Боротись за віру, раз дану святим

Сексуальная чистота и духовный рост

Первое послание к Фессалоникийцам, Павел написал потому, что беспокоился о духовном состоянии молодой церкви. У апостола не было достаточно времени, чтобы пробыть с ними и наставить, так как он вынужден был покинуть город из-за преследования (Деян.17:1-10). Но услышав об их вере (1Фес.1:8-9) и желая предостеречь от проблем с которыми они могли столкнуться, он посылал к ним Тимофея, который и принес известие об их духовном состоянии (1Фес.3:2,6).

Послания Павла, обыкновенно состоят из двух частей. Первую он посвящает доктрине, вторую этике1. Таким же образом он поступает и в этом послании, детально разбирая учение о моральном поведении христиан. К сожалению, сегодня есть серьезная проблема в том, что доктринальному обучению в церквях, в общем, уделяется достаточно внимания, а вот этическим вопросам нет. Как пишет Джон Стотт: Одним из самых серьезных недостатков современного евангельского христианства является наше недостаточное внимание к христианской этике как в нашем учении, так и на практике. В результате, мы прослыли людьми, скорее проповедующими Евангелие, чем живущими согласно ему и прославляющими его в себе2. Исследуемый отрывок касается этической темы, очень актуальной в наши дни. Это тема святости в сексуальных отношениях. Как христиане, в этой сфере своей жизни, могут угодить Богу и прославить Его? Каким образом они могут освятить то, что происходит в их спальне? Тема актуальна, так же потому, что сегодня существуют полярные мнения. С одной стороны говорят о том, что христиане отрицательно относятся к сексу, считая его грехом, что необходимо, всякий раз, глубокое раскаяние в соделанном. Как следствие, люди живут с постоянным чувством вины. С другой, провозглашается вседозволенность, граничащая с похотью и имеющая оттенок эгоизма. Когда один партнер использует другого для удовлетворения своих сексуальных потребностей, а на брак смотрят, как на форму легализированной похоти3. Результатом чего является, быстро растущая статистика разводов в христианских семьях или несчастные браки. Павел коснулся этого вопроса, возможно узнав от Тимофея о каком то конкретном случае в общине или продолжил его обсуждение, в связи с известной сексуальной распущенностью в языческом мире. Так же следует помнить, что послание он писал из Коринфа, города прославившегося тем, что в нем процветал разврат4. Данный отрывок интересен еще и тем, что в нем присутствуют сложные для буквального понимания слова (ст. 4). Отсюда, существуют разные мнения, по поводу их толкования. В работе предполагается последовательно, экзегетически, исследовать отрывок в историческом, литературном и богословском контексте, ответить на поставленные вопросы и найти практическое применение учению об освящении в вопросе интимных отношений.

ЭКСПОЗИЦИЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ 1 ФЕС.4:1-8

Первые два стиха отрывка, содержат вступительную часть ко всем этическим увещеваниям Павла в последних двух главах5. Весь отрывок, с первого по двенадцатый стих, связан контекстуально и его можно разделить на три части. Первая: постоянный духовный рост (1-2 ст.); вторая: сексуальная чистота (3-8 ст.); третья: братская любовь (9-12 ст.). Большинство комментаторов придерживаются этого деления, только называют разделы иначе6, или смещают акцент. Например, Эдмонт Хайберт, первые два стиха, относит к общему наставлению: призыву к продвижению в богоугодном поведении, а далее пишет о применении его в двух конкретных областях: в освящении (ст. 3-8); в братской любви и труде (ст.9-12)7. Подобное деление предлагает и Томас Констейбл8. В рамках данной работы будут рассмотрены первые восемь стихов.

Постоянный духовный рост (1-2 ст.)

Ст.1: Глава начинается со слова Λοιπὸν (лоипон), имеющего словарное определение «наконец, впрочем, все еще, затем»9, «в остальном, кроме того, наконец»10, в русском синодальном тексте, переведено «за сим, затем», во многих английских версиях (NIV; NKJV; NWT; GNB; NASB), имеет значение finally: «в заключении». Здесь однако не означает завершение письма или переход к менее важным замечаниям, но является переходом от декларации к увещеванию. Павел начинает развивать частные темы к которым первые три главы, были вступлением11.

В первых двух стихах, апостол призывает общину к практическому прогрессу в том, что они уже знают12 и основной их целью, духовного возрастания, должно быть угождение Богу13. В своем отеческом увещевании, он как всегда, использует нежный, дружеский тон и апостольскую, авторитетную мольбу14. Два глагола, примененные им в тексте, часто содержаться в личных письмах той эпохи15. Первый глагол ἐρωτῶμεν (эротомен), словарное определение «спрашивать, вопрошать, просить, упрашивать»16, «попросить, спросить, запросить»17, в увещевании имеет более сильное значение «умолять» (Фил.4:3; 1Фес.5:12; 2Фес.2:1). Второй глагол παρακαλοῦμεν (паракалоумен), имеет словарное определение «призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать, настойчиво просить, умолять, упрашивать»18, «настоятельно просить, обращаться, желать, увещевать, поощрять»19, переведенный в русском тексте, как «умоляем», употребляется там, где автор настоятельно призывает принять какую то модель поведения (1Фес. 2:12; 3:2,7; 4:10; 5:14, 2Фес.2:17; 3:12 сочетается с ἐρωταῶ 1Фес.5:12)20.

Павел призывает фессалоникийцев больше возрастать в том, чему они были уже наставлены им и в чем ходили (περιπατεῖτε), что бы предостеречь их от охлаждения. Он предохраняет их от духовной летаргии и самодовольства21. Такой же призыв он использует в 4:9-10, но с упором на возрастание в любви друг ко другу. Глагол περισσεύητε (периссеуэте), словарное определение «приумножать, обогащать, достигать избытка или изобилия, иметь в избытке, обогащаться, жить в избытке или изобилии, переизбыточествовать, изобиловать, иметь в избытке или изобилии, умножаться, превосходить, оставаться»22, «быть в изобилии»23, здесь означает «изобилие, переполнение». В сочетании со словом μᾶλλον (маллон), означающем «более, лучше, скорее, гораздо (больше), несравненно»24, приобретает значение превосходной степени. То есть, в том образе жизни, которому они были научены Павлом, в том, все возрастающем опыте, который уже имели (ходили), в том возрастать больше и больше. Что бы таким образом угодить Богу25. Угождение Богу, является целью духовного возрастания возрожденного человека. Джон Стотт обращает внимание на три момента «угождения Богу, как принципа христианского поведения. Во-первых: это основа ученичества. Нельзя говорить о любви к Богу, если нет желания Ему угодить. Во-вторых: это освобождение от фарисейства. Стимулом является не исполнение закона, а старание повиновением ему, угодить Подетелю закона. В-третьих: это прогрессирующий принцип. Никогда нельзя сказать, что уже достигнуто совершенство. Христиане призваны угождать Богу больше и больше26.

Ст.2: В своем увещевании, Павел опирается на авторитет Иисуса Христа. Апостол напоминает им, παραγγελίας (парангелиас), словарное определение «приказание, повеление, заповедь, наставление, увещание»27 , «то что должно быть сделано, команда, предписание, совет, увещание»28, переведенное как «увещание, заповедь». Это слово имеет военный привкус29 и это означало, что к заповедям нельзя относится легкомысленно. Они являются традицией Христа, подкреплены Его авторитетом, задачей апостола лишь было донести их до фессалоникийцев30. Христос не дал новый набор правил, но дал новую жизнь. Новая жизнь верующего, отражает характер Христа, освободившего его от старых греховных оков31. Два раза Павел упоминает имя Господа, в первом стихе он умоляет их: ἐν κυρίῳ Ἰησοῦ (ен курио Иесу) «в Господе Иисусе». Во втором напоминает о заповедях, которые дал им: διὰ τοῦ κυρίου Ἰησοῦ (диа ту куриу Иесу) «через Господа Иисуса». Но это не означает, что Иисус был посредник передачи заповеди. В некоторых языках нет возможности буквально перевести эту фразу. Эквивалентом ей есть: человек говорящий от имени Господа. То есть апостол говорил с фессалоникийцами, как представитель Господа Иисуса Христа32.

Павел собирался сосредоточится на деликатной, моральной теме. Такие вводные моменты как, похвала фессалоникийцев, побуждение их еще более духовно возрастать и напоминание, что источником его увещеваний является Господь, более чем уместны33. Использованное здесь существительное παραγγελίας (парангелиас), переведенное как «заповеди», в других текстах (1Кор.7:10; 11:17; 1Фес.3:11; 2Фес.3:4,6,12), Павел употребляет в глагольной форме παραγγέλλω (парангелло), «повелеваю», всегда имеют характер авторитетных апостольских постановлений, за которыми стоит авторитет Христа34.

Сексуальная чистота (3-8 ст.)

От общего наставления: угождения Богу, Павел переходит к частному увещеванию: освящаться в сексуальной сфере жизни. Это неудивительно и не только потому, что секс является потребностью человека, но и потому, что греко-римский мир славился чрезвычайной распущенностью35. Следует помнить, что фессалоникийцы не так давно стали христианами и пришли из мира, где не известно было воздержание и целомудрие. Они жили в эпоху, когда супружеская верность ничего не значила, а разводы были обычным явлением. Афинский оратор Демосфен, так описывал моральное состояние общества: «У нас есть куртизанки для наслаждения, наложницы для сожительства и жены, которые рождают нам законных детей и заботятся о хозяйстве». Павел обращается с наставлением к людям, для которых его слова были чем то совершенно новым36. Павел писал из Коринфа в Фессалонику, а эти города славились своей аморальностью. В Коринфе был храм Афродиты, где практиковалась храмовая проституция. В Фессалонике поклонялись божествам Кабирам, что также было связано с моральным разложением37. Культы языческим богам Дионису, Осирису, Исиде далеки были от запрещения сексуальной безнравственности, напротив иметь добрачные и внебрачные связи поощрялось и было нормой. В греческом, рабовладельческом обществе, человек мог использовать свою «человеческую собственность», как захочет38. Такой же исторический фон описывает и профессор Ф.Ф. Брюс39. Вполне возможно, что на фоне такой моральной развращенности, Павел уже касался этой темы, когда был в Фессалониках. Тем более, что это было одной из тем постановлений Иерусалимского собора (Деян.15:20,29), касательно язычников, которые апостолы доставили в Антиохию (Деян.15:22,40) и далее по городам (Деян.16:4; 25)40.

Ст.3: Итак, от общего призыва к богоугодной жизни, Павел переходит к конкретному применению: освящению в сексуальном поведении. Основанием для такого поведения есть воля Божья41. Греческое слово ἁγιασμὸς (хагиасмос), словарное определение «святость, освящение, очищение»42, «личная преданность интересам божества, святости, освящение; в моральном смысле: для объяснения процесса или его результат, состояние»43, может иметь смысл состояния «отделенности» от греха, так и процесс все большей отдачи себя Богу. В данном тексте, Павел скорее имел в виду процесс все большего уподобления Христу44. Учитывая моральное разложение языческого мира, для фессалоникийцев, это означало процесс отделения от безнравственности, целью которого было не просто воздержание от блуда, но вечная жизнь (Рим.6:18-19,22)45. Воля Божия, относительно освящения в сексуальной сфере, находит выражение в трех требованиях: воздерживаться от блуда (ст.3), соблюдать сосуд в святости и чести (ст.4) и не поступать с братом противозаконно (ст.6)46.

Повеление ἀπέχεσθαι … ἀπὸ τῆς πορνείας (апехестай …апо тес порнейас), означает «воздерживаться, удерживаться, удаляться, отказываться»47 от всякого рода сексуальной безнравственности. Греческое слово πορνείας (порнейас), словарное определение «блуд (любые незаконные сексуальные отношения), блудодеяние, любодеяние, разврат, проституция»48, «незаконное половое сношение, проституция, блуд»49, имеет широкий спектр значений, включающий не только внебрачный секс, но и гомосексуализм, порнографию, транс-сексуальность, зоофилию, инцест, добрачный секс, супружескую неверность и даже нечистые мысли на эту тему50. Павел, призывал фессалоникийцев, которые приняли Евангелие, принять и новый образ жизни во Христе и в этой сфере своей жизни: избегать всякой формы блуда (см.1Кор.6:12-20)51.

Ст.4: Далее, он призывает научиться (уметь) соблюдать свой сосуд в святости и чести. Это наиболее трудный для понимания стих. Есть несколько мнений о том, что именно имел в виду Павел в этом стихе и основываются они на понимании слов ἑαυτοῦ σκεῦος κτᾶσθαι (хеауту скеуос ктастай), переведенные на русский как «соблюдать свой сосуд». Слово σκεῦος (скеуос), словарное значение «сосуд предмет, вещь, изделие снаряжение, снасти, возм. парус Деян 27:17»52, «человеческое существо (выполняющее функцию), инструмент, судно»53, могло быть истолковано метафорически как собственное тело или собственная жена54. Слово κτᾶσθαι (ктастай), словарное определение «приобретать, наживать»55, «завладеть, обеспечить для себя, приобрести»56, в сочетании с словом σκεῦος (скеуос), может означать «получить, взять жену для себя» или «приобретения контроля над своим телом».

Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что здесь имеется в виду контроль над своим телом, своими сексуальными желаниями. К ним относятся например, Ф. Ф. Брюс57, Ричард Мехью58, Томас Констейбл59. Отцы церкви, такие как Иоанн Златоуст, Тертулиан так же придерживались такого мнения60. Основные доводы, которые они приводят заключаются в следующем. Во-первых, существительное σκεῦος (скеуос), даже если и переводится как «жена» (Руф.4:10; 1Пет.3:7), всегда подразумевается «тело или человек» и в Новом завете не используется буквально, а метафорически (Деян.9:15; Рим.9:21; 2Кор.4:7; 2Тим.2:21; Откр.2:27). Во-вторых, скорее Павел обращается не только к мужчинам но и к женщинам, которые так же должны контролировать свое тело. В-третьих, если понимать как «приобретай жену», то усматривается повеление каждому мужчине к обязательному браку, что выглядит сомнительно61.

Другие комментаторы, выражают мысль, что здесь имеется в виду «приобретать жену», в смысле вступать в сексуальные отношения (жить с женой)62 и приводят свои аргументы. Первый, относится к языку. Понимание σκεῦος (скеуос), как «жена», сохраняет обычное использование слова κτᾶσθαι (ктастай), «приобретай». Признавая, что в Новом Завете σκεῦος (скеуос), используется метафорически и обозначает человеческое существо, в древнееврейских текстах чаще употреблялось по отношению к женщине. Второй аргумент относится к контексту. Учение Павла является контрастным противопоставлением направленным на воздержание от блуда (включая внебрачные связи). Поэтому вступление в сексуальную связь в браке, с законной женой, «в святости и чести», здесь противопоставляется похотливой страсти язычников, не знающих Бога. Третий аргумент относится к аналогии с Писанием. Павел заложил здесь основу концепции, которую в последствии он развил в 1Кор.7:2,9: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться»63. Этого же мнения придерживается и Д. Карсон64, из отцов церкви - Августин65.

Есть мнение, что Павел в данном тексте использовал слово σκεῦος (скеуос), не как метафору, а как эвфемизм, для обозначения мужского полового органа. Для доказательства, во-первых, указывают на то, что Павел в тексте не говорит прямо: «приобретай жену» или контролируй сое тело» и это удивительно. Зачем ему в таком деликатном вопросе прибегать к метафоре? Во-вторых, в Септуагинте (1Цар.21:5-6), упоминается эпизод, где Давид говорит о своих людях, что они не касались женщин уже три дня и сосуды отроков чисты. Еврейское словоכְלֵֽי , (келе), словарное определение «судно, посуда, горшок, кувшин, одежда, сокровищница, сосуды жертвенника»66, переведено как σκεῦος (скеуос), применительно к «сосудам отроков» универсально употреблено в значении мужских гениталий67.

Как бы не толковали значение исследуемых слов, можно предположить фессалоникийцы хорошо понимали, что Павел имеет в виду68. Для современного читателя очевидным является то, что он должен вести себя в этой сфере своей жизни «в святости и чести», в соответствии с Заповедями Христа. Помня, что тело есть храм Святого Духа и не предназначено для связи с проститутками и любой другой сексуальной безнравственности (1Кор.6:12-20)69. Кроме того в центре внимания находится отношение к жене после вступления в брак. Как считает Джон Стотт: «…целый мир различий лежит между любовью и похотью; между непорядочной сексуальной жизнью, где партнера лишь используют и истинным выражением любви в сексе, где партнеру оказывают честь; между эгоистическим желанием овладеть и жертвенным желанием любить, лелеять и уважать»70. Бог не против сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, но Он желает чтоб человек придерживался определенных принципов в своем сексуальном поведении. Во-первых, секс возможен только в гетеросексуальном браке и во-вторых, секс должен иметь Богом данный стиль: святость и честность71.

Ст.5: Далее, Павел усиливает наставление контрастом с тем как поступают язычники не знающие Бога, в этом вопросе. Греческие слова παθοσ (патос), «страсть, похоть»72, «сильное желание, страсть»73 и επιθυμια (эпитумиа), «желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение»74, «желание чего то запрещенного; чрезмерное, страстное желание, похоть»75, (это слово имеет и положительный смысл, например в 1Фес.2:17), в данном контексте словосочетание имеет отрицательную окраску нездорового сексуального желания чего то запрещенного. Такое поведение, с еврейской точки зрения, было типичным для язычников «не знающих Бога»76 и было их руководящим принципом. Оно являлось следствием их отказа откликнуться на Божье откровение (Рим.1:18-32)77. Интересно, что евреи считали, что мир делится на язычников-идолопоклонников и евреев знающих и чтущих истинного Бога. Здесь, Павел обращается к фессалоникийцам и как бы отделяет их от языческих народов, идентифицируя их в новую группу (ср.Гал.3:28; Кол.3:11), которая придерживается высоких стандартов в области интима, так как знает Бога78.

Ст.6: Продолжая тему моральной чистоты в вопросе интима, Павел наставляет чтобы в любом деле, с братом не поступать противозаконно и корыстолюбиво. Некоторые усматривают здесь переход к другой теме (возможно имея в виду вопросы торговли, бизнеса.)79. Но учитывая контекст повествования можно уверенно заявить, что имеется в виду сексуальное преступление в отношении брата. Греческое слово ὑπερβαίνειν (хупербайнейн), «преступать, переступать нормы, законы»80, «достичь степени, что превышает точку на шкале степени; выходить за рамки, превзойти»81, в данном контексте означает пересекать запрещенную черту (границу), вероломно вторгаться на территорию не являющуюся собственностью (половым путем). Преступать пределы разрешенные браком82. Возможно, иметь сексуальный контакт с женой брата. Другое слово πλεονεκτεῖν (плеонектейн), «воспользоваться (кем-либо корыстолюбиво), обижать, притеснять, делать ущерб, искать корысти»83 , «воспользоваться, эксплуатировать, перехитрить, обмануть»84, здесь означает желание обмануть брата и иметь больше чем положено в любой сфере жизни85, часто встречается в тесной ассоциации со словом блудник (см. 1Кор.5:10,11; Еф.4:19; 5:3,5)86. •

Причиной не поступать с братом вероломно и корыстолюбиво, является гнев Божий и относится к будущему. Павел не говорит о скорой мести Господа (см.1Кор.5:1-5; 11:30-32), а о будущем судилище Христовом в Парусии (1Фес.2:19; Рим.14:10; 1Фес.3:13; 1Кор.3:10-17; 2Кор.5:10). Суд будет осуществлен во Христе (Иоан.5:22), Богом Отцом. Павел уже говорил им об этом раньше, но возможно, что то побудило его, в строгой форме, вновь предостеречь получателей письма87.

Ст.7-8: Далее, Павел вновь прибегает к контрасту, отображая смысл, что Бог призвал Свой народ не к нечистоте, но к святости. Стих 7 перекликается с 3-м стихом, где говорилось о воле Божьей в освящении от блуда. Это очерчивает границы темы, об освящении именно в сексуальной сфере, а также еще раз подтверждает, что в стихе 6 также имелась в виду эта тема, а не торговля. Кроме того слово ἀκαθαρσίᾳ (акатарсиа), «нечистота; перен. порочность или аморальность (о нечистоте похотливой, развратной, распутной или расточительной жизни)»,88 «состояние морального разложения, подлость, безнравственность»,89 в данном тексте относится к сексуальной нечистоте.90 Подводя итог вышесказанному, Павел предупреждает, что тот кто не согласен с этим наставлением, кто не покоряется ему, тот непокорен не Павлу, а Богу. Ранее он уже прибегал к авторитету Христа и говорил, что его увещевания это учение Господа. Здесь он так же говорит о том, что эти наставления имеют Божественное происхождение, значит не покоряющийся им не желает слушаться Бога, Который дал Духа Святого. Пребывание в верующих Духа Святого, неотделимо от требования святой жизни.91

Подводя итог теме сексуальной чистоты, можно привести три причины почему христианину нужно воздержаться от всякого рода сексуальной нечистоты. Во-первых, потому, что Бог будет судить за аморальность (ст.6). Во-вторых, потому, что Бог призвал к святости, а не к нечистоте (ст.7). В-третьих, потому, что отклонить учение об освящении в этом вопросе, значит отвергнуть Бога, давшего Духа Святого.92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в работе был рассмотрен и экспозиционно представлен текст 1Фес.4:1-8. Был исследован исторический, литературный и богословский контекст учения о сексуальной чистоте, как аспекте освящения и угождения воле Божьей. Были рассмотрены сложные для понимания слова, их словарное значение и возможное употребление в тексте, с целью выявления как можно точного его толкования. Были поставлены ряд вопросов и предложены ответы на них.

В качестве практического применения для современных читателей Библии, можно предложить следующее. Несмотря на моральное разложение общества, распространенный плюрализм мнений, терпимость и толерантность ко всем возможным сексуальным грехам, утвердившееся либеральное богословие, только Слово Божие является критерием понимания многих этических вопросов. А христиане призваны в практической жизни показать чистоту и святость поведения и вопросе интимных отношений так же. Греховный мир предлагает и рекламирует: порнографию, сексуальную революцию, гомосексуализм, супружескую неверность, педофилию и другие нечистоты и мерзости. Христианам же необходимо противопоставить, не ханжество, а крепкие семьи, послушание воле Божьей и освящение в вопросе секса, правильное понимание этого учения и простого донесения его до людей. Для этого необходимо, родителям, учить дома своих детей моральным и этическим законам. Учителям воскресных школ убедиться, что их воспитанники знают и понимают заповеди Божии. Пасторам не бояться проповедовать с кафедры на трудные этические темы. Если есть деликатные вопросы, обучение можно проводить в малых группах или в личном общении.

Сергей Якименко
бакалавр богословия


1 Джон Р. У. Стотт, Послания к Фессалоникийцам, Библия говорит сегодня (Санкт-Петербург: издательство «Мирт», 1997),88.

2 Там же, 87.

3 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 94, 99.

4 Крейг Кинер, Библейский культурно-исторический комментарий в двух частях, Часть 2, Новый завет, перевод с англ. А. П. Плутановой (Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2005), 504.

5 Michael Martin, 1, 2 Thessalonians, vol. 33, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1995), 116.

6 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 90-101.

7 D. Edmond Hiebert, 1 & 2 Thessalonians, Revised Edition (Winona Lake, IN: BMH Books, 1996), 174-175.

8 Tомас Л. Констейбл, «Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла», в Толкование новозаветных посланий и книги Откровения, ред. Платон Харчлаа, перевод Ирины Череватой (Ашфорд, Конн.: Славянское Миссионерское Издательство, 1992), 413-415.

9 Джеймс Стронг, Библейская симфония с ключем к еврейским и греческим словам, (Greenvill, USA: Copyright Bob Jones University, 1998), 1516.

10 Walter Bauer, Frederick W. Danker, William Arndt, and F. Wilbur Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 602.

11 Martin, 1, 2 Thessalonians, 118.

12 Gene L. Green, The Letters to the Thessalonians, The Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI; Leicester, England: W.B. Eerdmans Pub.; Apollos, 2002), 183.

13 Martin, 1, 2 Thessalonians, 120.

14 Rober L. Thomas, “1 Thessalonians,” in The Expositor’s Bible Commentary: Ephesians through Philemon, ed. Frank E. Gaebelein, vol. 11 (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1981), 271.

15 Green, The Letters to the Thessalonians, 183.

16 Стронг, Библейская симфония, 1506.

17 BDAG, 395.

18 Стронг, Библейская симфония, 1523.

19 BDAG, 764.

20 Green, The Letters to the Thessalonians, 184.

21 Richard Mayhue, 1 & 2 Thessalonians: Triumphs and Trials of a Consecrated Church, Focus on the Bible Commentary (Fearn: Christian Focus Publications, 1999), 110–112.

22 Стронг, Библейская симфония, 1525.

23 BDAG, 805.

24 Стронг, Библейская симфония, 1517.

25 Green, The Letters to the Thessalonians, 185.

26 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 91, 92.

27 Стронг, Библейская симфония, 1523.

28 BDAG, 760.

29 D. A. Carson et al., eds., New Bible Commentary: 21st Century Edition, 4th ed. (Leicester, England; Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1994), 1282.

30 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, vol. 45, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, Incorporated, 1998), 80.

31 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 81.

32 Paul Ellingworth and Eugene Albert Nida, A Handbook on Paul's Letters to the Thessalonians, UBS Handbook Series (New York: United Bible Societies, 1994), 74.

33 Gordon D. Fee, The First and Second Epistles to the Thessalonians, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2009), 141.

34 Charles A. Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians: A Commentary on the Greek Text, New International Greek Testament Commentary (Grand Rapids, MI: W.B. Eerdmans, 1990), 150.

35 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 93.

36 Уильям Баркли, Толкование посланий к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Фессалоникийцам, The Daily Study Bible, перевод с английского (Scottdale, USA: Printed by Herald Press, ВСБ, 1986), 415-416.

37 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 93.

38 Green, The Letters to the Thessalonians, 188.

39 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 83.

40 Green, The Letters to the Thessalonians, 191.

41 Hiebert, 1 & 2 Thessalonians, 179.

42 Стронг, Библейская симфония, 1485.

43 BDAG, 10.

44 Констейбл, «Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла», 413.

45 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 152.

46 Hiebert, 1 & 2 Thessalonians, 180.

47 Стронг, Библейская симфония, 1491.

48 Там же, 1526.

49 BDAG, 854.

50 Mayhue, 1 & 2 Thessalonians, 115.

51 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 83.

52 Стронг, Библейская симфония, 1532.

53 BDAG, 927.

54 Green, The Letters to the Thessalonians, 192.

55 Стронг, Библейская симфония, 1515.

56 BDAG, 572.

57 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 84.

58 Mayhue, 1 & 2 Thessalonians, 116-117.

59 Констейбл, «Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла»,414.

60 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 153.

61 Mayhue, 1 & 2 Thessalonians, 116-117.

62 Thomas, “1 Thessalonians”, 272.

63 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 97-98.

64 Carson, New Bible Commentary, 1282.

65 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 153.

66 Ludwig Koehler and Walter Baumgartner, eds., The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, 4 vols., rev. Walter Baumgartner and Johann Jakob Stamm, trans. and rev. M. E. J. Richardson (Leiden: Brill, 2001), 2:478.

67 Fee, The First and Second Epistles to the Thessalonians, 149.

68 Green, The Letters to the Thessalonians, 194.

69 Martin, 1, 2 Thessalonians, 127-128.

70 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 100.

71 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 95.

72 Стронг, Библейская симфония, 1522.

73 BDAG, 748.

74 Стронг, Библейская симфония, 1505.

75 BDAG, 372.

76 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 154.

77 Thomas, “1 Thessalonians”, 272.

78 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 155.

79 Wanamaker, The Epistles to the Thessalonians, 155.

80 Стронг, Библейская симфония, 1536.

81 BDAG, 1032.

82 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 85.

83 Стронг, Библейская симфония, 1526.

84 BDAG, 824.

85 Стотт, Послания к Фессалоникийцам, 99.

86 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 85.

87 Thomas, “1 Thessalonians”, 273.

88 Стронг, Библейская симфония, 1487.

89 BDAG, 33.

90 F. F. Bruce, 1 and 2 Thessalonians, 86.

91 Thomas, “1 Thessalonians”, 273.

92 Mayhue, 1 & 2 Thessalonians, 118.