и бывает так, что некоторые искренне верят что противостоя пастору, сражаются за дело Божье, отстаивая как им кажется интересы церкви. Александр Строк говорит о том, что природа человека противится любому подчинению, но и не редкость сами руководители могут злоупотреблять своей властью. Но как истинная церковь, она должна стремится к миру, к какому призывает ее Господь (1Фес.5:13). Множественное руководство церковью снижает уровень напряжения, который может возникнуть между пастором и церковью и повышает уровень доверия. Это возможно благодаря тому, что управление не находится в одних руках, и когда братья и сестры начинают видеть, что пастырь не стремится к власти, а он совместно с другими пастырями заботится о народе Божьем, это повышает уровень доверия и улучшаются взаимоотношения. Достигать мир не так уж и просто, для этого необходимо чтобы сами члены церкви понимали свои обязанности, и были с ними согласны, так и пресвитеры должны понимать свои обязанности, которые должна знать и понимать церковь и в смирении служить друг другу. В совместном стремлении понять и исполнить волю Божью и заключается то благословение, благодаря которому повышается уровень доверия между пресвитерами и церковью, когда обе стороны приходят к гармоничному функционированию для Славы Божьей .42


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуемая тема касается одной из самых важных тем, относящихся к области церковного руководства, и церковь не имеющая библейского руководства, лишена духовного здоровья. К большому сожалению исследования показали, что многие церкви избрали другой тип руководства, основанный не на Слове Божьем. На протяжении истории церкви принимали разные формы управления, которые подменяли господство Иисуса Христа церковным учреждением.

Основал церковь Иисус Христос «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Вселенская церковь состоит из всех, искупленных Иисусом Христом верующих людей.43 Главенство Иисуса Христа над церковью однозначно утверждено Словом Божьим (Еф.1:22, 23). Несмотря на то, что по положению перед Богом все верующие равны в Иисусе Христе (1 Пет.2:9,10), Бог определил людям разные роли. Установленные роли Богам не делают одного человека выше другого, но таким образом Бог установил Свой порядок и достигает Своих целей как в государстве, так и в семье и в церкви, об этом писал Апостол Павел (1 Кор.14:33). Несмотря на всеобщее священство всех верующих, Бог установил Свой порядок в церкви (Еф.4:11,12). Иисус Христос Своей жизнью и примерами показал, каким именно должно быть служение «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк.10:42-45). Таким образом, если церковь избирает Библейскую модель руководства, она избирает группу братьев, которые соответствуют всем требованиям, которые предъявляются им Библией, и эти братья в смирении несут служение, такая церковь будет испытывать Божьи благословения.

Согласившись с Библейским учением о том, что церковь руководствуется не одним пастором, а группой пресвитеров каждая церковь, и каждый служитель несет ответственность за то, чтобы не отдавать должное традициям, а следовать путем библейских перемен в сфере церковного руководства. Приняв и осуществив модель множественного руководства, церковь получит огромные благословения, заключающиеся в духовном здоровье, мире и созидании.


Максим Кириллов
бакалавр богословия

1 Александр Строк, Руководство церковью, библейские принципы (Санкт-Петербург, Росс.: «Шандал», 2004), 14-16.

2 Дональд Гатри, Введение в Новый Завет, перевод с английского (Одесса, Укр.: «Богомыслие», 1996), 268.

3 Александр Строк, Руководство церковью, библейские принципы (Санкт-Петербург, Росс.: «Шандал», 2004), 22.

4 Эндрю Флемин, Различные служения и обязанности служителей в Новом Завете (Москва, Росс.: «Ученик», 2003), 101-107.

5 Флемин, Различные служения и обязанности служителей в Новом Завете, 101-107.

6 Джон Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета, Филипийцам, перевод с англ. О. Рубель, редакция А. Зуев, И. Кошелев (Минск, Росс: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1870.

7 Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета, Филипийцам, 1870.

8 Стотт, Деяния Святых Апостолов, 405-410.

9 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 94.

10 Там же, 172-186.

11 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 187-196.

12 Жан Кальвин. Толкование на послание к Евреям, перевод с латинского И. В. Мамсуров, (Минск, Беллор.: Минская фабрика цветной печати, 2010), 240.

13 Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями (Славянское Евангельское Общество, 2005), 1975.

14 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 256-268.

15 Марк Девер, Девять признаков здоровой церкви, пер. с англ. (Черниов, IN LUMINE MEDIA, 2011), 236.

16 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 132.

17 Robert L. Thomas, Revelation 1-7: An Exegetical Commentary (Chicago: Moody Publishers, 1992), 126–128.

18 Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями, 1981.

19 С. Санников, Славянский библейский комментарий (Книгоноша, 2016), 1801.

20 Мак-Артур, Учебная Библия с Комментариями, 1982.

21 Пол Хелм, Провидение, Контуры Христианского Богословия, ред. Джеральда Брея (Минск, Белорусс.: «Позитив-центр», 2014), 17-19.

22 Джон Макрей, Жизнь и учение Апостола Павла, перевод с англ. Александра Гейченко (Черкассы, Укр.: «Коллоквиум», 2009), 138-143.

23 Мак-Артур, Учебная Библия с Комментариями (Славянское Евангельское Общество, 2005), 1647.

24 Клеон Л. Роджерс-младший и Клеон Л. Роджерс III, Новый лингвистический экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, перевод с англ. Рыбаковой О. А. (Санкт-Петербург, Росс.: Библия для всех, 2001), 438

25 Walter Bauer, Frederick W. Danker, William Arndt, and F. Wilbur Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 862-863.

26 Bauer, Danker, Arndt, and Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 303-304.

27 Там же, 862-863.

28 Новый Завет с индексацией каждого греческого слова по системе Иакова Стронга, Исчерпывающий греческо-русский Лексикон Нового Завета с номерами Стронга и греческой Симфонией, под редакцией Виктора Журомского (Житомир, Укр.: 2001), 719.

29 Даниел Б. Уоллас, Углубленный курс грамматики греческого языка, Экзегетический синтаксис Нового Завета (Новосибирск, Росс.: Новосибирская библейская богословская семинария, 2010), 400.

30 Роджерс-младший и Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 438.

31 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 158-161.

32 Алек Мотиер, Послание к Филиппийцам (Санкт – Петербург, Росс.: «Мирт», 1997), 26-36.

33 Роджерс-младший, Новый лингвистический экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 698.

34 Там же, 698

35 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 158-162.

36 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 15-16.

37 Марк Девер и Пол Александер, Продуманное созидание церкви. Служение, основанное на Евангелии (Славянское Евангельское Общество, 2009), 129-131.

38 Жан Кальвин, Толкования на Деяния Святых Апостолов (Минск, Белорусс: УП «Минская фабрика цветной печати», 2009), 642-643.

39 Гренок Андрей Петрович, Экспозиция Деяний Апостолов, часть 1 (Ирпенская Библейская Семинария, 2015), 129-135.

40 Строк, Руководство церковью, библейские принципы, 168-171.

41 Джон Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета, Матфея 8-15 (Минск, Беларусь.: Славянское Евангельское Общество, «Принткорп», 2007), 409.

42 Строк, Руководство Церковью, Библейские Принципы, 1146-157.

43 Эриксон, Христианское Богословие, 884-885.