Боротись за віру, раз дану святим

Социальные сети в свете Священного Писания

С конца 90-х годов наблюдался резкий скачок в области компьютеризации как во всем мире, так и в Украине. Компьютеры основательно вошли практически во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня никто уже не представляет жизни без компьютера. С появлением глобальной сети Интернет персональные компьютеры стали не просто инструментом достижения каких-то результатов и развлечений на локальном уровне, а получили возможность объединиться в большую всемирную сеть.

Христиане не остались в стороне волны компьютеризации и являются такими же пользователями компьютеров и сети Интернет, как и все остальные неверующие люди. Казалось, что компьютер и интернет будет служить человечеству, помогая людям ускорять необходимые сложные расчеты, формируя хранилища больших массивов информации с круглосуточным доступом из любой точки земного шара, являясь отчасти развлекательным инструментом в быту людей.

Большую популярность приобрели социальные сети, предоставлявшие людям возможность беспрепятственно общаться со своими друзьями и знакомым на других уголках земли, делиться своими фотографиями, переписаться сообщениями. Однако в этой сфере также стали проявляться негативные акценты неживого общения. Стало понятно, что социальные сети больше подходят для обмена небольшими короткими сообщениями, что кроме коммуникативных функций социальные сети имеют в себе колоссальный развлекательный ресурс, окунаясь в который человек начинает забывать о своих обязанностях по дому, тратит напрасно время, просматривая и прочитывая чужие страницы.

Целью данной работы является рассмотрение проблем, которые возникают у человека в связи с социальными сетями, осуществление обзора мест Священного Писания, которые дают наставления по этим проблемам, и формирование практических рекомендаций, как эти проблемы решать.


Обзор проблемы социальных сетей

Социальные сети плотно вошли в жизнь простого человека. Сегодня сложно найти человека, который бы хоть раз не попробовал общаться со знакомыми в социальной сети. В данной главе будет рассмотрена проблема общения в социальных сетях.

Понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году и ничего общего с Интернетом, конечно, не имела, а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).1 Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками.2

История возникновения и развития социальных сетей

Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net. Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени. Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com – первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей.

В 2004 появляется Facebook, который за несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. В нем используется все тот же механизм общения, немного в другой плоскости, что приводит к революции в этой области. Количество активных пользователей на середину 2011 года - более 700 млн.

В сентябре 2005 года Тим О’Рейли делает идеологический переворот, вводя понятие «Веб 2.0» в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0», которое описывает современный Интернет. Одну из центральных частей новой концепции занимают именно социальные сети.

В 2008 году появляется проект Groupon – сервис коллективных скидок, который с одной стороны основывается именно на принципе социальных сетей (зови своих знакомых и получи общую скидку), а с другой стороны использует социальные связи очень поверхностно (только для покупок). Сервис соединяет общение и бизнес, что с уверенностью можно назвать новым уровнем развития социальных сетей в Интернете, который совмещает онлайн и оффлайн миры.3

Классификация социальных сетей

Сегодня уже нет необходимости писать, насколько важно для бизнеса присутствовать в социальных сетях: найти новых клиентов, повысить лояльность существующих, стать экспертом в отрасли, к мнению которого прислушиваются и доверяют - всего этого можно достичь при выборе правильной стратегии продвижения в социальных сетях. Это самые распространенные и востребованные социальные медиа на сегодняшний день. К ним относятся Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Linkedin. И хотя данный вид социальных медиа не появился первым, он стал определяющим для всей отрасли.

Данный формат социальных медиа одним из первых предложил пользователям создать бесплатный персональный мини-сайт, который позже стал известен как профиль. Сети взаимоотношений стараются предложить пользователям максимум возможностей в пределах одной платформы.

Условно можно разделить сети взаимоотношений на следующие категории: сети персональных контактов, профессиональные сети, дейтинги (сайты для знакомств). Социальные сети представляет наибольший интерес для бизнеса. Сегодня страница бренда в Twitter или Facebook - это общепринятый стандарт. Facebook - самая популярная социальная сеть в мире с огромными возможностями для бизнеса. Google Plus - не самый успешный проект корпорации Google. Отличается от остальных возможностью распределять подписчиков по категориям (круги). VK - популярнейшая социальная сеть на постсоветском пространстве. Tsu - социальная сеть, где пользователи могут зарабатывать на авторском контенте. Muut - вы можете создать микро-сообщество для друзей, членов семьи, или коллег по работе. Ello - хипстеры создали свой Facebook без рекламы, и, к сожалению, повторили “успех” Google+. LinkedIn - самая известная сеть деловых контактов. Myspace - некогда одна из самых популярных социальных сетей в США. Xing - вторая по популярности сеть деловых контактов. OkCupid - популярная на Западе социальная сеть для знакомств. Loveplanet - портал для знакомств с крупнейшей базой анкет в СНГ. Данный вид социальных медиа дает пользователям широкие возможности для обмена видео- и фото-контентом. Сюда относятся Flickr, Instagram, YouTube, Vimeo, Vine, Snapchat.4

Польза и вред от социальных сетей

Пожалуй, среди владельцев ПК, имеющих доступ в интернет, не осталось тех, кто не слышал о сетях ВКонтакте и Одноклассниках. Эта «пара» является самой популярной среди пользователей русскоязычного интернета. Эти ресурсы имеют огромную аудиторию и о данном факте говорит статистика. Например, число пользователей ВКонтакте совсем недавно перевалило за 30 миллионов пользователей.

Чем же популярны подобные ресурсы? Во-первых, значительно увеличивается скорость поиска информации. В социальных сетях можно без проблем найти нужного человека (если он там, конечно, зарегистрирован), интересующую информацию касаемо каких либо фирм, а также просто отыскать единомышленников. Причем сделать это можно всего лишь указав несколько определенных критериев. Например, указываем: Имя, фамилия, место жительства, возраст для поиска определенного человека или записываем в строке поиска «Приготовление десертов», «Поделки из бумаги», «Спортивные авто» и т.п.— для знакомства и общения с единомышленниками в группах.5

Во-вторых, у каждого зарегистрированного пользователя появляется возможность найти своих знакомых, друзей, сослуживцев, коллег и пр. Можете найти вы, а могут найти и вас. В настоящей жизни поддерживать связь очень важно. Мир находится в движении, люди постоянно что-то ищут, могут потерять контакт со своими знакомыми и близкими людьми, но социальные сети дают человеку шанс найти и не забыть.

В-третьих, каждый человек может заводить новые знакомства, то есть находить единомышленников, людей с такими же интересами. Достаточно вступить в нужную группу, интересную Вам, а остальное – дело техники. Можно просто общаться в сети… Но кто знает, может виртуальное общение перейдёт в реальное? Таким образом, социальная сеть – один из новых методов, позволяющих завести знакомства, но будут ли они нужными и полезными, зависит только от пользователя.

В-четвертых, социальные сети позволяют просматривать файлы, видео и фотографии других пользователей, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями. Функциональные возможности подобных ресурсов огромные. У каждого пользователя своя цель и мотивация использования социальной сети.

Список «плюсов» можно продолжать и дальше, но вышеназванная «четверка» является базовой. Именно такие возможности привлекают пользователей. Но не всё так красиво, как может показаться на первый взгляд.

Виртуальное общение вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека. В особенности данная проблема касается детей и подростков. В социальной сети всё просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствуют мимика, движение, контакт глаз, язык поз и жестов, нет реальных эмоций. Человек, находясь длительное время в сети, общаясь виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети.

Неверный выбор целей и приоритетов. Для некоторых людей посещение личной странички становится ежедневным обрядом, человек может несколько раз в течение дня заходить на персональную страницу в надежде увидеть там какие-то изменения. Другие стремятся добавить как можно больше «друзей» на спор или просто так. Согласитесь, никчёмное и бессмысленное занятие. Однако некоторые пользователи повторяют это изо дня в день.

К основным «минусам» можно отнести бессмысленную и неоправданную трату личного времени, отсутствие результата, совершение действий «на автомате». Несовершеннолетние и совершеннолетние пользователи рискуют своим психическим здоровьем, со временем становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой. Социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в Интернете, – к этому выводу пришли авторы исследования Never Ending Friending.6

Социальные сети обозначили тенденции развития интернета в сторону интеграции, объединения возможностей в рамках единых, многопользовательских веб-платформ. Эти платформы предоставили возможность пользователю общаться с друзьями, читать новости, смотреть фильмы, слушать музыку, делиться этим с другими участниками, принимать участие в обсуждениях, объединяться по интересам, создавать сообщества и все эти возможности сосредоточены на одном сайте!

Бесспорно, социальные сети — большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей. Но вместе с этими возможностями приходят и беды… Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Но всегда существует риск того, что работа с социальными сетями отразится вредными последствиями на нашей психике.

Какие это могут быть последствия? В чем заключается опасность социальных сетей? Во-первых, зависимость от социальных сетей. Социальные сети обладают большим аддиктивным потенциалом, то есть, значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д. Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы социальных сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени.

Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе в многопользовательских веб-платформах. Человек, который сидит, например, в контакте получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил, тут же открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга посмотреть что там новенького.

К такому режиму работы мозг привыкает так же быстро, как руки и рот привыкают к «щелканью» семечек. Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации, а в удобстве, быстроте и доступности социальных сетей!

Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться: залогинился (хоть с телефона) и одним кликом просмотрел сколько человек «лайкнуло» твое фото на пляже! Чтобы занять свое внимание чем-то не напрягающим и увлекающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт и начал читать новости и смотреть обновления друзей. Все быстро и удобно.

Быстрота и доступность — важные предпосылки формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые легкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. Взять хотя бы привычку курить. Быстро и доступно.

В-третьих, зависимость от времяпрепровождения в социальных сетях ведет к следующим проблемам. Снижение продолжительности концентрации внимания. Выше уже сказано о том, каким образом может усваиваться информация пользователем в социальных сетях: быстро, спонтанно и маленькими порциями. Как я уже говорилось, мозг привыкает к такой работе с информацией и постепенно теряет способность длительное время удерживать внимание на чем-то. Развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это побочный эффект, порожденный философией интеграции информации: когда работа с единственным веб интерфейсом начинает объединять в себе множество функций таких как общение, прослушивание музыки, обсуждение встреч и т.д., у пользователя появляется соблазн преступить к всему сразу и совершать параллельно несколько процессов.

Это плохо сказывается на способностях нашего мышления. Становится трудно удерживать внимание долго, например, на чтении книги. Наш ум, следуя приобретенной привычке, начинает перескакивать с одного предмета на другой. Поэтому возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему: внимание постоянно «уплывает».

Особенно эта проблема остро стоит в контексте подрастающего поколения. Детское мышление намного более «пластично» чем взрослое и поэтому легче может перенять вредные стандарты мышления, которые формируют, в том числе, социальные сети.

Информационная зависимость. Социальные сети могут превратиться в, своего рода, жвачку для мозга. Мы привыкаем постоянно получать какую-то информацию и если этого не происходит, начинаем испытывать информационную ломку. Она выражается в том, что нам становится трудно расслабиться в тех ситуациях, когда в мозг поступает мало данных, например, когда едем в метро или находимся на даче. Ведь наш мозг вечно обеспокоен тем, чтобы не переставать жевать эту жвачку и требует новых порций информации, так как привык каждый день получать ее из социальных сетей.

Утомление и стресс. Работая в режиме непрекращающегося потока информации и сменяющих друг друга эмоциональных впечатлений, мозг сильно утомляется, организм испытывает стресс. К тому же, во время работы в социальных платформах нужно постоянно смотреть на монитор, а переизбыток такой деятельности сам по себе ведет к утомлению, что бы вы при этом ни читали.

Отчуждение и снижение интеллекта. Когда вы много времени сидите в соц сетях, ваш мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Вы просто занимаете его чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Вместо этого вы могли бы о чем-нибудь подумать, прийти к решению жизненных проблем, построить планы на будущее, придумать какую-нибудь полезную идею, прочитать хорошую книгу и т.д. Но это все невозможно пока ваш ум озадачен пережевыванием интернет-жвачки, превращая вас в бездумного и отчужденного зомби.

Из-за того, что информация поступает быстро и непрерывно, вы и ее не успеваете переварить, обдумать. Эмоции не получают развития в ответ на поступающие впечатления, так как для этого требуется время и покой, которых нет в условиях судорожного усвоения информации. Как будто вы закидываете в рот и не пережевывая глотаете пельмени, салат, огурцы, борщ, конфеты… Сочетая в одной кулинарной комбинации сладкое с соленым, холодное с горячим.

Вы даже не можете сказать, что вам больше всего понравилось, так как вы спешили проглотить все как можно быстрее и не было времени, чтобы сформировалась оценка, некий эмоциональный отклик.7


Библейский взгляд на проблему социальных сетей

В современном мире все большее значение и влияние приобретают социальные сети. Кажется, что они имеют совершенно благие цели и нацелены на завязывание знакомств и общение между интернет пользователями. Однако социальные сети имеют в себе и ряд негативных сторон, основные из которых суррогатное общение и пустая трата времени. Далее будут рассмотрены эти две проблемы в свете Священного Писания.

Суррогатное общение

Общение8 через социальные сети отличается от живого человеческого общения в первую очередь тем, что в социальной сети, по сути, общаются не люди, а их сетевые образы. Отсутствует отклик партнера по общению и эмоциональная составляющая: реакция на информацию, изменение в мимике, взгляд и жестикуляция и пр. Через социальную сеть нельзя обнять, пожать руку, похлопать по плечу. Библия призывает с первых своих страниц к дружбе и общению: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Изначально человеку не было хорошо одному. Адам и Ева не переписывались записками, а жили вместе, имея настоящее общение. Общение в труде и взаимопомощи, ведь иногда «словами делу не поможешь». Настоящую помощь можно ожидать толь о того человека, с к которым ты имеешь настоящее общение.

Ветхий завет описывая категорию людей, с которыми Господь хочет иметь общение: «потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Прит.3:32). Используемое в этом месте еврейское слово סוֹד имеет значение «секрет, совет, конфиденциальное обсуждение»9, а также «близкое общение, теплая беседа».10 Здесь показан оттенок глубины понятия общения, когда это происходит с Господом. Общение здесь – это нечто интимное, никому недоступное и предназначенное для узкого круга посвященных. Эта информация недоступна для просмотра техническим персоналом на сервере социальной сети.

Вместо теплых дружественных отношений с социальной сети получается банальное одобрение или неодобрение постов, изображений, статусов и сообщений. И часто одобрение делают христиане и совсем не христианским выражениям и изображениям. Что характерно, Ветхий Завет описывает подобного рода общение в негативном плане: «и чародеи [у них], как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении» (Ис. 2:6). Здесь используется слово ספק , которое имеет значение «хлопать в ладоши или ударять по бедру (в знак негодования)»11, «бить (наказывать)».12 Для такого общения и создана социальная система в интернете – чтоб одобрять или позорить, выставлять себя на показ для одобрения, для «электронных аплодисментов» и признания. Однако не такого общения ожидает от нас Бог.

Еще одной характеристикой социальных сетей является общение посредством кротких фраз. Это явно неполное общение. Создается эффект поверхностности. Впервые стало возможным иметь друзей, которых мы никогда не видели.13 Можно ли сказать, об этом друге, что он «любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Пр. 17:17)? Будет ли он продолжительно беседовать с нам, как Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7)? Не говоря уже о том, можно ли на расстоянии разделять хлеб и вино на хлебопреломлении: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17)? А ведь первые христиане «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Для слова «общение» в последнем стихе используется греческое слово κοινωνία, которое имеет значение тесной связи с участием взаимных интересов и совместного использования14, делиться с кем-то в чем-то, дать кому-то в чем-то долю.15 Слово тесный значит распложенный совсем близко друг ко другу, плотно.16 Вряд ли такое писание подходит к двум людям, находящимся на расстоянии сотен километров друг от друга.

Близость общения хорошо выражена словом κοινωνία еще водном месте Нового Завета: «и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:9). Здесь рукопожатие является выражением полного общения, установленного в общей вере в Иисуса Христа. Здесь оно не обозначает некое конкретное общество христиан, а, скорее, абстрактный духовный уровень для общения в братском согласии, установленного и выраженного в жизни общины.17

Таким образом, можно сделать вывод, что Бог постоянно ищет с нами реального близкого общения (Отк. 3:20), Он создал человека для общения друг с другом (Быт. 2:18), Он хочет, чтобы мы не променивали реальное, пусть и несовершенное, межличностное общение (Деян. 15:39), на суррогатную подмену мнимого общения в социальной сети.

Пустая трата времени

Одним и самых больших минусов социальных сетей является пустая бессмысленная трата драгоценного времени. Люди просиживают часами за рассматриванием чужих фото, чтением различных крылатых выражений и просто рекламной информации, которая также взяла в оборот социальные сети. Библия дает множество полезных советов, как люди должны относиться ко времени.

Первое, что необходимо уяснить, рассуждая о времени, это то, что время принадлежит Богу: «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (Пс. 30:15-16). Жизнь человека и длительность этой жизни находятся под полным контролем Бога, поэтому всем людям, а особенно, высокопоставленным чиновникам и правителям следует помнить, что «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21). Здесь используется еврейские слово עִדָּן, которое имеет значение «время, год».18 Главным при чтении книги Даниила является вопрос будущих бедствий и обещании Царства. Т.к. время принадлежит Богу, то человек ответственен за то, как он им распоряжается и, с другой стороны, должен доверять Богу и просить Его научить «счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12).

Также в контексте обладания и контроля Богом за временем в Ветхом Завете содержится мудрость: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1). Что характерно, в этом стихе есть два слова «время», и они имеют разные эквиваленты в еврейском языке. В первом случае используется слово זְמָן со значением «момент времени, событие, время, время суда и время окончания»19, а во втором случае стоит תֵע со значением «момент времени, время, случай, время подходящее для какого-то события».20 Бог указывает на то, что для различных событий в жизни человека есть соответственное время, и для каждой вещи или события оно должно быть подходящим. Всегда можно задаться вопросом, подходящее ли время мы выбрали для увлечения тем или иным делом.

Также важнейшим аспектом использования времени в Ветхом Завете выступает направление ресурсов человека на дело Божье. Пророк Осия говорит: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10:12). На фоне того, как Господь продолжает осуждать Израиль, появляется краткий призыв взыскать Господа, потому что пришло время.21 Ему вторит пророк Исаия: «Ис.55:6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55:6). Для тех, кто погряз в грехах, кто ощущает Божью тяжелую руку в свое жизни должен не противиться и не упорствовать, а найти время для Бога и покаяния.

Еще в одном красочном тексте Ветхого Завета пророк Аггей говорит от имени Бога о правильном расставлении временных приоритетов: «так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1:1-4). Здесь в обоих случаях используется одинаковое еврейское слово תֵע, которое указывает на «время или повод, когда дом Господень должен быть восстановлен». Здесь противопоставляется украшенный собственный дом, разрухе в области строительства Господнего дома.22 Буквально слово «украшенных» можно перевести как «обшитые досками», что было характерно для царских домов. Тогда как слово в «запустении» дословно означает «сухой», т.е. там своего рода пустынное место.23 Таким образом, Бог указывает на приоритет использования времени для обеспечения служения Ему в первую очередь, тогда как люди склонны поступать с точность до наоборот, заботясь о своих нуждах и своих делах, и, как результат, оставаясь со своими проблемами наедине.

Рассматривая аспект употребления понятия времени в Новом Завете, нужно понять, что в греческом языке есть две категории для описания временного процесса, представителем одного из которых является слово χρόνος со значением «количественной характеристики, хронологии времени, периода времени и его линейной продолжительности»; оно описывает формальную и научную концепцию времени. В этой связи есть несколько понятий времени, которые помогают осмыслить конкретную продолжительность времени: ἐνιαυτός – это («год»); μήν – это («месяц»); ἡμέρα – это («день»), ὥρα – это («час»). Другое греческое слово καιρός («время (назначенное), период») делает акцент на содержании времени, его качественной характеристике, в негативном плане, как кризиса, и в позитивном плане, как время возможностей. 24Если сузить то количество значений греческих слов, которые используются в Новом Завете, то можно сказать, что χρόνος описывает в общем время, καιρός – («время (назначенное), период»), а ὥρα – («час, время, момент»).25

Продолжая тему посвящения времени Богу, следует отметить, что апостол Петр, увещавая верующих сохранять веру и надежду среди притеснений, делает акцент на том «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой…» (1Пет. 4:2). Словом «время» переведено греческое слово χρόνος, имеющее значение «не относительно короткого времени, оставшегося до прихода Христа», а жизни человека на земле длинный или короткий промежуток времени.26 Это же слово используется для описания посвященности для общения с церковью: «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. 28 И пребывали там немалое время с учениками» (Деян. 14:27-28). Имперфект глагола διέτριβον («тратить, проводить, оставаться, пребывать») указывает, что Павел и его спутники оставались в столице Сирии продолжительное время, не короткий промежуток.27 Это помогает понять отношение и уровень приората в плане посвящения времени для Бога и Его дела, который существовал у служителей церкви в первые века христианства.

Также Новый завет дает понять, время может закончиться для определенных дел, а также, что времени уже не будет совсем. И Павел дает рекомендацию: «1Кор 7:29-31 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор 7:29-31). Важным здесь является совет не пользоваться миром так, как будто еще полно времени, не жить обычной мирской жизнью. В контексте Павел даже советует не жениться и не выходить замуж, чтобы это не поглощало внимание христиан.28 А в книге Откровение Иоанн вообще описывает момент, когда времени уже не будет для изменения своей жизни: «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Отк. 10:6-7). Говоря о том, что времени уже не будет, ангел от имени Господа сообщает о начале последних казней Дня Господнего, указывая на то, что время, о котором спрашивали ученики, наступило (Мтф. 24:3, Деян. 1:6).29 Это место является предупреждением для тех, кто думает, что можно не спешат обращаться к Богу и изменять свою жизнь в христианское русло.

Ввиду того, что «время коротко» (1Кор 7:29-31), одним из главных повелений относительно времени является бережное отношение к ему. Апостол Павел, давая наставления христианам относительно жизни церкви, отмечает: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Греческое слово ἀκριβῶς, переведенное, как «осторожно», носит характер действий в соответствии строгому стандарту или норме, внимательное отношение.30 Слово же ἄσοφοι («неразумный») отражает понятие неразумный, неумный, бессмысленный, глупый.31 Библейское же слово «неразумный»носит не просто акцент глупости, а, по сути, неверие и вытекающие из него гнусные поступки (Пс.13:1; Рим. 1:22). В то же время греческое слово καιρόν здесь носит значение «установленной, измеренной, назначенной поры – время жизни верующего на земле». Таким образом, это место дает нам наставление проводить большую часть нашего времени на земле в служении Божьему, используя каждую возможность для прославления и служения Богу.32

Также Библия на страницах Нового Завета призывает жить так, чтобы утверждать доверие к христианской вере со стороны неверующих, используя при этом все возможности, в том числе и благоприятное время: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол 4:5). Здесь под временем не подразумевается какой-то отдельный момент во времени, но возможность, которая еще остается до прихода Христа, чтобы уверовать неверующим.33

Таким образом, Библия имеет массу поучений относительно распределения времени не приемлет пустой траты времени. Частности, Священное Писание обращает внимание на то, что хозяин времени – Бог, и Он призывает «мудро счислять дни», а также чтобы время в первую очередь должно быть направлено на служение Богу. «Время коротко» (1Кор 7:29) - говорит Писание, поэтому нужно дорожить временем.

Итак, рассмотрев отрицательные аспекты социальных сетей, можно сделать вывод, что Библия дает четкие и однозначные оценки по отношению к суррогатному общению и пустой траты времени, которые проявляются как побочные результаты общения в социальных сетях.


Практическое применение

Выяснив проблемы, с которыми сталкивается человек, общаясь в социальных сетях, ранее были приведены некоторые места Священного Писания, которые освещают данный вопрос. В этой главе будут рассмотрены практические библейские принципы как руководство для применения в жизни, а также предложены рекомендации по взаимодействию детей с компьютером и способы контроля социальных сетей.

Библейские принципы

Для верного понимания, как решать проблему социальных сетей, необходимо обозначить уровень нейтральности данных увлечений. Очевидно, сами по себе социальные сети не несут в себе заведомо абсолютный негатив. Однако, как часто бывает, то немногое, что можно применять с пользой, затмевается негативными проявлениями человеческой греховности и угождения плоти человека.

Так как корнем рассматриваемых проблем социальных сетей, является зависимость от них как неспособность трезво оценивать свое поведение и распределять приоритеты, то для начала необходимо определить, есть ли у человека зависимость как таковая. Для этого в качестве ориентировки можно привести диагностический список индикаторов зависимости от интернета, сформулированных известной исследовательницей в области интернет зависимости из Питсбургского университета Кимберли Янг:34

  • предвкушение следующего сеанса “онлайн”;
  • увеличение времени, проводимого “онлайн”;
  • увеличение количества денег, расходуемых “онлайн”;
  • абсолютная поглощенность Интернетом;
  • повторные попытки сократить использование Интернета;
  • проблемы управления временем;
  • проблемы с окружением (друзья, семья, работа, школа);
  • обман по поводу времени, проведенного в интернете;
  • изменение настроения посредством использования Интернета.

Если какие-то из элементов этого списка мы замечаем у себя в поведении или в поведении наших детей, то нужно быть начеку, т.к. это свидетельствует, что мы либо стоим на пути к зависимости, либо уже зависимы. Т.к. факт зависимости свидетельствует о поражении духа, несвобде воли (Прит. 18:15; 20:27; 25:28), то ключевым аспектом в избавлении от зависимости является выявит вредную привычку (Пс. 142:6-11), провести диагноз состояния человека и помочь осознать последствия этой привычки для него самого и для его окружающих.35 Если человек не признает, что есть проблема, скажем, что время, проводимое в социальной сети, действительно слишком велико, а польза слишком мала, то он нуждается в помощи извне. В частности, приведение разумных доводов и увещевание.

Кроме тех мест Священного Писания, которые Библия дает в ответ на проблему социальных сетей, таких как: непосредственно зависимость, подмена реальности, суррогатное общение и пуста трата времени, стоит обратить внимание на библейскую помощь в борьбе с зависимостью.

Ключевой предпосылкой для освобождения от зависимости является обетование: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:36). Но для того, чтобы «Сын освободил» нужно верит в то, что Он может это сделать, нужно доверять Ему.36 Есть только две категории людей: рабы Бога и рабы дьявола. Таким образом, только благодаря Богу может быть истинное освобождение от рабства греха. Как написано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:16-18). Рабство от Бога – есть истинная свобода: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 76:22). Поэтому первое, что нужно, это обращение к Богу за покаянием. Если в церковь пришел человек с такой проблемой, то не стоит пытаться ему помочь распределить его время или снабдить его полезными ссылками из Писания. Нужно направить его к покаянию и обращению ко Христу. Если человек не знает об этом, то нужно ему об этом рассказать. Хорошее, если это будут делать люди, которые крепко держатся за Христа, освободившего их от рабства и давшего силы для праведной жизни.37

Если же в зависимость попадает христианин, то это особенно печально, т.к. тогда происходит, как в записано в Евангелии от Луки с двадцать первого стиха по двадцать шестой одиннадцатой главы:

Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Это место Священного писания предупреждает о том, чтобы христианин не допускал опустошение «своего дома», чтобы Христос властвовал в сердце безраздельно. Иначе, рано или поздно что-то другое и, как правило, негативное оккупирует душу человека. Поэтому, если христианин просиживает в социальных сетях слишком долго, то это свидетельствует о том, что Христос не полностью властвует в его сердце, и его душу начинает занимать бессмысленное увлечение, над которым он потерял контроль. Такой христианин нуждается в душепопечительской работе над ним. Писание приемлет только одну зависимость – зависимость от Бога. Причем зависимость от Бога является своего рода одни крылом самолета, тогда как другим должна быть наша дисуиплина.38

Кроме предупреждения о бодрствовании над своим сердцем Писание дает совет, что делать, если человек ощущает соблазн. Говоря в контексте нагорной проповеди о соблазне блуда, Христос говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29, 30). Здесь Господь дает довольно простой рецепт избавления от того, что может соблазнять человека. Лучше пожертвовать чем-то меньшим, пока соблазн не заставил нас сделать грех. В контексте социальных сетей можно сделать обрезание, например, времени, которое уделено общению в социальной сети. Если же проблема слишком глубока, то нелишним будет более жесткая реакция, как то: обрезание проводов к компьютеру, удаление личной странички в социальной сети, установка пароля для доступу в общем к компьютеру.

Также явление зависимости начинает иметь место, когда появляется слишком много свободного времени. Если речь идет о детях, то важнейшую роль в правильном пользования временем ими выступают родители, которые должны приучить ребенка к разумному распределению времени, мотивируя ребенка посвящать время учебу и самообразовании, в том числе, используя компьютер (Прит. 22:6). Одна из самых быстро развивающихся сфер бизнеса – это программирование. Поэтому, если у ребенка есть тяга к компьютеру, то необходимо перенаправит его рвение в более правильное русло, показав, на сколько интересен и удивителен мир компьютера.

Социальные сети под контролем

Относительно социальных сетей стоит вопрос: «Можно ли пользоваться социальными сетями без вреда?». Несмотря на страшные вещи, которые описаны выше, можно быть уверенным, что социальные сети это не абсолютное зло, просто нужно пользоваться ими с умом и во всем знать меру, как и во многих других вещах. Кажется, нет ничего дурного в возможности знакомиться с людьми по интересам, находить старых знакомых и реабилитировать прошлые дружеские связи, иметь удобный и доступный интерфейс для общения со своими друзьями, слушать музыку и смотреть фильмы. Социальные сети имеют ряд полезных функций, которые очень облегчают жизнь и работу в интернете.

Это большой технологический и культурный прорыв в развитии интернета. Но, как и со многими прорывными технологиями, в работе с социальными платформами нужно быть осторожным, чтобы таковые не обратились во вред. Можно дать ряд рекомендаций о времяпрепровождении в социальных сетях.

Во-первых, не нужно заходить и проверять обновления в социальной сети каждый час, во время каждой свободной минуты на работе или дома. Нужно ограничьте количество посещаемых страниц в социальной сети, скажем, до двух раз в день. Если есть привычка посещать социальные сети на работе в свободные минуты, то можно провести такой эксперимент. Вместо того, чтобы, как только есть свободная минута от работы, судорожно открывать браузер и заходить в социальную сеть, необходимо выйдите прогуляться или просто посидите минут 10 спокойно на стуле, не работая на компьютере с выключенным монитором. Нужно дать своему мозгу отдохнуть от информации. Сегодня наращивается скорость во всех областях жизни, не понимая, куда и зачем мы спешим.39 В конце дня будет ощущение намного меньшей усталости.

Во-вторых, если на работе много свободного времени, то лучше потратить его на что-то более ценное и нужное, чем социальные сети. В частности, можно читать познавательные статьи, учиться новому, ведь современный интернет предоставляет столько прекрасных возможностей по получению любой информации.

В-третьих, если последовать этому совету и меньше сидеть в контакте, например, не более получаса в день, тогда просто не останется времени на всякую бессмысленную активность, вроде той, которая заключается в том, чтобы прокомментировать каждую фотографию, одобрить какое-то видео, быть в курсе всех обновлений друзей. Нужно использовать социальные сети только по целевому назначению, то есть как интерфейс, позволяющий общаться, обмениваться мнениями, узнавать о событиях. Но не злоупотреблять этими возможностями, избегайте ненужного и бессмысленного общения.40


Заключение

В данной работе были рассмотрена проблема социальных сетей как интернет зависимости. Был сделан обзор существующих разновидностей социальных сетей с ознакомлением их истории развития. Были определены основные проблемы социальных сетей: суррогатное общение и пустая трата времени.

Также был и рассмотрены места Священного Писания, которые освещают данные проблемы в указанных областях, и дано практическое применение рассматриваемой темы. В частности Библия негативно относится к факту зависимости, также не одобряя чрезмерное увлечение виртуальным миром, как замену реального. Относительно же суррогатного общения в социальных сетях Священное Писание призывает прежде всего ориентироваться на живое межличностное общение, и строго предупреждает дорожить временем, не проводя его чрезмерно много в социальных сетях, потому что время является ресурсом Божиим, за который нужно будет нести отчет.

В данной работе не были детально рассмотрены некоторые аспекты социальных сетей, которые также представляют немалый интерес и могут быть рассмотрены в будущем. В частности, финансовая составляющая социальных сетей, скрытые греховные связи в социальных сетях.


Константин Верман
магистр искусств библейского обучения

1 Н.а. «Social network», Wikipedia, the free encyclopedia, http://en.wikipedia.org/wiki/Social_network (18 мая 2015).

2 Никита Семенов, «Все о социальных сетях. Влияние на человека», SECL group, http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html (18 мая 2015).

3 Никита Семенов, «Все о социальных сетях» (18 мая 2015).

4 Н.а. «Виды социальных сетей: классификация и представители», Dark site of marketing, http://darksiteofmarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-klassifikacija-i-predstaviteli.html (18 мая 2015).

5 Н.а. «Польза и вред социальных сетей», Assessor, http://www.assessor.ru/notebook/sajt_znakomstv_mamba_dating_vkontakte_odnoklassniki/polza_i_vred_socialnyh_setei/ (18 мая 2015).

6 Н.а. «Социальные сети: вред и польза», Правила безопасности в повседневной жизни, http://sos-ru.info/sotsialnyie-seti-vred-i-polza.html (18 мая 2015).

7 Николай Перов, «Вред социальных сетей: влияние на психику», Блог Николая

8 Суррогат – продукт, предмет, лишь отчасти, по некоторому сходству являющийся заменой другому, обычно неполноценный.(С.И. Ожегов, Словарь русского языка, под ред. Н.Ю. Шведовой (Москва: «Русский язык», 1986), 678).

9 L. Koehler, Baumgartner W., Richardson M., & Stamm, J. J., «סוֹד» In The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament, volumes 1-4 combined in one electronic edition (Leiden; New York: E.J. Brill, 1999), 745.

10 Джеймс Стронг, Библейская симфония, 1375.

11 Джеймс Стронг, Библейская симфония, 1376.

12 L. Koehler, Baumgartner W., Richardson M., & Stamm, J. J., «ספק» In The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament, volumes 1-4 combined in one electronic edition (Leiden; New York: E.J. Brill, 1999), 765.

13 Джон Мак-Артур, «Социальные сети и рассудительность в цифровом мире», http://www.propovedi.ru/resource/social-media-and-digital-discernment/download-pdf (19 мая 2015).

14 W. Arndt, Danker F. W., & Bauer W., «κοινωνία» In A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature, 3rd ed. (Chicago: University of Chicago Press., 2000), 552.

15 Colin Brown, «time», In The New International Dictionary of New Testament Theology, 4 vols. (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1986), 1:639.

16 С.И. Ожегов, Словарь русского языка, 691.

17 Friedrich Gerhard ed., Theological dictionary of the New Testament, vol. 10, compiled by Ronald Pitkin, electronic ed. (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-c1976), 3:808.

18 L. Koehler, Baumgartner W., Richardson M. E. J., & Stamm, J. J., «עִדָּן», In The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament, Volume 5, Aramaic, electronic ed. (Leiden; New York: E.J. Brill, 1994-2000), 1944.

19 L. Koehler, Baumgartner W., Richardson M. E. J., & Stamm, J. J., «זְמָן», In The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testamen, Volumes 1-4, combined in one electronic edition (Leiden; New York: E.J. Brill, 1999), 273.

20 L. Koehler, Baumgartner W., Richardson M. E. J., & Stamm, J. J., «תֵע», The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament, Volumes 1-4 combined in one electronic edition (Leiden; New York: E.J. Brill, 1999), 899.

21 Роберт Б. Чизхол, «Книга Аггея», В Толкование Ветхозаветных книг от первой книги Царств по книгу Песни Песней, ред. Платон Харчлаа, пер. Ирины Череватой (Ашфорд, КТ США: Библейская Миссия СЕО, 1992), 414.

22 Уоррен Уирсби, «Аггей», Комментарий на Ветхий Завет, том II, Ездра – Малахия (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2011), 1042.

23 Джеймс Стронг, Библейская симфония, 1424.

24 Colin Brown, «time», In The New International Dictionary of New Testament Theology, 4 vols. (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1986), 3:826.

25 Уильям Д. Маунс, Основы Библейского греческого языка,Базовый курс грамматики, (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2011), 461.

26 J. R. Michaels, «1 Peter», Word Biblical Commentary, vol. 49 (Dallas: Word, Incorporated, 2002), 229.

27 Eckhard J. Schnabel, Acts, Zondervan Exegetical Commentary on The New Testament (Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 2012), 616.

28 Bruce Winter, Новый Завет, Новый Библейский комментарий, 3 части, перевод с английского А.А. Баев (Санкт-Петербург: «Мирт», 1999), 3: 463.

29 Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями, 1994.

30 W. Arndt, Danker F. W., & Bauer W., A «ἀκριβῶς», In Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature, 3rd ed. (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 39.

31 Джеймс Стронг, Библейская симфония, 1493.

32 Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями, 1865.

33 David W. Pao, Colossians & Filemon, Zondervan Exegetical Commentary on The New Testament (Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 2012), 296.

34 K. S. Young, Caught in the Net, How to Recognize the signs of Internet Addiction – And a Winning strategy for Recovery (New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998), 247.

35 Иван Лещук, Экология духа (Черкассы: «Смирна», 2006), 354.

36 Там же, 352.

37 Эдвард Т. Уэлч, Зависимости: банкет в могиле, Как обрести надежду в силе Евангелия, пер. с англ. (Одесса: Издательство «Тюльпан», 2008 ), 86.

38 Джерри Бриджес, Дисциплина благодати, Божья и наша роль в стремлении к святости, изд. 2-е, пер. с англ. Ю. Шпака (Киев: «Нард», 2013), 166.

39 Чарльз Хаммэль, У времени в плену, пер. с англ. (Москва: «Триада», 2014), 79.

40 Николай Перов, «Вред социальных сетей: влияние на психику», Блог Николая Перова: саморазвитие и самосовершенствование, http://nperov.ru/soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku/ (18 мая 2015).