Боротись за віру, раз дану святим

Что такое богословский метод

Говоря о богословском методе, в начале следует сказать, что он может быть либо евангельским, либо неевангельским. В неевангельском методе богословия Писание не является ни авторитетом, ни основой для него. Оно может в нем использоваться и как правило используется, но не как последняя инстанция для утверждения истины. Краеугольным камнем для построения размышлений в неевангельском богословии обычно является человеческий разум, или определенная философия. В неевангельском методе богословия высказываются религиозные утверждения, но в качестве основания используется человеческий разум.

Истинный метод богословия – это евангельский, который подразумевает, что Библия является безошибочной и богодухновенной книгой (2 Тим. 3:15-17; 1 Петр. 1:19-21). Она содержит необходимые утверждения как основу для формирования богословия. Именно Библия является основным источником информации, которую Бог желает донести людям. Для евангельского богослова существует два основных столпа, на которых созидается его богословский метод. Первый из них – это утверждение о том, что Библия является истиной последней инстанции как для богословия, так и для жизни. Вторым столпом евангельского богословского метода является правильный подход к интерпретации Библии, а именно буквальный историко-грамматический метод, в отличие от аллегорического или какого-либо другого. Следует более детально остановится на принципе авторитета Писания и на буквальном историко-грамматическом методе его интерпретации, как двух основных столпах евангельского богословского метода.

Евангельский богослов принимает, что Писание – это Слово Божье, которое обладает высшим авторитетом над человеком, его верованиями, разумом и философией. Сам Бог засвидетельствовал о Себе в Священном Писании, как особом откровении, с помощью человеческих творческих способностей для изложения этого откровения в письменном виде. Библия является непогрешимым богодухновенным словом Божиим. Следует также отметить, что полной вербальной богодухновенностью обладали только автографы, вышедшие непосредственно из-под пера оригинальных авторов, а все имеющиеся копии и переводы являются на столько богодухновенными, на сколько они отображают автографы.

Для евангельского богослова высшим авторитетом является Библия не только для богословствования, но и становится обязательным руководством для жизни. В Библии Бог объявляет Свою природу, атрибуты и свою волю. Евангельские богословы отводят центральное место Писанию и основывают на нем свой богословский метод. Авторитет Библии не зависит от его признания, но принимается как внутренне присущий ей, и требует подчинения себе. Результатом подчинения авторитету Библии и построения на ней богословия, должно быть благочестие в жизни христианина, богоугодный характер, христианская жизнь церкви и эффективное служение.

Следует также обратить внимание на буквальный историко-грамматический метод интерпретации Писания, как единственно приемлемый для евангельского богословского метода. Данный метод характеризуется несколькими задачами. Первостепенной его задачей является поиск авторского замысла. Это необходимо потому, что современного читателя и первоначальных читателей разделяет большая временная пропасть. Вместе с ней существуют такие пропасти, как культурная, географическая, языковая и мировоззренческая. Во-вторых, стоит задача искать один смысл в исследуемом тексте. Нет никаких оснований принимать мнение, что текст может иметь несколько смыслов. Также неприемлемо предположение, что настоящий и единственный смысл текста вообще невозможно определить ввиду его многозначности и относительности. Неприемлемо также утверждение типа «для меня этот текст означает…». В-третьих, историко-грамматический метод характеризуется буквальным толкованием текста. Если буквальное, простое объяснение понятно, не следует искать другого. Для поиска переносного смысла должны быть веские причины (наличие аллегорий, метафор, прообразов). В-четвертых, толковать необходимо в контексте. Каждый отрывок должен рассматриваться в связи с тем, что написано выше и ниже него. В-пятых, необходимо учитывать предшествующее откровение. Бог давал откровение о Себе последовательно, а каждое следующее дополняло предшествующее. В-шестых, толковать Писание следует учитывая жанр книги (повествование, наставление, поэзия, дидактика, пророчество). В-шестых, толковать следует, придерживаясь принципа «аналогии веры». Поскольку Библия является единой книгой одного Автора, каждая ее часть дополняет другие части, все тексты находятся в согласии и не противоречат друг другу.

Кроме выше сказанного, еще нечто необходимо уточить для евангельского богословского метода. Для извлечения доктрины, тексты должны быть ясными и однозначными. Также, доктрина не может основываться на одном тексте, тем более имеющем текстологические разночтения. Поэтому, следует использовать несколько текстов и учитывать текстологию. При формулировке доктрины, следует критически использовать материалы других авторов, проверяя их экзегетику. При всем этом процессе должна присутствовать объективность и молитвенное обращение к Объекту исследования, которым является Сам Бог.

Итак, верным богословским методом является евангельский. В нем Библия является высшим авторитетом, а Бог – одновременно и объектом, и критерием исследования. С целью достижения объективных результатов, лучшим методом интерпретации является буквальный культурно-исторический метод.


Андрей Бабий
магистр искусств библейского обучения

Грудем, Уэйн. Систематическое Богословие: Введение в библейское учение. Перевод с англ. Т. Г. Батухтиной и В. Н. Генке. Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2004.

Еннс, Пол. Підручник з богослів’я. Переклад з англійської. Львів: «Благовісник Галичини», 2003.

Кайзер-Мл., Уолтер. На пути к экзегетическому богословию, перевод Ю. В. Александрова, А. В. Прокопенко, А. А. Раугас. Санкт-Петербург: Библия для всех, 2008.

Ла Сор, Уильям Сенфорд Давид, Аллан Хаббард и Фредерик Уильям Буш. Обзор Ветхого Завета. Перевод Б. Г. Херсонского, А. Ф. Тихомирова. Одесса: Богомыслие, 1998.

Мак-Грат, Алистер. Введение в христианское богословие. Перевод с англ. Н. Ф. Полторацкой и В. Я. Дыханова. Одесса: «Богомыслие», 1998.

Ткачук, Виталий. Методы и принципы толкования Священного Писания. Ирпень, Укр.: Центр христианской жизни Украины, 2002.

Файнберг, Джон. «Систематическое богословие. Раздел 1. Введение». TVSeminary Distance Education. https://www.youtube.com/watch?v=jvF5AAgkyxs&list=PLpf59 FMdbS4IVdCPPyo9Vr7R_7-gbx9qT (15 янв. 2017).

Эриксон, Миллард. Христианское богословие. Ред. Ю. А. Цыганков. Перевод Б. А. Скороходова. Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2006.