Боротись за віру, раз дану святим

Библейское и систематическое богословие

Для того, чтобы понимать разницу между систематическим и библейским богословием, в первую очередь следует привести определения для одного, так и для другого понятия. С точки зрения автора, одним из самых удачных определений систематического богословия принадлежит Милларду Эриксону, который утверждает, что это:

Дисциплина, цель которой заключается в том, чтобы стройно и последовательно изложить учение христианской веры, основываясь прежде всего на Писании, в рамках общекультурного контекста, на понятном и современном языке, в связи с конкретными жизненными вопросами.1

Джон Файнберг определяет систематическое богословие следующим образом:

Систематическое богословие – это учебная дисциплина, включающая в себя, во-первых, обнаружение индуктивным методом на основе любых доступных источников истины о Личности, деятельности и отношениях Бога; во-вторых, аналитическое проникновение в значение каждого фрагмента индуктивно установленной истины; в-третьих, синтез всех фрагментов истины во внутреннее последовательную и логически организованную систему, отвечающую на вопросы современности.2

Исходя из этого определения, Файнберг подытоживает, что богословие – это не Библия, но то, что является продуктом человеческого мышления о Боге и о том, что о Нем говорит Библия, с помощью применения здравой герменевтики и евангельского метода богословия.

Итак, систематическое богословие допускает использование данных из других областей знания, с целью большего постижения истины о Боге и Его отношения с миром. Однако, систематическое богословие евангельских христиан в первую очередь должно основываться на Библии, как истинном и авторитетном откровении Бога о Самом Себе. Все выводы, полученные из других наук и дисциплин не должны противоречить утверждениям Библии о личности Бога, Его природе, взаимоотношениях с Его творением. Эриксон утверждает, что при таком подходе «Последовательность здесь следующая – экзегетика – библейское богословие – систематическое богословие».3 Систематическое богословие представляет не только то, что Библия говорит о какой-то теме, и как согласовать сделанные выводы, но также оно говорит и о том, что это значит для верующего человека сегодня.

Касательно же библейского богословия, Эриксон пишет, что «это богословское содержание Ветхого и Нового Заветов или богословие, которое извлекается из библейских книг».4 Хотя существуют и другие понимания библейского богословия, но данное определение представляет то, чем оно есть в чистом смысле.

Пол Эннс говорит о библейском богословии еще более точно:

В отличии от систематического богословия, которое черпает информацию о Боге с различных источников, библейское богословие имеет более узкий фокус, основываясь на информации из Библии (а также на исторической информации, которая расширяет или объясняет библейские события). Таким образом, библейское богословие в сущности является экзегетическим, которое рассматривает доктрины в различных периодах истории, или же изучает слова и утверждения конкретного автора.5

Грудем говорит о библейском богословии следующее: «Особое внимание в библейском богословии уделяется конкретным авторам и разделам Писания, а также месту каждого учения в процессе исторического развития Писания».6

Итак, разницу между систематическим и библейским богословием можно описать несколькими пунктами. Во-первых, чисто библейское богословие исключает использование данных небиблейского происхождения (кроме исторических фактов), которые могли бы помочь в постижении истины о Боге. Систематическое богословие принимает данные из иных областей знания, согласовывая их с библейскими утверждениями. Во-вторых, библейское богословие сообщает то, что говорится в определенной части Писания о конкретной теме, и не ставит задачу сообщить о практическом применении для современного христианина. Систематическое богословие пытается сказать о том, что те или иные результаты экзегетического исследования и библейского богословия значат для людей сегодня. В-третьих, библейское богословие раскрывает развитие учения одного и того же библейского автора касательно определенной доктрины, или сравнивает учение разных авторов или групп авторов на какой-то счет. Систематическое богословие претендует на полноту раскрытия библейской истины.

Исходя из выше сказанного, систематическое богословие должно включать библейское богословие. Однако, если небиблейские достижения прикладной науки помогают понять истину о Боге и не противоречат библейским утверждениям, их также следует принимать к сведению в рамках систематического богословия. Это утверждение основано на том, что поскольку Библия утверждает о факте создания Богом этого мира, во что свято верит евангельский богослов, а подлинная наука пытается постичь этот мир, следовательно, выводы подлинной науки не должны противоречить библейским утверждениям. Также, все истины в Библии, касающиеся той или иной темы, в систематическом богословии должны приводится в определенную систему. И, наконец, богословие должно предлагать практическое применение для современного христианина.


Андрей Бабий
магистр искусств библейского обучения

1 Миллард Эриксон, Христианское богословие, ред. Ю. А. Цыганков, Перевод Б. А. Скороходова (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2006), 16.

2 Джон Файнберг. «Систематическое богословие. Раздел 1. Введение». TVSeminary Distance Education. https://www.youtube.com/watch?v=jvF5AAgkyxs&list= PLpf59FMdbS4IVdCPPyo9Vr7R_7-gbx9qT (15 янв. 2017).

3 Эриксон, Христианское богословие, 54.

4 Там же, 19.

5 Пол Еннс, Підручник з богослів’я, переклад з англійської (Львів: «Благовісник Галичини», 2003), 21

6 Уэйн Грудем, Систематическое Богословие, перевод с англ. Т. Г. Батухтиной и В. Н. Генке (Санкт-Петербург: «Мирт», 2004), 15.