Боротись за віру, раз дану святим

Брак с неверующим

В настоящее время вопрос брака очень актуальный, и тревожащий церкви. Наверное очень маленькое число церквей, где христиане не уходили в мир из-за создания брака с неверующим. Но еще меньше церквей, где все семьи христианские. С одной стороны это хорошо, поскольку есть поле для благовестия, с другой стороны возникает вопрос: «Как же ж жить верующему в смешанном браке?» Понимая что это насущная тема, данная работа будет посвящена исследованию ключевых текстов Писания, касающихся брака с неверующим, а также будут предложены библейские наставления относительно данной темы.


Сущность брака

Для того чтобы исследовать библейскую позицию относительно брака с неверующим, вначале будет раскрываться общее понятия брака, его сущности и его цели, а также охарактеризовать браки с библейской позиции.

Понятие брака как такового

Брак – это постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью.1 Также Грудем пишет, что брак – это не временный союз, а на всю жизнь.2

Также брак можно назвать супружеством. Баракман пишет, что это формальный, юридически правовой союз заключенный перед Богом мужчиной и женщиной, которые испытывают по отношению друг ко другу чувство взаимной любви, имеющей для них исключительный характер. Священный характер брачного союза как установленного Богом укоренен в Его божественном повелении, а не во взаимодействии полов, как у животных. Он также говорит, что брачный союз, это не только продолжение рода и всестороннее обеспечение потомства, но также для супружеской пары возможность обрести опыт полноты, которая достигается через половую близость и взаимные чувства любви, доверия и взаимопомощи, в браке мужчина и женщина становятся уникальным единством, посредством которого оба находят друг в друге завершение и дополнение (Быт.2:24). Это единство выражается словами «одна плоть».3

Известный современный писатель Гэри Чепмен свои книги специализирует на вопросах семьи и брака, а также на семейные проблемы, которые существуют в мире. В одной такой книге он пишет о браке как о единстве. Так как в Писании сказано «что, двое станут одной плотью» он раскрывает те сферы жизни человека, в которых люди должны достигать единства. Чепмен пишет, что единение – это суть брака. Бог сотворил брак как самые тесные взаимоотношения из всех возможных. Человек хочет делиться жизнью в интеллектуальных, социальных, эмоциональных, духовных и физических аспектах.4 Далее кратко будет рассмотрено описание каждого аспекта.

Интеллектуальная близость – пары делятся своими мыслями, переживаниями, идеями, желаниями. Такая близость являет собой ощущение причастности к миру другой личности в противоположность исключению из этого мира. Также такая близость заключается в свободе и возможности делиться мыслями друг с другом, оставаясь при этом уверенным, что будешь услышан и оценен честным и заинтересованным ответом.5 Социальная близость – совместное взаимодействие с другими людьми. Сюда могут входить такие события как развлечение и отдых, пикники, где пары общаются с другими людьми.

Эмоциональная близость - это когда люди делятся своими чувствами, реакцией на события, происходящие в их жизни. Такая близость это глубокое чувство привязанности друг ко другу. Это уверенность в том, что к тебе относятся с любовью, уважением, тебя признают и в то же время от тебя ждут такого же отношения.6

Духовная близость – совместные переживания во время, мысли о духовных принципах. Духовная близость не требует того, чтобы и муж, и жена находились на одном и том же уровне духовного роста. Духовная близость требует готовности делиться друг с другом своими духовными переживаниями. Также важными аспектами духовной жизни христианской семьи есть общение на духовные темы, совместное служение, совместная молитва, совместное изучение Библии.

Физическая близость – охватывает всю сферу физических прикосновений рук, поцелуи, объятия и сексуальные отношения. Физическая близость – необходима для продолжения рода, также для совместной жизни в единении и целостности и также для получения удовольствия.7 Сексуальные отношения – это то, приветствуется в браке и строго осуждается вне брака. Также важно подметить, что каждый физически здоровый человек имеет сексуальные потребности, но есть разница в природе этих потребностей для мужчины и женщины. Сексуальные потребности у мужчины основаны на его физической природе, а потребности женщин в большей степени связаны с ее эмоциональной природой, которая выражается в ее желании быть любимой. Если она чувствует любовь, то захочет вступить в физическую близость с любящем мужем.8 Об этом аспекте написано Соломоном в двух его книгах: «Любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упаивают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит.5:19). «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем». (Еккл.9:9).

Также нужно заметить, что на основании Бытие 1-2 гл. есть такие цели для брака:

  1. У человека существует потребность в общении.
  2. Человек должен заселять землю.
  3. Бог задумал мужчин и женщин так, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Бог задумал брак, как самые близкие из всех человеческих взаимоотношений, которые предоставляют возможность для воспроизводства человеческого рода и для совершенствования человеческой личности, люди не свободны строить свои супружеские отношения как им захочется: целью супружества должно быть послушание благому замыслу Бога о человеке.9

Брак с позиции Писания

В Библии встречаются такие браки, как например в Ветхом Завете, где двое супругов были евреями, это было нормально, правильно и это было заповедано Богом, но также встречаются и такие браки или союзы, где один был евреем, а другой был язычником, который поклонялся чужим богам. Во (Втор.7:1-5) сказано, что Бог строго запретил не вступать в семейный союз с язычниками, чтобы они не отвратили народ Божий от их Бога. Также на страницах Библии записан период жизни народа, в который люди пренебрегали этим запретом, так во времена Ездры и Неемии были проведены реформы по отношению к чистоте еврейских семей. Их решение было отпустить языческих жен, чтобы наладить отношения с Богом (Ездр.10:2-3). Люди поняли, что сделали грех против Бога, когда вступали в союз с язычницами, которые отводили их от Живого Бога. Такие браки называют смешанные браки – они строго запрещались Богом и Господь наказывал народ Свой за такие союзы.

Также смотря на Новый Завет видно, что люди делятся на верующих и неверующих. Есть четкое разграничение между верующими и неверующими, так, как было разграничение между язычником и евреем, так и здесь. В 1Кор.7:39 сказано, что христианин может вступить брак только с человеком «в Господе», то есть с верующим. В другом случае этот брак будет также называться смешанным, где христианская жизнь одного из супругов будет соединяться с жизнью неверующего супруга. Слово Божье не просто так запрещает верующему человеку вступать в брак с неверующим, поскольку, как и в случае с евреями, так и в этом случае неверующий будет отводить от Бога, что нарушит отношения христианина с Богом.10 Детальнейшее рассмотрение смешанных браков будет в следующей главе.


Раскрытие понятия брака с неверующим

Во времена Апостолов было простое разграничение на верующих и неверующих. Но в 21 веке – это сделать труднее, поскольку сейчас в христианском мире есть очень много деноминаций, жизнь и вероисповедание которых очень сильно отличается, хотя и те, и другие называются христианами. Поэтому, для того, чтобы далее рассматривать тему о браке с неверующим нужно решить вопрос: кто же в наше время является «неверующий»? Возможно это атеист или язычник, поклоняющийся идолам и многим богам. Возможно, это человек, который относится к другой деноминации. Возможно, это человек постоянно посещающий церковь, но не принявший Господа? Возможно это человек, который отошел от Господа?

Поэтому в данной работе в понятие человека неверующего будет включено: во первых – язычник, поклоняющийся иным Богам, потом – атеист, далее – это человек, который не последовал за Христом, то есть не возрождённый, это отлученный человек, это человек, который говорит ересь, говорит против Писания. А также вследствие многих жизненных проблем и трудностей, неверующий – это человек, принадлежащий к другой деноминации.

Создание брака с неверующим

На сегодняшний день это явление не редкость в баптистских церквях. Суть его в том, что христианин вступает в брак с неверующим человеком, под различными отговорками и оправданием. Он отвергает наставление из Ветхого Завета (Втор.7:1-5), он понимает, что нарушает Писание (1Кор.7:39), он понимает, что его отношения с Господом будут повреждены, но все равно этот человек создает такой брак. Обычно такой брак приводит к тому, что верующего человека отлучают от церкви и в редких случаях он остаётся в церкви после своего раскаяния. Чаще всего, он покидает церковь и живет простой неверующей, безбожной жизнью. В Библии сказано, что создание брака с неверующим это то же самое, что преклонение под чужое ярмо с неверным (2Кор.6:14). В Библии в Ветхом Завете можно найти много примеров, которые показывают результат таких браков и действие их на верующего супруга.

Сейчас будет наведено несколько примеров создания таких браков. Создание брака Исава с хеттейскими женщинами, как следствие эти женщины-язычницы стали «в тягость», на украинском языке написано «гіркотою». Они причиняли много проблем родителям Исава. Это написано в Бытие 26:34-35. А также место, которое хорошо показывает состояние матери Исава от того, что с ними живут язычницы: «И сказала Ревека Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» (Быт.27:46).

Также яркий пример – это сыны Ноеминь, которые женились на моавитянках, а через десять лет оба умерли (Руфь 1:4-5), также можно привести пример Самсона, для которого языческие жены стали причиной увечья и смерти, а также причиной того, что Господь отступил от него: «Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него»(Суд.16:20). Поэтому можно сказать, что понятие создания брака верующего человека с неверующим - этот то, что было уже давно. А также и то, что последствия такого брака очень плохие.

Жизнь в браке с неверующим

Также из Писания можно увидеть, что есть и браки в которых один из супругов уверовал, а другой нет; когда один стал христианином, а другой так и остался неверующим человеком. Важно указать на еще одну возможность, что брак сделается браком с неверующим, когда один из верующих супругов отошел от Господа, когда один из супругов потерпел кораблекрушение веры. Эти браки будут рассмотрены далее.

Когда один уверовал

Далее под категорию «брак с неверующем» подпадает и тот брак, где в неверующей семье один из супругов становится христианином. В таких семьях также есть много трудностей для верующего человека, но нигде нет в Писании призыва оставить своего мужа или жену, а наоборот есть сильный призыв к совместной жизни, ибо таким образом возможно и другая сторона станет верующей.

В 1Кор.7:12-14 описан семейный союз, где верующая сторона не должна оставлять неверующую, но должна жить так, чтобы спаслась другая сторона. Такой союз держится до того, пока неверующий не захочет развестись. Также в 1Пет.3:1,2 описывается та сторона, где жены верующие, а мужья нет, и в таких случаях женам нужно жить благочестиво, и от такой их жизни, возможно, мужья станут верующими. В Писании мы не находим повелений расторгать брак, можно найти только допущение развода, но Библия ясно показывает отношение Бога к браку (Мт.19:5-6), а также Малахия записал Божье отношение к разводу: «Бо ненавиджу розвід, говорить Господь, Бог Ізраїлів…» (Мал.2:16). Бог ненавидит развод, поэтому данный брак Господь призывает христианина сохранять.

Когда один отпал от Бога

Также, к сожалению, в жизни есть и такие виды смешанных браков, когда один из супругов верующей семье отступает от Бога, когда его отлучают от церкви и он уходит в мир. В Библии написано предписание, как поступать с человеком, который, будучи верующим живет во грехе, апостол Павел использует такое выражение: «предать сатане». Баркли комментирует это так:

Павел пишет, что против такого человека нужно принять серьезные меры. В образной фразе он заявляет, что его следует предать сатане. Он подразумевает под этим, что этого человека необходимо отлучить от церкви. Павел смотрит на мир как на царство сатаны (Иоан. 12,31; 16,11; Деян. 26,18; Кол. 1,13), а на Церковь как на царство Бога. Пошлите этого человека назад в царство сатаны, к которому он и принадлежит - решает он. Но следует отметить, что даже такое серьезное наказание не является просто карающим. Оно было направлено на то, чтобы уничижить этого человека, укротить и искоренить похоть, чтобы все же спасти его дух.11

Также относительно предания сатане Феодор Мопсуестийский пишет:

Слова предать сатане означают не то, что апостол постановляет, чтобы так было, - он говорит это, дабы исторгнуть из Церкви того, кто отпал от Бога и подчинился власти сатаны. Апостол повелевает изгнать такого из Церкви, и непременно впоследствии такой человек был предан сатане. Вместо наказания апостол сказал о последствии, чтобы сильнее устрашить его. Говорит же он так не потому, что непременно хотел отлучить его, но потому, что [хотел внушить ему] осознание собственного прегрешения, чтобы тот раскаянием смог сокрушить себя для настоящей жизни и представить достойным будущего спасения.12

В ключе Роджерса также написано, что в этой фразе говорится, о изгнании человека из общины, но далее в греческом тексте используется слово «ἵνα», которое указывает на цель спасти.13

В Писании есть места, которые говорят, что Бог осуждает развод. Но как быть верующей стороне, когда супруг начал вести греховную жизнь, когда супруг отступил от Бога? В таких случаях возникает вопрос: а что делать верующей стороне? Для решения этого вопроса будет предложена библейская позиция.


Исследование ключевых отрывков

В данной главе будут проведены исследования отрывков, которые относятся к смешанным бракам: Втор.7:1-5, Ис.34:15-16, 1Кор.7:12-16, 1Кор.7:39, 2Кор.6:14-16, 1Петр.3:1-2.

Что говорит Ветхий Завет?

Исследование Втор.7:1-5

Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем.

Описание книги
Данная книга описывает Божий призыв к Его народу, следовать за Ним исполняя Божьи предписания для счастливой богоугодной жизни, которая ведет к благословению. Структура книги очень похожа на вассальный договор или на особое соглашение, которое было общепринятым в древнем мире. Такое соглашение указывало на то, что обе стороны будут делать все, чтобы исполнить эту угоду. Вассальный договор обычно состоял из шести частей:
  1. Преамбула.
  2. Исторический пролог.
  3. Общие условия договора.
  4. Частные условия.
  5. Божественное свидетельствование (божества призывались во свидетельство договора).
  6. Благословения и проклятия (за исполнение или неисполнение договора).
Такой же пример ми можем найти и в данной книге:
  1. Преамбула (1:1-4).
  2. Исторический пролог(1:5-4:43).
  3. Общие условия (4:44-11:32).
  4. Частные или конкретные условия(12-26).
  5. Божественное свидетельство (Бог сам был свидетелем договора).
  6. Благословение и проклятия(27-28).14

Также данную книгу можно охарактеризовать как проповеди Моисея новому поколению, о важности соблюдения и сохранения отношений с Богом. И поэтому данную книгу можно охарактеризовать как три проповеди Божьего человека Моисея к израильскому народу:

  1. Проповедь о том, что Бог сделал для Израиля (1-4:43).
  2. Проповедь о том, чего Бог ожидает от Израиля (4:44-28:68).
  3. Проповедь о том, что Бог сделает для Израиля (29-30 главы). И последняя часть книги – историческое приложение: переход посредника Моисея (31-34 главы).15

Цель данной книги заключается в том, чтобы наставить новое поколение в послушании Господу, чтобы народ ходил только за Единым Господом, и служил только Ему, а также жил по Его уставу. Народ ожидало, в зависимости от соблюдения данной книги, данных законов, или проклятие, или благословение. Поэтому данная книга показывает, что должен был делать человек, чтобы иметь благословение, чтобы иметь Божье попечение.

Значимость отрывка

Отрывок, который будет рассматриваться, если брать книгу как документ или договор, он расположен в личных, или частных условиях, которые народ должен был со своей стороны исполнять. Если говорить как о проповеди Моисея - то исследуемый отрывок находится во второй проповеди, о том чего Бог ожидает от Своего народа, который входит в обетованную землю. Так как народ ожидал и очень желал Божьего благословения, то для народа очень важно было исполнять свою сторону обязательств и данный отрывок как раз находится в разделе, где Божьи постановления народ должен был безоговорочно исполнять. От исполнения повелений Божьих зависело и их благополучие. Господь, для того чтобы народ поклонялся только Ему ограждал Свой народ и одним из таких ограждений было не иметь семейных связей с язычниками, которые в последствии уводили бы евреев от их Бога. Рассматриваемый отрывок показывает, что Бог хотел оградить свой народ от греха, Он хотел им благословения. Итак, этот отрывок говорит о том, что евреям, ради их же блага запрещалось вступать в брачный союз с язычниками.

Толкование отрывка

Данный отрывок нужно рассматривать как ведение войны израильского народа с народами, нечестие которых стало очень великим перед Богом, и Он решил вынести Свой суд над ними. Эти семь народов были глубоко укоренены во грехе и о раскаянии не думали, хотя Бог по Своей милости мог их помиловать, в случае покаяния и обращения к Нему, как помиловал Ниневию, после проповеди Ионы. Но из Втор.7:10 – видно, что Бог осудил тех, кто Его ненавидел: «Он лично им воздаст». Важно заметить и тот факт, что третий стих говорит, о вероятности того, что евреи не исполнят повеление Бога и не уничтожат все эти народы, как и случилось.16 Бог сказал Своему народу, чтобы те не вступали в союз с язычниками, которых Он наказывал, чтобы сами евреи не подпали под Божье осуждение. Для того, чтобы евреи не отступали от Бога, им нужно было не только порвать связи с народами той земли, они должны были уничтожить их, как потенциальную угрозу идолопоклонства. Заключение брака с язычниками также привело бы к отступлению от веры в Единого Бога.17 Еще Бог запретил смешанные браки евреев с язычниками, для того чтобы показать особый статус еврейского народа, как избранного Богом. Согласно хеттским документам этого периода некоторые города получали статус храмовых, и наделялись особыми привилегиями. Чтобы сохранить эти привилегии, жители этих городов лишались права заключать браки за пределами городской общины. Похожим образом Израиль получил статус «Святой земли», а израильтяне стали «царством священников». 18 Из-за этого смешанные браки запрещались Богом, так как могли привести к идолопоклонству. Запрет на смешанные браки защищает привилегии завета и обеспечивает чистоту религиозных идеалов. А из четвертого стиха видно, что нарушение этого запрета навлекает гнев Божий, скорое истребление (Втор.7:4).

Исследование Исх.34:15-16

Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

Описание книги

Книга Исход очень интересная книга Библии, в которой повествуется о исходе народа из Египта, рассказывается о Божьем народе, как он себя вел во время хождения по пустыне, о завете народа с Богом, о Божьем Законе для Его народа. Тема книги, как пишет Уирсби – Бог освобождает нас, чтобы мы могли служить ему.19 Джеймс Смит пишет, что тема книги – это искупление народа.20 Смит также выделяет пять ключевых моментов, которые раскрывают суть книги Исход:

Так в качестве ключевого стиха может быть предложено место, записанное в (19:4-6) «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Стихи 3:7-8 также могут быть предложены как ключевые стихи всей книги: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Некоторые богословы считают, что в качестве ключевого стиха книги, подчеркивающего ее содержание, следует выбрать 12:51: «В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их».

Ключевое слово Книги Исход – избавитель, которое в разных формах встречается в книге девять раз. Ключевая мысль – искупление. Бог вывел Свой народ из египетского рабства. В Книге Бытие несколько главных персонажей, а в Книге Исход основное внимание обращается на одного: на Моисея. Именно он – главный персонаж всей книги.21

Также он пишет, что все заповеди и постановления книги могут быть разделены на три категории: 1 – заповеди, описывающие нравственные принципы (главы 19-20), 2 – постановления, относящиеся к социальной сфере (главы 21-23), 3 – обряды религиозной жизни (главы 24-40).22

Книга Исход очень интересная книга, она много говорит о народе Божьем, но что самое важное, она описывает формирование отношений народа с Богом, а также жизнь народа по Божьим законам и постановлениям, которые ведут к счастью и благословению.

Значимость отрывка

Исследуемый отрывок находится в разделе наставлений израильскому народу. После греха народа, после того, как Моисей разбил скрижали, он пошел во второй раз на гору для общения с Богом на других сорок дней. Там Господь говорил Моисею о том, что изгоняет ханаанские народы от евреев (Исх.34:11), но израильтяне не должны вступать в союз с ними (Исх.34:12-16). Отрывок, который исследуется, находится в призыве Бога не вступать в союз с язычниками и идолопоклонниками. Для данной работы этот отрывок очень важен, так как в нем описывается Божья воля относительно не только союза с язычниками в каких-то делах, но в самом главном – в создании брака с этими язычниками и идолопоклонниками, которые ведут аморальный и развратный образ жизни.

Важные слова

Важно также объяснить само слово блуд, а также блудодействовать. Эти слова важны потому, что они в данном тексте выступают как часть служения своим богам.

Союз – ְּב ִרית, прочное объединение могущественных личностей или держав для достижения общей цели. Такие союзы скреплялись по-разному, с помощью даров, клятв, приданого и браков, а также заветов.23 Также в симфонии Стронга написано, что союз это и завет и договор.24

Блуд - ,זָנָה это любая незаконная половая связь, то есть любая связь, кроме связи между мужем и женой. Также слово блуд в более узком плане может обозначать также аморальную половую связь между не состоящими в браке людьми.25

Блудодействовать – в другом словаре означает, что женщины, которые этим занимаются, занимаются долгое время, это практически профессиональное их занятие, которое составляет часть поклонения их богам. Симфония Стронга дает такое пояснение этому слову - прелюбодействовать, блудодействовать, блудить, быть неверным, быть склонённым к блуду, впадать в блуд. Склонять к блуду, совращать, блудить, быть проституткой.26

Толкование отрывка

Этот отрывок показывает читателям отношение Бога к моральной чистоте, к сексуальной чистоте так, как Он есть Тот, Кто создал семью еще в Эдеме. Он есть Тот, Кто создал человека мужем и женой, то Бог проявляет свой гнев, когда человек нарушает Его постановление касательно физических или интимных отношений. Бог заключал завет со Своим народом, Он указывал им на правильные моральные ценности, которые помогают жить счастливо, когда их придерживаются. Также, Джон Каррид пишет:

В данных стихах видно, что идолопоклонство связывается с сексуальной аморальностью. Сексуальная аморальность была неотъемлемым элементом хананейской религии. Одним из проявлений был храмовый блуд. Хананеи верили, что акты блуда на территории святилищ обеспечат плодовитость людям, землям и животным.

Храмовым блудом в Ханаане сопровождалось поклонение божеству Ваал-Фегору, имя которого буквально означает «властелин отверстия». Примером хананейского влияния на другие народы служит Числа.25:1-3, где сказано, что, блудодействуя с почитателями ваала, израильтяне совратились к поклонению этому божеству. Запрещенное сексуальное поведение символизировало неверность Израиля его Богу Яхве.27

Данный отрывок говорит, что если евреи начнут брать в жены идолопоклонниц, то это приведет к тому, что и евреи станут поклоняться идолам. Важно заметить, что Писание говорит, что именно евреи станут поклоняться идолам, а не те женщины станут поклоняться Живому Богу. Мэтью Генри относительно данных стихов пишет, что доброе скорее обольститься худым, нежели улучшит его.28 Так, как и тогда из текста видно, что браки с язычниками вели к отступлению от Бога, так и сегодня вступление в брак с неверующими людьми ведет к отступлению от Бога. Если тогда, люди поклонялись видимым идолам, сделанными из материалов, то на сегодняшний день человечество поклоняется множеству идолов, но христиане должны и поклоняются только Единому Богу. Поэтому на основании Божьего запрета евреям вступать в смешанный брак, можно сделать вывод, что христианам также запрещается вступать в брак с неверующим, так как Господь, как и тогда, был «Ревнителем», так и сейчас Им остается. Божья воля чтобы христиане поклонялись только Ему.

Что говорит Новый Завет?

Исследование 1Кор.7:12-16

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Описание книги

Первое послание к Коринфянам – это письмо, как ответ, на те проблемы, которые сформировались в церкви, которые разрушали и не давали верующим правильно жить христианской жизнью. Сам город Коринф был порочным городом, так в нем была великая распущенность вплоть до храмовой проституции.29 И не удивительно, что люди, которые уверовали в нем, столкнулись с этими грехами, но это их не оправдывает. В письме Павел подымает те проблемные темы, которые были там, он указывает на них и дает пояснение. Также апостол побуждает, верующих изменять свою жизнь, то есть исправляться. В послании подымаются такие основные темы: 1 разделения(1:10-13), безнравственность (5:1-5), неправильное понимание создание и пребывание в браке(7 глава), недостойное участие в преломлении(11:17-34), понимание и использование даров(12-14 главы), пренебрежение учением о воскресении(15 гл.). И вот в данном письме, которое Павел написал приблизительно в 55-56 гг., поднимаются эти вопросы, и даётся правильное их решение. Павел хочет, чтобы верующие могли возрастать в духовной жизни, которая выражалась бы правильных отношениях с другими, а также в праведной жизни, в жизни в уподоблении Христу.

Значимость отрывка

Отрывок, который будет рассматриваться, находится в разделе о браке и отношении к нему, а также о брачных отношениях, кроме этого Павел затрагивает важные темы как безбрачие и девство. В нашем отрывке мы затрагиваем или рассматриваем тему сохранения брака, как Божьего установления. Павел обращает внимание, на то, что брак, если он уже есть, то его нужно всеми силами сохранять. Данный отрывок важен потому, что даже во времена Христа у евреев было две школы, которые учили о разводе, то есть о расторжении брака. Одни учили что, можно с любой причины разводиться, другие с причины прелюбодеяния.30 Но Христос учил, что брак сочетает Бог и человек не должен его расторгать, только по причине прелюбодеяния (Мт.19:5 9). А если смотреть на то, в каком городе находилась церковь, то и не удивительно, что нужно об этом писать, а также очень важно было написать и о том, что делать когда брак сделался смешанным, как поступать тогда. И в данном отрывке Павел дает ответ.

Важные слова

В рассматриваемом отрывке для нас будут важными такие слова как: спасение мужа, и жены, святость детей, и освящение супругов, отпустить неверующего, и быть связанным при разводе с неверующим.

ἁγιάζω - освящать (отделять от обычных вещей и предназначать для Господа), святить (почитать что-либо святым), посвящать (отдавать или предназначать для Бога, т.е. в святое употребление), почитать святым, очищать, омывать;31 также означает – сделать пригодным для ритуальных целей32

ἀκάθαρτος - нечистый, неочищенный; перен. порочный; 33

ἅγιος - святой, посвящённый, благочестивый, праведный.34 В лексиконе Волтера Баера говорится, что свято это отделенный для Бога,35

δουλόω - порабощать, покорять, обращать в рабство; страд. становиться рабом, быть в порабощении.36

σώζω - спасать, беречь, сохранять, избавлять; исцелять; ыздоравливать;37

Проблемы в тексте

Проблемное место: «дети ваши святы».

Есть мнение, что «дети ваши святы» значить спасены, только нужно это принять верой, но этот текст такого не говорит, в данном месте слово «святы» – значит отделены от чего-то мирского. Поскольку один из родителей христианин, то соответственно он старается как-то научить детей Писанию, старается побудить детей к отношениям со Христом. Но дети по природе такие как и все – грешные, и в святости, которую дает Христос также нуждаются. Также относительно спасения – им нужен Христос, как и всем, родители для них не могут заработать ни спасения, ни святости.

Толкование отрывка

Рассматриваемый отрывок это важное практическое предписание для семейной жизни христианина, поскольку во времена Павла и доныне взрослые люди которые обращались ко Христу уже имели семьи, по этому им необходимы были эти наставления.38 Павел излагает два соображения, имеющие непреходящую ценность и сегодня.

1) Он выражает благословенную мысль, что неверующий супруг освящается верующим супругом. А ребенок, родившийся в доме христианина, даже если только один из супругов христианин, рождается в семье Христа. В брачном союзе язычника и христианина имеет значение не то, что верующий вступает в среду господства греха, а что неверующий язычник соприкасается с ореолом милосердия.

2) Он говорит еще одну столь же благословенную мысль, что такой союз может послужить путем к спасению неверующего супруга. Для Павла проповедование Евангелия начинается в семье. На неверующего язычника не надо смотреть как на нечистого, которого следует избегать, а как на сына или дочь, которых нужно привести к Христу. Павел знал ту святую правду, что часто любовь к человеку приводит на путь любви к Богу.39

Исследование 1Петр.3:1-2

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Описание книги

Данное послание было написано Апостолом Петром во время гонений на христиан. После того, как Нерон спалил Рим для дальнейшего строительства, множество людей осталось без крова над головой. Люди проявляли свой гнев и Нерон видя такую обстановку обратил их злость на христиан, которых и так не любили за связь с иудеями.40

В такой обстановке жили христиане и Петр написал это письмо, чтобы поддержать и наставить братьев и сестер, чтобы верующие укрепились в надежде на Господа и могли правильно перенести эти гонения. В письме апостол наставляет христиан в разных жизненных аспектах: святая жизнь перед миром (1:15-16), достойное поведение перед неверующими (2:12), правильное отношение к властям и начальствующим (2:16,17). Также Пётр призывает христиан достойно переносить страдания через веру, чтобы это приводило к славе Божьей (2:19-23), еще он наставлял христианских женщин правильной богобоязненной жизни с неверующими мужьями, а также и мужчинам говорил, как относиться к жёнами (3:1-6). Апостол, в это особо тяжелое время призывал христиан быть ближе друг к другу и проявлять любовь и заботу (4:7-11). Пётр ободрял христиан и утешал их, чтобы они могли с радостью в Господе переносить страдания и гонения (4:12-16). И в конце послания Петр как лидер христианской церкви наставлял пастырей, также быть внимательными к церкви, заботясь о ней, заботясь о каждом члене тела Христова (5:1-5).

Значимость отрывка

Исследуемый отрывок очень важен и в наше время, так как на сегодняшний день, большое число христиан состоят в смешанных браках. Много верующих страдают от такой жизни, и возможно, у некоторых людей возникает печаль или разочарование, возможно они думают, что все безнадежно, что ничего уже нельзя сделать или изменить. Но Петр призывает, в этом отрывке, христианских жен к благочестивой семейной жизни не смотря на положение мужей перед Господом. Это важный отрывок так, как он побуждает жен вести святую жизнь и не терять своей цели – спасение своего мужа. Петр писал это тогда, когда были гонения на христиан, то в наше время, без гонений, когда мужья не запрещают женам посещать церковь, служить Богу, иметь общение с верующими, женам-христианкам нужно также, как и тогда, относится к своим мужьям с почтением.

Важность этого отрывка для данной работы также заключается в том, что здесь Петр как и Павел указывает на цель жизни в браке с неверующим. Эта цель есть спасение человека, особенно такого близкого как супруг. Воля Божья, чтобы все спаслись, и для исполнения этой воли нужно прикладывать много усилий.

Важные слова

ὑποτάσσω - подчинять, покорять, повиноваться, слушаться,41 также быть в подчиненном положении.42

ἀπειθέω - не слушаться43 , не повиноваться, не покоряться; не веровать, быть неверным.44 Также быть непокорным.45

κερδαίνω - приобретать, получать прибыль, избегать.46 Также означает получать выгоду.47

ἁγνός - непорочный, чистый, целомудренный. Здесь подразумевается безупречное поведение жены.48

Толкование отрывка

Этот текст показывает, что Петр, как и Павел призывал христианских женщин не покидать своих неверующих мужей, даже если они не принимают, или противятся слову. Но призывал их быть чистыми, жизнь женщины должна отличатся прекрасным целомудрием и верностью, идущими от любви. Также женщина должна проводить богобоязненный образ жизни.49

Хотя, статус женщины во времена Петра был практически никакой, но апостол все равно говорит, что христианки должны подчиняться своим мужьям (в особенности, если они неверующие), не потому, что они в чем-то хуже своих мужей, ибо они — святые Божьи.50 Цель состояния верующей женщины в таком браке должна быть, спасение или приобретение своего мужа, то есть чтобы муж стал христианин. Мэтью Генри в своем толковании на этот текст пишет о долге жены христианки: во–первых она должна жить «в нежной покорности воле своих мужей и в послушании их справедливому авторитету. Такое услужливое поведение будет самым надежным способом приобрести тех непокорных и неверующих мужей».51 Во-вторых ее долг в чистом житии, за которым тщательно наблюдают их неверующие мужья. Также он пишет: «Нечестивые люди очень строго следят за поведением верующих; их любопытство, зависть и подозрительность заставляют их пристально наблюдать за путями и жизнью добрых людей. Чистое житие, сопровождаемое должным уважением к каждому человеку, - прекрасный способ приобрести их для веры в Евангелие и заставить покориться слову».52 Относительно данного текста Макдональд в своем комментарии пишет:

В нашем обществе такие отношения отошли в прошлое. Женщины захватывают власть над мужчинами, и наше общество все более и более становится матриархальным. Во многих церквах женщины кажутся более активными и одаренными, чем мужчины. Но Слово Божье незыблемо. Главенство мужчины – это Божественное установление. Как бы разумно ни звучали аргументы, но результатом узурпации женщиной власти над мужчиной, в конечном счете, будут лишь проблемы и хаос. Даже если муж неверующий, жена все равно должна уважать его как главу. Это будет свидетельством ее веры в Христа. Ее жизнь как покорной, любящей, преданной жены может содействовать приобретению его для Спасителя. И она может приобрести его без слов. Это значит, что жена не должна постоянно читать мужу проповеди. Вероятно, жены, ворчавшие на мужей и старавшиеся вбить им в голову Евангелие, нанесли им большой вред. Здесь подчеркивается, что приобрести мужа для живого Христа жены могут своей повседневной жизнью.53

Исследование 1Кор.7:39

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

Значимость отрывка

Данный стих находится в разделе послания о браке и отношения к нему. Также этот отрывок важен и в вопросе повторного брака. Но в данной работе наибольшая важность этого отрывка заключается в том, что в этом стихе Павел говорит о условии брака, повторного брака – «только в Господе». В комментариях Баркли есть слова Плутарха который еще давно сказал, что «брак не может быть счастливым, если супруги не исповедуют одну религию»,54 поэтому данный стих очень важен в решении брачного вопроса.

Важные слова

В данном стихе важными словами есть такие слова: связана, свободна

δέω - связывать, привязывать, сковывать, заключать в узы, оковы.55 Принуждать, велеть, запрещать.56 Подчеркивает состояние или условие, являющееся результатом вступления в брак.57

ἐλεύθερος - свободный, вольный, независимый; освобожденный.58 Ніким не пригноблювана, незалежна, самостійна, яка звільнилась від певних обов’язків, яку ніщо не стримує, яка має право або можливість діяти, чинити зі своєї волі, за власним бажанням.59

Проблемы в тексте

Данный стих открывает ту картину, что женщина, или вообще человек может иметь повторный брак в случае смерти одного из супругов. Этот стих не дает исчерпывающей информации вообще о повторном браке, поэтому для исследования повторного брака нужно исследовать и другие стихи. В данной работе отрывок будет исследоваться с позиции создания брака вообще.

Толкование отрывка

Павел говорил, что может быть повторный брак в результате смерти одного из супругов, но в других местах, он призывает вдову или вдовца остаться одним. Но Павел также говорит, что христианин может вторично вступить в брак, только при одном условии, чтобы другой человек тоже был христианином.60 Как написано в комментариях Мэтью Генри: «Вступление в брак – это такой важный вопрос, что он должен решаться только по тщательному обдумыванию, рассуждению и взвешиванию всех обстоятельств. И при наличии самых вероятных оснований, что брак будет содействовать духовному росту».61 Также в комментариях Макдональда написано: в Господе – значит “по воле Господа”. В этом важном деле она должна искать водительства Господа и выйти замуж за того верующего, которого даст ей Господь.62

Исследование 2Кор.6:14-16

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Описание книги

Второе Послание апостола Павла к Коринфянам было написано с целью снова наставить верующих, направить их к жизни с Богом, к духовной жизни, а также апостол, зная о проблеме лжеучителей в этой церкви, отстаивал свой авторитет, как апостола Христа. Данное послание можно разделить на две части: первая часть (1-9 главы) – утешение и наставления в христианской жизни, призыв к жизни в мире с Богом. Вторая (10-13главы) - в этой части книги апостол отстаивает свое апостольство, а также, что очень важно, призывает коринфян к раскаянию в грехах, перед тем, как он придет к ним. Данное послание написано в искренней и дружественной форме, Павел хочет наладить дружеские отношения с верующими в Коринфе, а также стремится с любовью помочь им в их проблемах, чтобы, когда он придет то, не нужно было применять свою апостольскую власть, наказывая непокорных Богу.63 В послании поднимаются такие важные истины как: утешение друг друга (1:3-7), переживания служителя за церковь (2:1-4). Далее - прощение тех, кто согрешил и раскаялся (2:6-10), христиане - письмо Христа и служители Нового Завета (3 глава), примеры преданного служения апостолов (4 глава, 6 глава, 11 глава, 12 глава), а также важной для данной работы истиной в плане отношений с неверующими (6:14-16).

Значимость отрывка

Данный отрывок является, ценен тем, что апостол Павел показывает Божью волю относительно союза между христианами и идолопоклонниками, или лжеапостолам.64 Также он показывает волю Господа относительно общности верующих и неверующих. Такой союз включает в себя какие-то общие цели и дела, общие интересы. Также, этот отрывок может включать в себя показания воли Божьей относительно создания семейного союза с неверующим.65 Поэтому данный отрывок мы будем рассматривать с позиции его отношение к созданию брака с неверующим.

Важные слова

Важными словами в исследуемом отрывке есть: преклонятся , неверный, общение , велиар, согласие.

ἑτεροζυγέω - впрягаться в ярмо с человеком, который не подходит.66 Также данное слово означает запрягать животных, которым необходимы различные виды ярма, в одно (бик, осел).67 Понятие ярма использовалось как символ брака и по отношению к учителям, которые были в согласии по доктринальным вопросам.68

ἄπιστος - неверующий,; неверный; невероятный; не християнин.69 Еще один из примеров возможного перевода - без веры.70

μετοχή - участие, (со)причастность, общность, сообщество.71

συμφώνησις - согласие, договор, гармония.72 Используется в папирусах в значении «соглашаться», «работать по общему согласию».73

Βελίαλ - дьявол74 , еврейское слово со значением «ненужный», используется в иудейских писаниях и свитках Мертвого моря для описания сатаны, князя беззакония и тьмы.75

Толкование отрывка

В данном отрывке апостол обращается к церкви и призывает верующих с помощью вопросов, не объединятся, или не группироваться с язычниками. Павел со всей искренностью наставляет христиан в Коринфе, относительно общности с язычниками. Мэтью Генри в своем толковании данного текста говорит, что предостережение, или повеление не впрягаться, можно отнести к предостережениям относительно родственных связей с язычниками. Благочестивым, верующим не стоит:

1. Вступать в родственные связи с беззаконниками и нечестивцами, потому что те будут склонять христиан на другие жизненные пути.

2. Не должны связывать себя дружбой с неверующими людьми. Хотя полностью избежать общения с ними верующие и не могут. Тем не менее, христиане не должны выбирать неверующих, как близких друзей76 . Также данный отрывок объясняют и так, что Павел не требовал полного разрыва отношений с неверующими, поскольку в первом своем письме он писал, чтобы женатый на неверующем супруге не разводился (1Кор.7: 12-16). Также автор данного толкования пишет, что полный разрыв отношений с людьми в мире означал бы «выход из этого мира» (1 Кор. 5: 9-11). Скорее всего, Павел призывает христиан не иметь ничего общего с языческим идолопоклонством.77

Баркли о данном отрывке пишет, что в данном тексте находятся некоторые понятия из Ветхого Завета. Фраза «не впрягаться под чужое ярмо» бесспорно относится к заповеди (Повт.22: 10) "Не паши на воле и осле вместе". Он пишет, что существуют определенные несовместимые вещи, которые никогда не нужно было соединять. Невозможно, чтобы христианская чистота и языческая порочность находились под одним ярмом.78 С помощью вопросов апостол Павел призывает коринфян сделать для себя вывод, так как ответ на все вопросы есть - ничего общего, ничто не объединяет, поэтому христиане не должны создавать союзы с неверующими. Для данной работы, этот отрывок имеет очень большое значение так, как он открывает Божью волю относительно создания семейного союза с неверующим. И Его воля заключается в том, чтобы христианин не вступал в брак с неверующим стороной.


Результаты экзегетического исследования

Сделав исследование ключевых отрывков по данной теме в этом разделе, будут поданы краткие выводы по каждому месту.

Места, которые относятся к созданию брака с неверующим

Исследуя Ис.34:15-16 можно сделать такие краткие выводы:

  • Бог запрещает союзы с язычниками.
  • Блудодейство – это тяжелый грех перед Богом.
  • Блуд – это часть идолопоклонства.
  • Человек, который вступает в брачный союз с язычником, также станет идолопоклонником.

Из отрывка Втор. 7:1-5 можно сделать такие выводы:

  • Божий призыв не вступать в союз с язычниками (самим не женится на них, а также и детям запрещать).
  • Язычники уведут от Бога.
  • Бог проявит Свой гнев за отступление.

Также из Нового Завета по 1 Кор. 7:39 будут показаны такие выводы:

  • Супруг должен быть только верующий.
  • Брак создавать, только по воле Божьей.

И из 2 Кор. 6:14-16 также будут показаны основные уроки, относящиеся к данной теме работы:

  • Под ярмом, можно понимать жизненный путь, который у христианина кардинально отличается от жизненного пути неверующего человека, поэтому вместе они не смогут долго идти.
  • Настоящего близкого общения, единения не будет.
  • Общего у них тоже ничего нет.
  • Сотрудничества правильного у них не будет.
  • Христианин – храм Божий, неверующий – как поклоняющийся идолу.

Этот отрывок говорит о полной несовместимости верующего с неверующим для создания брачного союза.

Теперь из остальных текстов, которые касаются жизни в браке с неверующим, также будут даны краткие выводы.

Из 1 Кор. 7:12-16:

  • Если женат, то не должен оставлять (разводится).
  • Неверующий освящается через верующего супруга.
  • Дети тоже освящены верующим человеком.
  • Развод возможен со стороны неверующего.
  • Цель совместной жизни – спасение неверующего супруга.

Из 1Петр. 3:1-2:

  • Верующая жена должна повиноваться мужу.
  • Благочестиво, богобоязненно жить (проповедовать без слов).

Практические советы для создания и созидания библейского брака

Очень важно чтобы христианин, несмотря на жизненные трудности, или какое то отчаяние, сделал в своей жизни правильный выбор в плане брака, с одной стороны в создании, а с другой – когда он уже в браке. Далее будет приведена таблица, которая показывает разницу между созданием брака с христианином и созданием брака с неверующим.

Параллель между созданием брака по Писанию и созданием брака против Писания

Поскольку есть много людей, которые уже вступили в брак с неверующим и живут несчастной жизнью, отступив от Бога, то ниже в таблице будут наведены те стороны, которые присущие семейной жизни, а также, о которых, в начале семейной жизни человек или христианин может не задумываться. Но перед этим, нужно подметить – брак, это не кратковременное явление, но союз на всю жизнь. Также это не простой союз между людьми, это союз который при его разрыве в Божьих очах называется тяжким грехом (Мал.2:16). В данном стихе сказано, что Господь ненавидит развод, Христос говорил, что Моисей дал разводное письмо по жестокосердию человеческому, а в начале такого не было. Поэтому перед тем как вступать в брак нужно сильно подумать, готов ли человек прожить с другим, независимо от трудностей, прожить вместе всю свою жизнь. Этот вопрос очень важный, поскольку в жизни будет очень много разных проблем и вопросов, которые быстро и легко не решаются – и такие ситуации очень влияют на отношения в браке.

Наведем один пример современной распространенной проблемы молодых браков – это вопрос жилья, где взять деньги на личное жилье? И если люди верующие, они знают что важнее в жизни - сохранит отношения с Богом и продолжать служить Ему, Если же один из семьи не верующий, то сохранить вообще отношения с Богом будет трудно, поскольку он будет решать самые важные в его жизни материальные вопросы, а о духовных и не подумает.

Поэтому приведенная ниже таблица показывает реальные привилегии брака между верующими над созданием брака с неверующим.

Создание брака
С верующим С неверующим
Угодно Богу (1Кор.7:39) Не угодно Богу(2Кор.6:14)
Ведет к благословению (оба поклоняются истинному Богу) Ведет к проблемам (один поклоняется живому, истинному Богу, другой «иным богам»)
Вместе идут к духовному росту (Акила и Прискила (1Кор.16:19)) Ведет к духовному падению христианина (Соломон и его жены (3Цар.11:4))
Ведет к взаимной любви (муж любит жену как Христос – церковь, а жена слушается мужа) Любовь может быть, но не полноценной (полноценная обретается во Христе(1Иоан.4:7))
Цель такой семьи – прославить Господа (как Божье творение, как верующие, как дети Божьи 1Кор.10:31, Кол.3:17) Противоречит воле Божьей (грех против Бога Исх.34:16)
Взаимная поддержка в вере (молитва друг за друга(Иак.5:16)) В такой семье христиан не получит духовную поддержку, которая так часто нужна в жизни верующего человека
Дети освящаются в таких браках(1Кор.7:14) Дети особо замечают конфликты в семье, и если он не правильно решается, или еще хуже был начат верующим – то это только отталкивает от Бога

Призыв к принятию библейского решения по поводу создания брака

Зная то, что многие христиане думают, что ситуации, в которой они находятся в вопросе брака, единственным выходом есть создание семьи с неверующим человеком, то хочется показать, что создание христианского брака – это благословение для человека, а создание брака с неверующим - это бесконечные проблемные ситуации во всех жизненных аспектах. И человек себя не оправдает, что в его церкви не было верующего, с кем можно было бы вступить в брак, или же просто не нашлось подходящей личности. В Писании сказано: «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7),– христиане не должны искушать Бога и в этом вопросе, это опасно для духовной жизни верующего.

Сейчас будет приведен один жизненный пример, когда молодой верующий человек вступил в брак с неверующим. Этот пример рассказала одна пожилая сестра. В молодости, она пришла к Богу, уверовала, приняла крещение, служила в церкви некоторое время. Но потом ей понравился молодой парень, но неверующий. На все запреты и просьбы этого не делать, она решила вступить с ним в брак и привести его ко Христу. В результате она не только, не привела мужа к Богу, но что на много хуже, она сама ушла от Бога. Всю свою взрослую жизнь она прожила в мире, и теперь спустя много лет жалеет о соделанном, потому что последствия таких ее действий были ужасными. Она всегда говорит такую фразу: «Легче стянуть человека со стола, нежели вытянуть на него».

Показание благословения брака с верующим

Как уже было рассмотрено, брачный союз – это союз и физический, и духовный, и социальный, и интеллектуальный, и эмоциональный. Когда есть гармония в этих жизненных аспектах, тогда брак будет крепким и счастливым, но в этом нужно возрастать, сразу все не получается, только в процессе взаимного возрастания.

Но только подумать: какой духовный союз между верующим и неверующим по отношению к Богу? Когда людям на этом уровне не о чем говорить, их ничего не объединяет, а для христианина это самый важный союз (взаимное или семейное поклонение Богу). Поэтому христианский брак – это великое благословение для христианина.

Далее, физический аспект – в жизни бывает всякое (сегодня человек красивый, сильный, а на следующий день: инвалид, красота прошла, появился лишний вес и т.д.). Христианская семья – это все равно великое благословение, поскольку если, что-то случилось, та же самая инвалидность – христианин не бросит; физическая красота для христианина – это не главное в жизни.

Социальный аспект – для христианской семьи и в этом есть привилегия, их объединяет в этой сфере желание и стремление прославить Господа и послужить Ему, а неверующий над этим даже не размышляет.

Также, если взять эмоциональную сторону – то христиане понимают, что над всем стоит Господь. Они не будут впадать в различную панику через трудности, а вместе будут искать ответа у Бога, в браке с неверующим – неверующая сторона будет отводить от Бога и Его ответа. И последний аспект – интеллектуальный. В христианской семье люди делятся своими размышлениями, идеями, вопросами, стремлениями, желаниями. Большинство из этих общений направлены на правильное решение жизненных ситуаций перед Богом или просто угождение Богу.

В браке же с неверующим этот аспект терпит большой урон, поскольку в неверующего другие интересы, другое восприятие мира и как следствие, иногда в таких семьях людям даже не о чем говорить. Важно указать на то, что брак между верующими – это угодно Богу, это Божья воля (1Кор.7:39), а брак с неверующим – навлекает гнев Божий (Втор.7:4). Поэтому, исходя из выше сказанного христианский брак это большое благословение для христианина.

Практические советы для создания библейского брака

Сейчас будет рассмотрено несколько ситуаций, которые случаются в жизни верующих людей, особенно молодых, а также будут даны советы как поступать в таких ситуациях на основании Писания.

Ситуация первая: когда молодому человеку понравилась красивая, но неверующая девушка, или наоборот. Он хочет вступить с ней в брачный союз, так она ему очень нравится, и он не может без нее жить. Для себя он принимает решение, что будет после свадьбы всеми силами стараться привести ее к Богу. Но результат практически всегда один и тот же - верующий человек уходит от Господа и от Церкви. Перед тем как дать библейский совет нужно задать вопрос: готов ли христианин пожертвовать отношениями с Богом, порвать свой союз с Богом ради создания союза с неверующим человеком? Итак, совет для молодого человека желающего вступить в брак с неверующим будет на библейском основании.

Исходя, из исследуемых текстов можно сказать – для того, чтобы до такого не дошло нужно ограничивать свое близкое общение с неверующими людьми, особенно противоположного пола. Мы исследовали, что во Втор.7:1-5 и в Исх.34:15-16 Бог призывает свой народ не вступать в союз с идолопоклонниками, потому что эти союзы введут в грех и отступничество от Бога. Потом эти союзы навлекут Божий гнев на верующего человека. Из исследования 2 Кор. 6:14-16 видно, что у верующего и неверующего нет ничего общего, по их природе, они не сочетаются. Поэтому христианину нужно удаляться от близких отношений с неверующим, особенно противоположного пола. Также из 1Кор. 7:39 – если христианин хочет исполнить волю Божью, то он должен создать брак «только в Господе», только с верующим человеком.

Смотря на физическую красоту – Библия говорит: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Прит.31:30). Поэтому красота – это совсем не основной и не единственный критерий для создания брака.

Относительно брака с неверующим пример Соломона есть также важен для этой работы, потому, что жены-язычницы увели его от Господа: Во время старости Соломона жены его «склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его»(3Цар.11:4). Здесь видно, что не Соломон – самый мудрый человек на земле, обратил своих жен к Живому Богу, а именно они, языческие идолопоклонницы, склонили сердце царя «к иным богам».

Ситуация вторая: время проходит, а сестры нет – такое также бывает, но и здесь Писание нам дает правильные и мудрые советы, которые ведут к благословению: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит.» (Пс.36:6) – нужно посвятить себя Господу и Он направит к решению вопроса брака. Писание говорит: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.» (Прит.18:23) – жену нужно искать и если нет в одной церкви, нужно искать в другой, но не закрываться, огорчаться и роптать на Бога.

Поощрение к созиданию брака с неверующим

Также нужно сказать и о браке, в котором кто-то из супругов уже верующий. Такое часто бывает. Из исследуемых отрывков сейчас будут наведены некоторые практические моменты, которые обязательно нужно принять и использовать в семейной жизни. В 1Кор.7:12-16 для женщин и для мужчин даны такие советы и предписания относительно их неверующих супругов: во-первых – быть в браке при взаимном согласии, то есть не искать развода. Далее Павел пишет, что верующий супруг способствует освящению своего супруга и детей, поэтому это еще одно побуждение жить в такой семье, а не разводиться. И на конец, апостол говорит, что если неверующий и хочет развестись, то верующий человек может развестись, но христианину нужно искать и в этом вопросе мира.

Из исследования 1Петр.3:1-2 – нужно выделить следующее: Петр призывает верующих жен, чтобы они слушались своих мужей независимо от их веры. Также апостол говорит, что если жена хочет чтобы муж был спасен, то нужно проводить молчаливый образ жизни, а не нравоучительный. Жена не должна учить мужа. И еще, что очень важно, если жена хочет спасти мужа, то жизнь ее должна быть образцовой, чистой, богобоязненной, прежде всего дома, а потом и в других местах. Уильям Макдональд в своих комментариях для христиан пишет такой пример, относительно жизни с неверующим:

Джордж Мюллер рассказал о богатом немце, жена которого была искренней верующей. Этот человек страшно пил, допоздна засиживаясь в трактире. Она отсылала слуг спать, а сама не ложилась до тех пор, пока он не возвращался, любезно его встречала и никогда не бранила и не жаловалась. Иногда ей даже приходилось раздевать его и укладывать в постель. Однажды ночью в трактире он сказал своим близким друзьям: “Держу пари, что, когда мы придем ко мне домой, моя жена будет сидеть и ждать меня. Она откроет дверь и окажет нам царский прием, даже приготовит для нас ужин, если я попрошу ее”. Сначала друзья были настроены скептически, но решили пойти и убедиться. И точно, она открыла дверь, вежливо их приняла и охотно, без малейшего недовольства, согласилась приготовить для них ужин. Накрыв стол, она пошла к себе в комнату. Как только она вышла, один из гостей начал осуждать мужа: “Какой же ты мужчина, если так плохо обращаешься с такой хорошей женщиной?” Обвинитель, не закончив ужинать, встал и ушел из дому. За ним вышел другой и третий, и так ушли все, не доев ужина. За каких-то полчаса муж глубоко осознал свою греховность и особенно бессердечное отношение к жене. Он пошел в комнату жены, попросил ее помолиться о нем, раскаялся в грехах и пришел ко Христу. С того времени он стал преданным учеником Господа Иисуса. Он был приобретен без единого слова!79

Заключение

Данная работа была посвящена вопросу брака с неверующим с позиции Библии. Исследуя тексты Писания были сделаны такие заключения, что христианин не имеет права в ступать в брак с неверующим. Если же, он хочет сделать это, то тем самим показывает, что: во-первых – готов нарушить Божье повеление, во-вторых – готов жить по мирски, то есть поклонятся идолам, в третьих – готов отступить от Бога, и в четвертых – готов навлечь на себя Божий гнев. Поэтому Писание четко говорит, что христианин, с его взглядом на жизнь в угождении Богу, ничего не имеет общего с неверующим человеком, каким бы хорошим тот не был. И последнее из Ветхого Завета видно, что создание брака с неверующим есть грех против Бога.

Далее в работе был исследован вопрос касающийся жизни христианина в смешанном браке. И также, после исследования текстов Писания были сделаны следующие заключения: во-первых, Бог не призывает христианина разводиться, а напротив, Господь призывает сохранять брак, во-вторых, такой брак для верующего человека есть поле действия для спасения всей семьи: и супруга и детей. В третьих, в таких семьях жена должна жить так, чтобы муж захотел прийти ко Христу, она должна проповедовать без слов, своей чистой и целомудренной жизнью.

Имея такое Божье повеление христиане, особенно служители и ответственные за служения, молодежные руководители должны наставлять других верующих и призывать их поступать правильно в вопросах брака, они должны призывать людей жить не для себя и угождения себе, а для Господа.


Иван Король
бакалавр богословия

1 Фритц Ринекер и Герхард Майер, Библейская Энциклопедия Брокгауза, перевод с немецкого (Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999), 106

2 Уэйн Грудем, Систематическое богословие: Введение в библейское учение. Перевод с английского (Санкт-Петербург: «Мирт», 2004), 506.

3 Флойд Х. Баракман, Практическая Христианская Теология всестороннее исследование основ христианского вероучения (Москва: «Духовное возрождение», 2002), 421-422.

4 Гэри Чемпен, «Как построить и укрепить близкие отношения», Брачный завет (Санкт-Петербург, 2005), 47.

5 Там же, 210.

6 Гэри Чемпен, Брачный завет, 197.

7 Там же, 48-49.

8 Там же, 227.

9 Н. а. Супружество, (Dallas, Texas: Н. и, 1996), 19-20.

10 Уоррен Уирсби, «Бытие – 2 Паралипоменон», Комментарий на ветхий завет, том 1 (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2010), 431-432.

11 Баркли, Уильям. Толкование посланий к Коринфянам (Н. г.: Всемирный Союз Баптистов, 1986), 50-51.

12 Брэй, Джеральд. Первое и второе послания Апостола Павла к Коринфянам Библейские комментарии отцов и других авторов I—VIII веков Новый Завет(Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2006),66.

13 Клеон Л. Роджерс-младший и Клеон Л. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, ред. Ю. А. Цыганков, перевод О. А. Рыбакова (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2001), 570.

14 Аллен П. Росс, «Бытие – Руфь», Толкование Ветхозаветных книг, ред. Платон Харчлаа, перевод И. Череватова (Ашворд, США: «Славянское Миссионерское Издательство», 1992), 280.

15 В. Белоусов, Обзор Ветхого Завета (Ирпень: Библейская семинария, 2008), 45-47.

16 Уильям Макдональд, «Ветхий Завет», Библейские комментарии для христиан (Christliche Literator-Verbreitung, 2000), 201-202.

17 Росс, Толкование Ветхозаветных книг, 297-298.

18 Джон Уолтон, «Ветхий Завет». Библейский культурно–исторический комментарий. Часть 1. Санкт-Петербург: «Библия для всех»,2005 196-197

19 Уирсби, Коментарий на ветхий завет, 196.

20 Джеймс Смит, «Пятикнижие», Комментарии для современного читателя (Originaly published in the U.S.A.: «Единение», 2009), 202.

21 Там же, 202-203.

22 Там же, 203.

23 Уолтер Элуэлл, Большой библейский словарь (Москва: «Библия для всех», 2005), 199.

24 Джеймс Стронг, Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам (Гринвилл, США: Университет Боба Джонса, 1998), 1412

25 Элуэлл, Большой библейский словарь, 192.

26 Стронг, Библейская симфония, 1349.

27 Джон Каррид, «Исход», том 2 (Минск, 2010), 298.

28 Мэтью Генри, «Бытие – Второзаконие», Толкование книг Ветхого Завета (Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 2007), 430.

29 Н. а. «Новый Завет», Библейский комментарий, часть 3 (Санкт-Петербург: «Мирт», 2001), 447.

30 Крейг Кинер, «Новый Завет», Библейский культурно-исторический комментарий, часть 2 (Санкт-Петербург: «Мирт», 2005), 75.

31 Джеймс Стронг, Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам (Гринвилл, США: Университет Боба Джонса, 1998), 1485

32 Bauer, Walter, William F. Arndt, Wilbur Gingrich, and Frederick W. Danker, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 1189.

33 Стронг, Библейская симфония, 1487.

34 Там же, 1485.

35 Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 9.

36 Стронг, Библейская симфония, 1500.

37 Там же, 1534.

38 Кинер, Библейский культурно-исторический комментарий, 398-399.

39 Баркли, Уильям. Толкование посланий к Ефесянам (Scottdale, PA.: Всемирный союз баптистов, 1983), 70-71.

40 Мак-Артур, Джон. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. (Минск: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1688.

41 Роджерс, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 871.

42 Баркли М. Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета, перевод с английского В. Н. Кузнецова (Москва: Российское Библейское Общество, 2006), 218.

43 Роджерс, Новый лингвистический и экзегетический ключ, 871

44 Стронг, Библейская симфония, 1998.

45 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета ,30.

46 Стронг, Библейская симфония, 1398.

47 Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 456.

48 Роджерс, Новый лингвистический и экзегетический ключ, 872.

49 Уильям Баркли, Толкование посланий к Иакова и Петра (Scottdale, PA.: «Всемирный союз баптистов», 1983), 244-246.

50 Эдмунд П. Клоуни, «Первое Послание Петра», Путь креста (СанктПетербург: «Мирт», 2001), 124-130.

51 Мэтью Генри, «Иакова – 2 Коринфянам». Толкование книг Ветхого Завета, том 5 (Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 2001), 67-68.

52 Там же, 67-68.

53 Уильям Макдональд, «Новый Завет», Библейские комментарии для христиан (Christliche Literator-Verbreitung, 2000), 646-647.

54 Баркли, Толкование посланий к Коринфянам, 79.

55 Стронг, Библейская симфония, 355.

56 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета, 55.

57 Роджерс, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 582.

58 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета, 74.

59 Бусел В.Т. Великий тлумачний словник сучасної української мови.(Ірпінь: ВТФ „Перун“, 2005),188.

60 Баркли, Толкование посланий к Коринфянам, 78-82.

61 Генри Толкование книг Нового Завета, 317.

62 Макдональд, Библейские комментарии для христиан, 860.

63 А. П. Лопухин, Толковая Библия или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. (Петербург 1904-1913), 129.

64 Дейвид К. Лоури Толкование новозаветных посланий и книги Откровения. Ред. Платон Харчлаа. Перевод Ирины Череватовой. (Ашворд, США: «Славянское Миссионерское Издательство» 1992), 272.

65 Боб Атли,. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II Послания к Коринфянам. Том 6, (Техас: «Маршалл»2008),465.

66 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета,93.

67 Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 1548

68 Клеон Л. Роджерс-младший и Клеон Л. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, перевод с англ. Рыбаковой О. А. (Санкт-Петербург:Библия для всех, 2001), 638-639.

69 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета, 31.

70 Bauer, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 537-538

71 Стронг, Библейская симфония, 1518

72 Там же, 1533

73 Клеон Л. Роджерс-младший и Клеон Л. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.2001. 639

74 Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета, 46

75 Там же, 639.

76 Генри, Толкование на книги Нового Завета, 385-386.

77 Пол Барнетт, «Второе послание к Коринфянам», Сила в немощи (СанктПетербург: «Мирт», 2002), 137-139.

78 Баркли, Толкование посланий к Коринфянам, 240-243.

79 Макдональд, Библейские комментарии для христиан, 647.