Боротись за віру, раз дану святим

Возникновение пятидесятни­ческого движения

Неудовлетворенность религиозным рационализмом, жажда полноты духовной жизни и тяга к необычному во все времена будоражили людские умы. В истории христианства то и дело возникали различные течения, исповедующие какую-либо крайность, будь то предельный аскетизм или полная вседозволенность, нарочитая духовность или обожествление своих инстинктов. Так или иначе, эти учения не исчезали бесследно, увлекая множество последователей. Не стало исключением и пятидесятническое движение.

Всего в истории человечества было три крупных волны оккультно-мистических увлечений: в 1–3 веках, параллельно с формированием Церкви; в 14–16 веках, в эпоху Возрождения, и начиная с конца 19 века по наши дни. Третья волна оказалась самой мощной и массовой. Для христиан это служит поводом для ожидания близкого исполнения пророчеств о воцарении антихриста и о конце света.1


Предпосылки для возникновения пятидесятни­ческого движения

Как и любое другое религиозное движение, пятидесятничество не возникло на пустом месте. Ему предшествовали события как вне христианства, так и в нем самом, подготовившие сознание людей к принятию соответствующих постулатов и практик. Здесь можно выделить две основные составляющие: с одной стороны, это разного рода мистические переживания, а с другой стороны, духовное состояние как отдельных верующих, так и целых конфессий, которое лишало их полноты истинной духовной жизни.

Глоссолалия и мистические переживания

Отличительной чертой пятидесятнического движения и одним из ключевых понятий пятидесятнического вероучения является «говорение на языках». В литературе пятидесятников можно встретить утверждения, что на протяжении церковной истории Новозаветный дар иных языков проявлялся неоднократно.2 Есть даже попытки протянуть нить говорения языками через тьму веков от апостольского времени до сегодняшних дней,3 однако ни одна из них не выдерживает хоть сколь-нибудь последовательной критики.

Кроме того, пятидесятническое говорение на языках в большинстве случаев не может претендовать на говорение в нормальном смысле, поэтому относится к феномену, который в научном мире получил название глоссолалии. Слово глоссолалия греческого происхождения и по сути состоит из двух слов – γλώσσα, «язык» и λαλέω, «говорить».4 Она представляет собой явление, когда говорящий, будучи обычно субъективно убежден, что говорит на каком-то реально существующем языке, на самом деле произносит слоги, не несущие смысловой нагрузки, хотя само говорение и имеет подобие речи.5 Этот феномен не нов, он старше христианства и проявляется не только в нем самом, но даже большей частью вне его: в буддизме, исламе, язычестве и многих еретических культах.6 Важно проследить проявление глоссолалии в истории, так как она почти всегда связана с другими явлениями того же рода: видения, пророчества, исцеления, и сопутствующими внутренними и внешними физическими проявлениями, и является своего рода маяком, оповещающим об их наличии.


Глоссолалия в нехристианских религиях

О глоссолалии упоминается в индусских священных писаниях, Ведах (около 1000 лет до н.э.), в трудах основателя Йоги Патанджали Сутры Йоги (2 в. до н. э.) и тибетских тантрических писаниях.7 Древнеримский поэт Вергилий (70–19 гг. до н.э.) в поэме Энеида упоминает об экстатическом говорении древней языческой пророчицы.8 Примерно с 16 в. до н. э. до 4 в н. э. в Дельфах (Греция) существовал оракул или «прорицалище», где пифии (храмовые медиумы), посредством глоссолалии сообщали откровения Аполлона,9 затем объясняемые храмовыми истолкователями. Это факт подтверждает Плутарх (44–117).10

Римский философ Цельс (2 век) писал о глоссолалии среди гностиков своего времени, а греческий писатель Лукиан Самосатский (120–198 н.э.) упоминал о глоссолалии среди поклонников сирийской богини Джуно.11 Глоссолалия практиковалась в мистических культах Дионисия, Осириса, в Орфизме и при Элевсинских мистериях.12 Она также была и является частым феноменом среди анимистов.13 О глоссолалии сообщается как о частом явлении среди языческих культов в Африке, на острове Борнео, в Индонезии и Японии, она практикуется шаманами среди эскимосов, чукчей, хантов, якутов, сибирских эвенков и других северных народностей. Есть данные о ней также среди жителей Гаити, исповедующих культ вуду.14 Кроме того, говорение языками – вполне обычное явление в буддизме, кришнаизме,15 среди дервишей (мусульманских или магометанских монахов) и еврейских хасидов.16

Средневековые алхимики, не бывшие христианами, также говорили на иных языках. Благодаря этому их почитали и боялись, считая посвященными в божественные тайны.17


Глоссолалия в псевдохристианских культах

Глоссолалия была известна среди христианских еретиков в отдельные периоды истории Церкви.18 Каждое движение, в котором она вспыхивала, имело как минимум критические искажения догматики, а как максимум было столь же далеким от христианства, как и языческие культы, причем основатели этих движений заявляли о том, что получали непосредственные, особые откровения от Бога. Поведение как самих основателей, так и последователей этих движений нередко было сопряжено с нечестием и развратом.

Монтанизм

Движение возникло во Фригии, провинции Малой Азии, где некогда было распространено чувственное, мистическое поклонение природе. Оно настаивало на принудительном продолжении чудесных даров апостольской церкви, которые, по мере распространения христианства, постепенно прекращались. Его основоположник, некий Монтан, считал себя глашатаем Святого Духа, а его самого сопровождали две пророчицы, Прискилла и Максимилла, оставившие своих мужей. Монтанизм характеризовался экстатическими состояниями, глоссолалией, видениями и пророчествами.19 Неисполнение предсказаний Монтана и его пророчиц обнаружило недостоверность откровения,20 а само движение было осуждено как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году.

Хлысты

Деятельность секты хлыстов, или христововеров, возникшей в середине 17 века в России, также связана со странным поведением и проявлением глоссолалии.21 Во время своих собраний – так называемых радений – хлысты подвергали себя самоистязанию, бичевали себя жгутами и били палками, а сами радения предварялись длительными и изнурительными постами. Радения представляли собой религиозные пляски, хождения по кругу, с подскакиванием и коллективными выкриками, например: «Ой дух, ой Бог! Царь Бог, царь дух!». Таким образом сектанты приводили себя в экстаз и им казалось, что они чувствуют в самих себе присутствие божества. В этом состоянии они считали себя «христами», сыновьями божьими, пророками.22

Английские квакеры

Движение появилось в 17 веке и имело основой учения понятие «внутреннего божественного озарения», являющееся источником поклонения, самоанализа и силы, и отождествляемое с Духом Христа, который также руководил библейскими пророками и апостолами. Название Квакеры отражало физическое воздействие внутренней борьбы, принуждавшей волю человека подчиняться оценке и водительству «Света», пока он не станет способным жить чистой жизнью и говорить, находясь под его полным «водительством». Только в таких условиях могут проявиться радость и любовь.23 Подобная постановка вопроса, очевидно, привела к тому, что на собраниях квакеры впадали в состояние возбуждения и, как следствие, изнеможения, что имело результатом проявление глоссолалии.24

Севеннские пророки

В 17 веке гугеноты, французские протестанты, подверглись жестоким репрессиям. В результате многим пришлось бежать, но на юге Франции, в Севеннских горах, осталась значительная группа. Образ жизни этой общины доподлинно неизвестен, однако есть сведения, что в ней около 10 лет систематически имела место глоссолалия, видения, пророчества и прочие подобные явления. Причем пророками оказались подростки 13–15 лет, а «вдохновение» носило спонтанный характер.25

Английские шейкеры

Движение шекеров возникло в 17 веке в Англии как ответвление от Квакеров и, возможно, претерпело влияние протестантов, бежавших из Франции в результате гонений. Название Шейкеры, «трясущиеся», стали употреблять применительно к группе из-за характерных бесструктурных и очень эмоциональных собраний, во время которых присутствующие пели, кричали, танцевали, говорили на языках и буквально тряслись от переполнявших их эмоций. 26Основатель Анна Ли, получила видение, убедившее ее в том, что первородным грехом в Эдемском саду была именно похоть, и что только полный отказ от половых отношений может примирить человека с Богом.27

Мормонизм

Культ был основан в США в начале 19 века Иосифом Смитом Младшим. По официальной версии, он получил видение, в котором ему было сказано, что ни одна из существующих деноминаций не является истинной.28 Мормоны исповедуют и практикуют дар языков, пророчества, откровения, видения, исцеления, истолкования языков и т.п.29 Кроме того, секта признает потенциальное божество человека, крещение за умерших, вечную брачную жизнь в небесном царстве, рождение душ людей от брака Бога Отца с небесною Матерью и необходимость многоженства для мормонов на земле.30

Дети Божьи

Культ возник в Соединенных Штатах Америки в 1970-х годах в результате так называемого «Иисусова движения» среди молодежи и стал известен в основном из-за своей развращенности. Давид Берг (1919–1994), основатель Детей Божьих, начинал хорошим служителем но в последствии стал получать «непосредственные откровения», превратившие его в крайнего еретика. Он хвалился, что имеет связь со своими умершими родителями и даже с такими историческими личностями как Мартин Лютер и Иван Грозный.31 Глоссолалия появилась у него с помощью духа-наставника по имени Абрагим во время интимных отношений с двумя женщинами.32

Путь международный

Секта, подобно культу Детей Божьих, он появилась на почве калифорнийского «Иисусова Движения» в 1970-х годах. Догматика культа отвергает учение о Святой Троице, а также божество Господа Иисуса Христа. Основатель и лидер Пути международного, Виктор Пол Уирвилл, высоко ценил глоссолалию, считая ее необходимой как для себя, так и для всех своих последователей.33


Направления в протестантизме

Пиетизм

Сформировавшись в 17 веке на почве трудов Мартина Лютера, Жана Кальвина и других реформаторов, и в то же время черпая вдохновение в мистической традиции раннего христианства, пиетизм, как указывает само название, поставил в центре проповеди личное практическое благочестие.34 С другой стороны, будучи реакцией на отвлеченность и догматическое окостенение того же лютеранского богословия, пиетизм стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства,35 по ошибке противопоставив его разуму. Такое смещение баланса в практике христианской веры привело к тому, что в центре религиозной жизни оказался не Бог, а чувства к Нему, что означало нисхождение из сферы духовного в сферу душевного.36 Начав с искусственного напряжения чувства греховности и переживания вины перед Богом, пиетисты, согласно логике движения чувств, вскоре перешли к радостной экзальтации и восторженным экстатическими переживаниями, легко сводя их к моральным нормам. Сосредоточение на религиозных чувствах, в свою очередь, способствовало пренебрежительному отношению к догматам. Так, в пиетизме возникло направление, которое можно в известной мере сравнить с харизматическим движением.

Методизм

Это движение возникло в лоне Англиканской церкви в начале 18 века, но после смерти основателя Джона Уэсли обособилось в самостоятельную конфессию. Одним из главных доктринальных ударений проповеди методизма было утверждение о теоретической возможности личной победы над искушениями под титулом совершенства Христа, которую Уэсли определил как совершенную любовь к Богу и людям, хотя и не лишенную человеческих ошибок и не имеющую гарантии постоянства.37 Эту идею соратник и последователь Уэсли Джон Флетчер (1729–1785) трансформировал в учение о «втором благословении», согласно которому вселение Святого Духа верующим ведет к принятию им духовной силы.38

Великое пробуждение

Предысторию пятидесятнического движения в Америке следует искать в так называемом Великом пробуждении. Оно зародилось в 1720-х годах и было, как и охвативший несколько десятков лет назад Европу Пиетизм, реакцией на сухой рационализм духовной жизни, формализм литургических практик и недостаток пасторской заботы и было отмечено всеобщей эмоциональной экзальтацией. Ключевыми фигурами Пробуждения были претерпевший влияние методизма англиканский священник Джордж Уайтфилд и конгрегационалистский пастор Джонатан Эдвардс.39 Оба проповедовали оправдание только верой и новое рождение во Христе, оба апеллировали к воле и чувствам слушающих. Таким образом, Великим пробуждением было заложено основание для появления и развития «Движения святости», в котором эмоциональные эксцессы только усилились и стали культивироваться идеи об исполнении Духом по примеру апостолов.40

Новоапостольская церковь

В начале 19 века известный проповедник Эдвард Ирвинг, будучи убежден в необходимости возрождения в церкви чудесных даров, стал образовывать группы для специальных молитв о приобретении силы Святого Духа. В это же время в Шотландии проповедник Кэмпбелл положил начало подобному процессу, уча о необходимости Новой Пятидесятницы и крещения Духом Святым.41 Их старания «увенчались успехом» и вскоре глоссолалия, пророчества и исцеления стали неотъемлемыми атрибутами движения. Это обстоятельство повлекло за собой отлучение Ирвинга и Кэмпбелла от Англиканской церкви, а само движение оформилось в так называемую Новоапостольскую церковь.42

Движение святости

Маргинализация и дальнейшее развитие идей Джона Уэсли и Джонатана Эдвардса привела к возникновению в 19 веке перфекционистского направления протестантского возрождения Америки под названием «Движение святости». Но на этот раз речь шла уже не столько о кропотливом личном ее достижении, сколько о «втором благословении» или крещении Святым Духом для приобретения духовной силы и духовных даров.43 С этого времени идея о «втором благословении» становится центральной и быстро распространяется по Америке и Англии. Таким образом, большинство известных ранних пятидесятников так или иначе происходили из движения святости или имели к нему отношение.44


Возникновение современного пятидесятнического движения

До сих пор речь шла в основном о предпосылках и бесструктурных движениях, которые подготовили выход на мировую арену теологически обоснованного пятидесятничества. Сейчас же мы перейдем непосредственно к обзору появления первых классически пятидесятнических общин. Толчком, дававшим начало каждому массовому пятидесятническому движению, были в основном откровения и переживания, полученные их инициаторами, а образование и рост пятидесятнических групп обеспечивался в основном за счет присоединения верующих других общин и конфессий, которые восприняли это учение и практику.

Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе

С 1904 по 1906 гг. в Уэльсе, Великобритания, прошла волна пятидесятнического пробуждения. Ее организатор, 26-летний Эван Робертс, впечатленный историями о методистских пробуждениях 1903 и 1904 гг. в Уэльсе, отправился на трехмесячное обучение служению, а после возвращения в родной город стал утверждать, что получил несколько особенных откровений от Святого Духа. После этого он начал проповедовать, проводя вечерние собрания, затягивавшиеся до утра. Хотя поначалу отклик на его проповедь был слабым, со временем собрания начали посещать тысячи.

В своей проповеди Эван Робертс и его сотрудники подчеркивали крещение Святым Духом и проявление духовных даров. Во время служений Робертса обратились некоторые видные будущие пятидесятнические лидеры, такие как Дональд Джи, Георг Джефрис и Стефан Джефрис. Сознательно или несознательно, пятидесятнические руководители учились на собраниях в Уэльсе, как организовать и проводить пятидесятнические служения. Идеи и дух движения в Уэльсе стали проникать в Калифорнию, подготовив почву для всемирного пятидесятнического движения, которое возникло в Лос-Анджелесе, и оттуда стало распространяться по всему миру.45

Церковь Бога

Первой пятидесятнической церковью в США некоторые авторы считают «Церковь Бога». Основываясь на учении о позднем дожде (согласно которому перед вторым приходом Христа должен повторно излиться Святой Дух),46 община, руководимая баптистом Р. Г. Сперлингом и методистом В. Ф. Брайантом, стала интенсивно молиться. В результате, в 1896 году группа испытала серию «крещений духом», сопровождавшихся говорением на языках, пророчествами и исцелениями, восприняв это как возвращение Пятидесятницы. Новость мгновенно распространилась по другим общинам и таким образом было положено начало пятидесятническому движению в Соединенных Штатах Америки.47

Чарльз Фокс Пархам (1873–1929)

Свободный проповедник святости и бывший методист Пархам считается основоположником современного пятидесятнического движения. Он был первым, кто определил говорение на языках как признак истинного крещения в Духе.48 Пархам и его единомышленники стали ревностно молиться о крещении Святым Духом и, когда он, по просьбе молодой девушки Агнес Озман, возложил на нее руки, она заговорила на языках. Это произошло 31 декабря в 7 часов вечера. Вскоре сам Пархам и другие люди в его группе уже говорили на языках. Новость стала быстро распространяться по церквам, а когда проповедники встретили сопротивление, то стали проповедовать на улицах Свое служение они назвали Вестью Полного Евангелия.49

Вильям Джозеф Сеймур и пробуждение на Азуза Стрит

Сеймур (1870–1922), чернокожий проповедник святости и выходец из баптистов, учившийся в школе Пархама, вместе с Джозефом Смоллом, также выходцем из баптистов, лично посещавшим собрания Эвана Робертса в Уэльсе, в 1906 году перенесли учение Полного Евангелия в Лос-Анджелес.50 Открытая ими на улице Азуза 312 миссия стала центром движения пятидесятников, распространившим его учение по Американскому континенту и за его пределами.51


Проникновение пятидесятничества в Российскую империю

Если не принимать во внимание отдельные группы пятидесятнического толка, уже существовавшие на территории Российской империи, то можно сказать, что это учение было принесено сюда миссионерами-пятидесятниками из Соединенных Штатов Америки. Его распространение было молниеносным и происходило по привычному сценарию: сначала среди существующих общин (в основном евангельских христиан и баптистов) с последующим выходом принявших его для образования уже чисто пятидесятнических общин, а затем (и в меньшей степени) – среди неверующих, обращавшихся непосредственно от проповеди пятидесятников.

Состояние евангельско-баптистского братства

Начало массового евангельско-баптистского движения в Российской империи приходится на средину 19 столетия, но уже через двадцать лет, в 1877 году, количество верующих достигло 300 000.52 Однако такой духовный подъем длился не долго: уже к 30-м годам 20 столетия ситуация серьезно изменилась: отмечался общий упадок, застой, духовная деградация, охлаждение любви. Многие переориентировались на земные цели, появилась терпимость к разного рода грехам. Систематическое угашение Духа привело к зачерствению сердец.53 Проповедь потеряла глубину, собрание превратилось в формальность и привычку, духовная жизнь пришла в упадок.54

И этот упадок не мог оставить равнодушными тех, кто искал полноты духовной жизни. Жажда истинной духовности, не находя удовлетворения в парадигме существующих евангельско-баптистских практик, устремилась вовне. В общинах обоих союзов, баптистов и евангельских христиан многие люди испытывали пустоту и неудовлетворенность, и это побуждало их к поискам особых переживаний.55 Пятидесятническое движение получило как нельзя более благоприятную почву для экспансии.

Начало пятидесятничества в Российской империи

Если в Соединенных Штатах Америки пятидесятничество уже широко распространилось, то в Российской империи его проявления не носили массового характера, будучи скорее локальными кратковременными вспышками.56 Ситуация изменилась с приездом в Одессу И. Е. Воронаева, бывшего баптистского пастора и проповедника, принявшего в США пятидесятническое учение, и его помощника В. Р. Колтовича.

Работу Воронаев начал со знакомства с верующими местных церквей баптистов и евангельских христиан. Вместе с Колтовичем они беспрепятственно проповедовали с кафедры пятидесятническое учение о крещении Духом Святым со знамением иных языков. В виду новизны учения их заинтересованно слушали. Когда же из центра Союза евангельских христиан в Петрограде пришел ответ, что учение пятидесятников – ересь, ведущая в страшное заблуждение, Воронаев и Колтович были изгнаны из одесской общины, но вместе с ними пришлось отлучить и тех, которые уже приняли учение о крещении духом либо лично его пережили (около 100 человек). Таким образом, создалась группа единомышленников во главе с Воронаевым, которая открыла свое собственное собрание.57 В эту группу Воронаев стал принимать всех подряд: отлученных, отпавших, недовольных. Единственным условием было принятие учения о языках и пророчестве.58

С этого момента пятидесятничество начало быстро распространяться среди общин других городов и сел. Чтобы лучше узнать об этом новом учении, из разных областей Украины стали приезжать руководящие братья и проповедники евангельского вероисповедания, многие которых возвращались в свои общины уже убежденными пятидесятниками и начинали проповедовать о крещении духом и харизматических дарах у себя на местах.59 В короткое время около шестисот баптистских общин были увлечены в пятидесятничество.60 Баптисты и евангельские христиане переходили в пятидесятничество целыми общинами и группами.61 За короткое время много евангельско-баптистских общин прекращали свое существование.62

Таким образом, за 5 лет работы в Одессе организовался союз Христиан Евангельской Веры, состоявший в основном не из неверующих, а из баптистов, евангельских христиан, православных и пр., а уже в 1926 году на Всеукраинском съезде был организован Всеукраинский Союз Христиан Евангельской веры, который к 1928 году насчитывал уже более 350 союзных общин и групп с численностью членов около 17 тысяч.63

Максим Трикоз
магистр искусств библейского обучения
 

1 Алексеев и Григорьев, Религия антихриста, 4.

2 John Sherill, They Speak with Other Tongues (Grand Rapids: Chosen Books, 2006), 100–102.

3 Владимир Франчук, Пробуждение: от центра Одессы до окраин России (Одесса: «Симэкс-принт», 2011), 101–266.

4 Felicitas D. Goodman, “Glossolalia”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 5:3504.

5 Там же, 3505.

6 Николай Порублев, Феномен глоссолалии (Мельбурн: 1995), 3.

7 Goodman, “Glossolalia”, 3504.

8 Вергилий. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида, перевод с латинского (Москва: «Художественная литература», 1971), 221, 222.

9 Лариса Селиванова, «О дельфийской мантике», Межвузовский сборник научных статей «Античность Европы» (Пермь: Пермский университет, 1992), 67.

10 Richard C. Schwab, Let The Bible Speak... About Tongues (Grand Rapids: Kregel Publications, 1992), 4.

11 Там же, 5.

12 Порублев, Феномен глоссолалии, 6.

13 Там же, 6.

14 Там же, 7.

15 Виктор Слободяник, Очерки по истории пятидесятничества (с комментариями) (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2000), 9.

16 Там же.

17 Джозеф Диллоу, «Говорение на иных языках», Иные языки. Новозаветный образец и практика наших дней, ред. А. Г. Брынза (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария, 2000), 155.

18 Порублев, Феномен глоссолалии, 7.

19 Филип Шафф, История христианской церкви, Издание 2-е, перевод: Розет Д. А. (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2010), 2:286–290.

20 Порублев, Феномен глоссолалии, 7–9.

21 Порублев, Феномен глоссолалии, 9,10.

22 Александр Клибанов, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем (Москва: «Наука», 1973), 58.

23 Hugh Brown, “Quakers”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 11:7546–7547.

24 Порублев, Феномен глоссолалии, 11.

25 Франчук, Пробуждение, 130.

26 Lawrence Foster, “Shakers”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 12:8268.

27 James Clifford, “Lee, Ann”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 8:5389.

28 Klaus J. Hansen, “Mormonism”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987 and 2005), 9:6192.

29 Символы веры. Тринадцать основных верований Мормонов. http://www.mormon.org/rus/символы-веры (20 мая 2015).

30 Порублев, Феномен глоссолалии, 13.

31 Там же, 14–16.

32 Deborah Davis, The Children of God: The Insight Story (Grand Rapids: Zondervan Publishing, 1984), 79, 83-86.

33 Порублев, Феномен глоссолалии, 16,17.

34 F. Ernest Stoeffler, “Pietism”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 10:7141,7142.

35 Алексеев и Григорьев, Религия антихриста, 254,255.

36 Там же, 77.

37 Frank Baker, “Methodist Churches”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 9:5997.

38 Франчук, Пробуждение, 133.

39 N. a., ‘Great Awakening’, in Encyclopædia Britannica Online (2015), http://www.britannica.com/EBchecked/topic/242887/Great-Awakening (accessed May 19, 2015).

40 Франчук, Пробуждение, 136.

41 Там же, 138.

42 Александр Карев и Константин Сомов, История Христианства (Москва: СЕХБ, 1990), 352, 353.

43 N. a., “Holiness movement”, in Encyclopædia Britannica Online (2015) http://www.britannica.com/EBchecked/topic/269257/Holiness-movement (accessed May 20, 2015).

44 Франчук, Пробуждение, 139.

45 Франчук, Пробуждение, 139,140.

46 N. a., “Latter Rain revival”, Encyclopædia Britannica Online (2005) http://www.britannica.com/EBchecked/topic/332068/Latter-Rain-revival (accessed 20 May, 2015).

47 Франчук, Пробуждение, 140, 141.

48 Robert Mapes Anderson, “Pentecostal and Charismatic Christianity”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987 and 2005), 10:7029.

49 Франчук, Пробуждение, 141,142.

50 Франчук, Пробуждение, 143,144.

51 Robert Mapes Anderson, “Pentecostal and Charismatic Christianity”, in Encyclopedia of Religion, 14 vols., edited by Lindsay Jones,– 2nd ed. (New York: Macmillan Publishing House, 1987 and 2005), 10:7029.

52 Франчук, Пробуждение, 236.

53 Иван Каргель, «Об учении пятидесятников», Позиция. Сборник статей, ред. Брынза А. Г. (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2001), 82, 83.

54 N. a., Христианин, 4 (1924): 35–37. Цитируется по: Иван Каргель, «Об учении пятидесятников», 84.

55 Франчук, Пробуждение, 385, 386.

56 Франчук, Пробуждение, 243–266.

57 Франчук, Пробуждение, 96, 97.

58 Слободяник, Очерки, 45.

59 Франчук, Пробуждение, 99.

60 Слободяник, Очерки, 33.

61 Правление Союза Х. Е. В., «Предостережение», Евангелист, 2 (1928): 26 http://digitallibrary.usc.edu/cdm/compoundobject/collection/p15799coll14/id/3526/show/2359 (2 янв. 2015).

62 Слободяник. Очерки, 56.

63 Иван Воронаев, «От редакции», Евангелист, 1 (1928): 1.