Боротись за віру, раз дану святим

Действие Святого Духа в жизни Иисуса Христа

Личность Иисуса Христа является центром и основанием нашей веры. Мы провозглашаем миру Сына Божьего, который является второй Личность в божественной Троице, божественного Логоса и единого Спасителя, и Господа Иисуса Христа, который с воплощением приобрел человеческую природу. И в Нём стало соединение двух природ, божественной и человеческой путём труда всей божественной Троицы.

Множество христиан, когда думают о Христе, то в первую очередь думают о Нём как о Божестве, и это правда. Но проблема в том, что Он так же и человек. И если внимательно читать Новый Завет и обращать внимание на то, какая природа Христа более всего проявлялась в Его жизни, то совершенно очевидно, что это будет человеческая природа Иисуса, которая вдохновлялась силою Святого Духа.

Цель этой работы - посмотреть на два аспекта жизни и служения Иисуса Христа через призму Его человеческой природы. Во-первых, посмотреть на Иисуса как на долгожданного пришедшего Мессию, помазанного Духом Святым. Во-вторых, рассмотреть какими средствами Иисус противостоял искушениям, чтобы оставаться безгрешным. И хотя в этих двух заявлениях прослеживается божественность Христа, всё же Его человеческая природа настолько в них важна, что мы не сможем объяснить многие моменты из Его жизни в отрыве от Его человеческой природы.

В христологии распространено утверждение, что Иисус осуществлял некоторые свои деяния человеческой природой, некоторые своей божественной природой, а некоторые при содействии Духа Святого. Когда Он совершал чудо, то считается, что Он совершал это своею божественною природою. Когда же Он испытывал некоторые ограничения, то считается, что это связывается с Его человеческой природой. Такое мышление приводит к разделению Иисуса на божественную и человеческую части, что угрожает Личности Иисуса, как основополагающему нашей веры и христианским убеждениям. Если Он имел действительно такой раздвоенный опыт, то это приводит нас к растерянности в вопросах нашей практики христианской жизни.

С воплощением божественного Логоса в человеческую природу Иисуса, человечество получило большее откровение о Личности Духа Святого, так как Новый Завет рассказывает о жизни Иисуса Христа, где каждый период Его земной жизни сопровождался постоянным водительством и влиянием Духа Святого на Него. Важность исследования роли Духа Святого в жизни Иисуса Христа в том, что оно формирует верный взгляд на личность и миссию служения Иисуса Христа по спасению народа божьего. Также и на Его небесное служение, после Его вознесения, для помощи народу божьему противостоять греху в изменённой жизни, наделяемой Духом Святым.

Но во всей этой истории с Иисусом Христом и Его водительством Духом Святым есть два важных вопроса, которые соответствуют цели работы и на которые мы постараемся ответить в этой работе. Вопрос первый, который нам поможет понять личность воплощённого Логоса, а именно: Зачем Иисусу, Богочеловеку, было нужно, чтобы Дух Божий был на Нем? Что Дух мог добавить к Его божественности? Ведь всё, что Дух мог Ему дать, Он, в своей божественной природе этим уже обладал. Писание же говорит, что Иисус возвратился в Галилею после крещения в силе Духа (Лук. 4:14).

Второй вопрос связан с практикой нашей христианской жизни, с нашей верой в Иисуса Христа как образца для наших поступков. Это вопрос на тему: Как быть подобным Христу? Как можно считать Иисуса примером для нашей жизни, если Он был Богочеловеком, а мы таковыми не являемся? Как Иисус проходил испытание искушениями? Но Писание говорит, что у нас должны быть такие же чувствования, как и у Него (Фил. 2:5).

Можно предположить, что чудеса Иисуса косвенным образом подтверждают Его божественность, потому как в Евангелии от Иоанна Христос заявляет более прямо о своей божественности, чем в синоптических Евангелиях. Когда подтверждается истинность Его слов, что Он творит дела, так как исшёл от Бога, например, «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоан.5:21). Но нет ни одного текста в Новом Завете, где прямо говорилось бы, что Иисус совершал чудеса своей божественной силой. Поэтому мы можем сделать заключение, что Новый Завет учит тому, что Иисус Христос, как человек, совершал чудеса силою Святого Духа. Или же это можно встретить в некоторых местах Нового Завета - как силою Божией. Вот это уже говорит о многом и должно поменять наше представление о Христе.

И это помогает ответить на вопросы нашей работы: зачем Иисусу Богочеловеку было нужно содействие Духа Святого и как нам брать пример с Иисуса Богочеловека, если мы греховны, а Он Господь.


ПРЕДСКАЗАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА О ДЕЙСТВИИ ДУХА СВЯТОГО В ЗЕМНОМ СЛУЖЕНИИ МЕССИИ

Ветхий Завет явно и многократно предсказывал о пришествии Мессии. Слово «Мессия» как титул вообще не встречается в Ветхом Завете.1 Однако, само слово «мессия» происходит от евр. сущ. מָשִׁיַח (māšîaḥ, помазанник), которое в свою очередь происходит от глагола מָשַׁח (māšaḥ, помазывать). Этот термин используется в Ветхом Завете 39 раз и переведен в Септуагинте как χριστός от глагола χρίω. Преобладающим значением этого корня (за исключением Ис. 21:5 и Иер. 22:14) является освящение предметов или лиц для религиозных целей – алтарь, умывальник и прочее. Существительное же используется только по отношению к одушевленным объектам: священникам, пророкам, царям. Этот титул звучал в израильском народе, указывая на царя избранника как помазанника Божьего.2 В смысловое значение слова «Мессия» народ возлагал всю свою национальную идею о том:

что мессия уже рассматривался не просто как царь, но как эсхатологический царь, правитель, который явится в конце времен. Давид был идеальным царем Израиля, его «сакрализовали», - и соответствующие сакральные черты стали придавать эсхатологическому царю, который должен был походить на Давида. После смерти Давида израильтяне мечтали о таком же царе, который сделает их государство мощным и процветающим.3

Свои мессианские ожидания израильтяне восполняли через пророческие книги Священного Писания. Ветхозаветные пророки описывают его по-разному, подчеркивая самые различные черты. Одними из важных отличительных его признаков является то, что Он будет потомком Давида (2Царств 7:12-16), а Исаия открывает миссию Мессии не просто как сильного лидера для израильтян, но как личность тесно взаимосвязанную с Богом и исполненного Духа Божьего (Ис. 11:1-2; 42:1-7; 61:1-2). Посмотрим на эти отрывки.

Восстановление потомка Давида (2Цар. 7:12-16)

Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. (2Цар.7:12-16)

Бог говорил Давиду через пророка Нафанаила о приходе Мессии (2Цар. 7:12-16). Бог обещал Давиду, что его потомки, хотя и будут наказаны за отступление, но благополучно пройдут все испытания и не утратят свои права на престол. Его потомок, восстановленный после смерти Давида, из его семени, воссядет на престоле Давида и Царству Его не будет конца. Царство и престол Его устоят навеки. Почему Бог обещает это Давиду? Возможно ответ лежит в Пс. 50:13, так как после получения Давидом Духа 1 Цар. 16:13-14, Давид является единственным из царей Ветхого Завета, о котором сказано, что на нем был Дух Святой и Он не был отнят от него.4

Так, ожидаемый Израилем Царь, представлен в Ветхом Завете как потомок из царствующего рода Давида, которого Господь наделит, как и Давида Духом Святым, чтобы тот восстановил обещанное Царство.

Потомок Давида будет иметь Духа Господа (Ис. 11:1-2)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; (Ис.11:1,2).

Исаия представляет Мессию в образе спасителя, который придет исполнить Божий план по спасению своего народа от грехов их. Так как отдаление Израиля от Бога влекло обязательное наказание и суд над этим народом, то им нужен был лидер, который вернул бы их на путь послушания Богу. Так как, по Божьему замыслу, спасение Израиля зависит не от их праведности, а от праведности самого Бога, то наказание за грех неотвратимо. Но милосердный Бог Духом своим сотворяет праведность в Израиле, и в образе спасителя Мессии праведника выступает уникальный образ Раба Божьего, который примет на себя наказание за грех Израиля. Служением этого Раба многие обретут оправдание перед Богом.5

Исаия говорит о происхождении Мессии наделенного определёнными качествами от Духа Господня: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1,2).

Бог через пророка обещает, что из корня, подразумевается пень срубленного дерева (Ис. 6:13), который остался после Божьего суда над Израилем,6 произрастёт побег (Ис. 4:2; Ис. 11:10; Ис. 53:2; Иер. 23:5), это будет царственный потомок, который продолжит царскую династию Давида (Иер. 23:5, 33:15), и установит обетованное Богом Израилю царство.7

Но не только царственный признак сделает Его годным для Божественной миссии. Этот «побег» будет иметь плод. Это плод Духа Божьего, который уникальным образом соединит родством Мессию и Бога. Этот Дух наделит Мессию полнотой Божьего благословения, для постоянного и полноценного исполнения своих обязанностей. В отличии от других пророков и царей, он будет иметь от Духа дары, сверхъестественные способности духовного вождя Израиля.8 говорит о значении этих даров так: «Все дары можно подразделить на три группы: премудрость и разум для управления (3Цар. 3:9—12), совет и крепость для войны с неприятелем и ведение и благочестие для того, чтобы быть истинным духовным пастырем (2Цар. 23:2)».9 И именно через эти качества будет происходить руководство Духа Святого в жизни Мессии Царя.

Божий отрок для завета (Ис. 42:1-7)

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна, курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы (Ис.42:1-7).

Исаия развивает образ Мессии, здесь Он представляет первую из четырех песен о Рабе Господа.10 По контексту здесь Отрок представлен, как обещанный Мессия, который в образе личного Раба Господа.11 И возникает вопрос, почему переводчики в этом месте предпочли слово Отрок, вместо слово Раб.

Ответом на это может быть следующие наблюдения. Бог держит своего Отрока за руку, что указывает на очень близкие отношения между ними, что это не просто избранный, а к нему благоволит Сам Бог. Здесь глагол «благоволит» רָצְתָ֣ה (рацта)12 , выражает радость души и довольствие Господа, Его благосклонное отношения к Отроку. Слово עֶבֶד (эвед)13 переводится как слуга, домашний раб, но в (Матф. 12:18-21), вместо слова раб говорится об Отроке Господа. И евангелист помогает нам понять, кто такой Раб Господа. И мы можем понимать, что этот Отрок и есть Сын Человеческий, который обещан Богом Еве еще в эдемском саду, как семя поражающее змея (Быт. 3:15). И это поразительно, что Исаия именно таким и представляет Мессию, что Он не только имеет отношение к мессианству, но и состоит в тесных отношениях с Богом.

Позиция слуги — это та роль, которую принял на себя Сын Божий, во время своего уничижения. Когда в результате земного воплощения, Он принял на Себя человеческую природу, которая и пострадала на кресте, как жертва умилостивления Бога, за грехи Его народа.

Вместе с тем на Отрока, которого изберет Бог, будет положен Дух Божий. Этот Дух будет давать силу Отроку от Бога для выполнения миссии на земле. Отрок в силе Духа будет отличаться своим спокойным и смиренным нравом «трости надломленной не переломит, и льна, курящегося не угасит», что было явлено во Христе, во время Его первого пришествия (Матф. 11:28-30; 12:17-21; 1Петр. 2:23).

Хотя Исаия и не разделял этот отрывок на два временных периода, но мы видим, что остальная часть пророчества относится ко второму пришествию Мессии.14 Мессия будет возвещать суд народам и Дух Божий будет на Нем. Таким образом Бог открывает свой план спасения праведников и суда над грешниками, и с середины третьего стиха и до конца четвертого, мы видим, что это часть не исполненного пророчества, в земной жизни Иисуса. Это будущее время Мессии, который придёт уже не как спаситель, но как праведный судья.

Портрет Отрока, в стихе шестом, которого Бог держит за руку, дополняется целью Его миссии: «установление завета с народом и светом для язычников». В предыдущей главе (Ис. 41:29), говорится о том, что Израиль забыл Бога и поклоняется вместо Яхве истуканам, поэтому посланный Отрок восстановит завет для Израиля и будет светом для язычников, которые так же узнают об истинном Боге. Посредством него свет завета Бога будет распространяться на все народы.15 Тем самым Бог показывает, что инициатива спасения исходит от Него и Он остается верен своему обещанию. Седьмой стих дополняет портрет спасителя действиями, то как Он это сделает, в нём говорится об освобождение грешников от наказания, что раскрывается в миссии Помазанника в (Ис. 61).16

Благовествующий помазанник (Ис. 61:1-2)

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное... (Ис. 61:1-2)

Евреи ожидали царя из рода Давида, которого Бог должен был помазать особым образом, и через него установить обещанное Царство.17 Исаия говорит о личности, на которой будет Дух Господа и этот человек будет послан от Бога для выполнения определённой божественной миссии.18 В Ис. 61:1-2 сказано о Помазаннике, что Он будет послан Богом, чтобы принести людям Благую весть. Эти слова указывают на ожидаемого Израилем наследника из рода Давида, на котором будет Дух Божий, как особый знак силы и знамения от Бога.

Исаия описывает необычного «помазанника» - Мессию. Он будет помазан не елеем, как установлено религиозным законом, а Духом Господа. Уникальным образом Дух Господа отделит Его от остальных людей для выполнения божественной миссии: благовествования, исцеления, освобождения, проповедования, утешения, ожидающим его прихода людям. Похоже здесь говорится о личности и труде пророка Господа, что мы и увидим дальше в Новом Завете, когда Христос выйдет на публичное служение для спасения грешников.

Выводы

Как мы видим, что происхождение Мессии, его способности, характер и служение Богу, согласно Ветхому Завету неразделимо отождествляются с присутствием Духа Господа на нём. Пророк Исаия представляет Мессию, помазанного Духом Господа, царственным наследником из рода Давида, а также Пророком в силе Духа Божьего, провозглашающим Благую весть и окончательную свободу Израилю. И праведным судьёй всем народам. Необычным царём, который будет управлять тысячелетним Царством. Он будет сильнее чем Давид, и в виду присутствия на нём Духа Господа, Он будет иметь уникальные способности.

Вместе с тем в отрывке Ис. 42:1-7, представлен Отрок, на котором Дух Господень, и роль этого Отрока быть посланником завета (Мал. 3:1), Он покажет, что завет не отменён и что благословенные отношения с трансцендентным Богом все еще возможны.19 Исполнение этого пророчества мы находим с первых страниц Нового Завета (Матф. 1:21; Лук. 2:32). И хотя это отражено в Священном Писании, но по-видимому многие евреи ожидали другой деятельности от Мессии.20


РОЛЬ ДУХА СВЯТОГО В ВОПЛОЩЕНИИ И ВОЗРАСТАНИИ ИИСУСА ХРИСТА

Новый Завет раскрывает нам активное участие Духа Святого в земной жизни Иисуса Христа. Началом этого послужило воплощение Вечного Логоса.21

Участие Духа Святого в воплощении Христа (Лук. 1:35)

Понимание земного этапа воплощения божественной личности Сына в человеческую природу и действие Духа Святого в этом процессе важно для осознания того, кем является Иисус Христос по своей природе и помогает ответить на вопрос, когда Иисус получил Святого Духа.22

Уникальность этого этапа состоит в том, что вечный Логос, как личность, воспринял человеческую смертную жизнь (Ин. 1:14), но конечно же без греха, и стал полноценным человеком, и с этого момента, все этапы земной жизни Иисуса были этапами Богочеловека. И вместе с новой человеческой природой Он приобретает земное имя: «… имя Его личности в Евангелиях уже не Логос или Сын. Это даже не Господь или Христос. Это «Иисус, сын Иосифов» или «Иисус из Назарета», как традиционно на иудейский манер назывались люди в первом столетии».23

На этом же этапе воплощения Сына Дух Святой выполняет свою роль. Перед воплощением ангел передает деве Марии мысль о том, как это произойдёт, что это будет не естественный процесс, а произойдёт божественное чудо: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35). Здесь наблюдается божественная творческая функция, как и в (Быт. 1:2; Пс. 33:6; Езек. 37:14). Поскольку Бог сотворил мир из ничего через Духа, так Он и создаст этого уникального ребенка, второго Адама, уже не в пустоте бытия, но через чудо божественного творения в деве Марии.24 Ребенок будет святым, потому что действие Святого Духа создаёт святость. Мария не имела отношений с мужчиной и была по-настоящему девственницей (Лук. 1:34), но Дух Святой сделал её способной к зачатию ребенка без мужчины, она лишь пассивный получатель божественной инициативы. Лука не повествует о зачатии, так же как он и не повествует и о воскресении Христа, это загадочное действие скрыто от глаз любопытных людей.25 Бог совершает сейчас такое действие, которое Он не раз совершал в совершенно до этого в бесплодных женщинах (Быт. 17:15-19; 18:9-14; Суд. 13:11-24; 1 Цар. 1:1-2; Ис. 32:15), но Его действия достигают вершины нашей веры. Теперь, когда Дух Святой сходит на Марию, начинается новая мессианская эра, берущая начало в непорочном зачатии девственницы.26

В этом зачатии начался момент единства природ Сына Божьего, божественной природы с Его человеческой приобретенной природой. Мы имеем дело с рождением Сына Божьего через творческий Дух Бога.

Участие Духа Святого в возрастании Иисуса Христа (Лук. 2:40;52)

Писание имеет очень мало информации о детстве и жизни Иисуса до Его крещения. Когда мы размышляем над детством Иисуса, то очевидно, что Он проявлял мудрость еще с раннего детства. И здесь стоит вспомнить текст (Ис. 11:2), что на будущем Мессии почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, и Он будет обладать богатством мудрости от Духа Святого.27 И это так же даёт нам понимание того, что Он не пользовался ресурсами своей божественности, но вместо этого Он полностью полагался на Духа Святого, который давал Ему знание Божьего слова и мудрость в разговоре с людьми (Лук. 2:52). В Новом Завете нет прямых указаний на то, что Христос пользовался Своей божественной природой.28 В большинстве случаев, акцент больше делается на Его человеческую природу. Он использует свои обычные человеческие способности, чтобы возрастать как человек. Он растёт от младенца до юноши и до взрослого человека, проходя все стадии развития, так, как и все люди. Его личность, обладающая двумя природами, обладала и способностями, которые соответствовали каждой из соответствующей Ему природ Богочеловека. Так как Его личность проживала жизнь в человеческой природе, то соответственно все способности Его личности активировались этой природой. Человеческая природа Христа включала в себя и физическое тело, и душу. То есть у него были и физические, и телесные способности, и вместе с этим, Он обладал, как и все люди не материальными способностями души - чувствами. Одними из таких способностей были способности: думать, запоминать, анализировать, то есть полностью выражать себя способностями своей человеческой природы. И это даёт понимание того, что находится между стихами (Лук. 2:40 и 52).

Укрепление духом и исполнением премудрости Иисуса (Лук. 2:40а, 52)

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лук.2:40а). Слова Луки говорят о том, что Он не мог одновременно возрастать в премудрости и, например, в то же время пользоваться своим всеведением, как одной из способностей своей божественной природы. И Иисус как с рождения был ограничен своим состоянием младенца, так и в течении своей земной жизни Он не знал многих вещей (Матф. 24:36; Марк. 5 :32; 11:13; Лук. 8:45). Для получения знаний Он должен был прилагать определённые усилия, как и все дети. И указание на Его исполнение мудростью даёт ответ на то, что этот процесс был длительным и непрекращающимся. И он включает в себя больше чем знания, а способности и желания познавать и применять достижения обучения в наилучшем виде. Божественная природа не может возрастать, так как она уже абсолютна и не требует дополнения или развития.

Этот отрывок можно сравнивать с такими местами Писания как: Суд. 13:24; 1 Цар. 2:21, 26; Лук. 1:80, 2:52, которые так же рассматривают возрастание некоторых детей. Здесь Писание показывает развитие детей пред очами Господа таких как Самсон, Самуил, Иоанн и описывает их правильное поведении, развитии и будущее предназначение для божественной миссии.

Помощь Духа в Святого в укреплении Иисуса (Лук.2:40б, 52)

«И благодать Божья была на Нём» (Лук.2:40б). Из-за того, что Иисус бы л послан Богом Отцом для выполнения миссии Мессии, то Бог проявлял к нему явную любовь и милость.29 Дух шаг за шагом направлял Иисуса к выполнению задуманного Им плана, и важное качество Его человеческой природы было то, что Он был без греха (Евр. 4:15). Поэтому развитие этого ребенка было совершенным. И это было во всех сферах как жизни ребенка, так и Его физических, интеллектуальных, моральных духовных качествах.

Будучи Сыном Божиим, проживая земную жизнь с помощью Духа Святого Он открывал себя для себя Бога. И смотря на единственное описание Иисуса в Его юности, когда Его родители находят в храме, общающимся с учителями Закона, то озадачивают окружающих слова, которые исходят из уст Иисуса (Лук. 22:46-47).

Марии матери он говорит: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2:49). Этот ответ Иисуса Марии даёт нам возможность переосмысления того, кто Его этому научил. И мы понимаем, что только участие Духа Святого в откровении Иисусу того, кто Он, могло дать такой результат понимания Писания, своего предназначения и Божьего Отцовства. Слова «и благодать Божия была на Нём» дают нам основание считать, что это описание постоянного пребывания на Нём Духа Божьего.

Если задать вопрос, как Он мог это знать, если он всего лишь двенадцатилетний мальчик? Обычно такие моменты объясняются божественностью Христа. Но подумаем над стихами сороковым и пятьдесят вторым, они словно скобки, в которых содержится этот текст. И все эти тексты указывают на то, что Иисус жил подлинно как человек и уповал, чтобы Дух наделил Его всеми этими ресурсами и давал Ему проницательность и мудрость. Он учился как человек, читал Закон в годы своего возрастания, учился от своих раввинов, родителей, поэтому Он возрастал в премудрости, чтобы во всём уподобиться своим братьям (Евр. 2:17). И благодать Божья была на Нем. Она делала Его способным знать всё то, что Он знал в двенадцатилетнем возрасте.

Поэтому лучшее объяснение того, что Он знал это, то, что Дух Святой действовал в Его сердце и разуме. И это лучший ответ, чем сказать, что Он всё это знал по Своей божественной природе. Если бы Он проживал свою жизнь по своей божественности, то Он не нуждался бы, чтобы Бог давал Ему мудрость, и здесь подчеркивается Его зависимость от Святого Духа.30

Здесь можно вспомнить ранее описанное в (Ис. 42:1) состояние пребывания Духа Божьего на Мессии, который давал Отроку момент понимания истины, который происходил от Бога.31 Опять же это нам показывает важность латинского принципа «Communicatio idiomatum»32, что две природы Христа божественная и человеческая неделимы, но они и не смешиваются между собой так, что атрибуты Его одной природы не распространяются на другую Его природу. Последняя фраза (Лук. 2:52) повторяет и подчеркивает (Лук. 2:40). И этот стих говорит о том, что Он чувствовал всё увеличившуюся к нему любовь Отца и людей.33

Выводы

В земном воплощении предвечного Логоса, имеющего божественную природу, путём зачатия через деву Марию Духом Святым и при участии Бога Отца, Сын Божий стал называться Иисусом. Вместе с полученной человеческой природой Он не утратил своей божественной природы. Вместе с тем, Он не использовал в Своём возрастании божественную природу, а исполнялся и преуспевал в премудрости как человек, при помощи благодати Божией, которая была на Нем от зачатия.


ДЕЙСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО ОТ КРЕЩЕНИЯ И ДО СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА

Как мы уже поднимали вопрос о схождения Духа Святого на Иисуса, то здесь у противников взгляда того, что Иисус Христос имел Духа Святого от зачатия в Марии, возникает вопрос: Зачем Иисусу, имеющему уже Духа Святого, креститься?34

Действия Духа Святого во время водного крещения Иисуса Христа (Лук. 3:21,22)

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук. 3:21,22).

Дух сходящий на Иисуса во время молитвы после крещения в виде голубя, передаёт материальный образ происходящего, так как этот опыт «не следует путать с мыслью или чувством в одиночку, но Он был объективной реальностью. По той же причине Лука использует изображение огненных языков, чтобы описать феномен Дух сходящего на учеников в Пятидесятницу (Деян. 2: 3-4)».35 Образ Духа, положенный на Него, может быть проиллюстрирован из Ис. 11: 2; 42: 1.И здесь мы можем увидеть, что крещение Иисуса преследует три цели.

Наделение Христа силой Духа Святого для выполнения миссии (Лук. 4:18-19)

Во-первых, Дух приходит, чтобы дать Ему силы для служения. В этом случае Он не отличается от своих учеников в Деяниях, а только лишь служит образцом для них. Так как молитва и Святой Дух дают силу от Бога, чтобы эффективно участвовать в их жизни и миссии (Деяния 1:14, 2: 3-4).36 Если посмотреть на библейские примеры из Ветхого Завета, то мы увидим, что Дух Святой сходил на людей, давая им силу, для выполнения какого-то поручения или миссии (Исх. 31:2-3).

Подтверждение мессианства Иисуса Духом Святым (Иоан. 1:34)

Во-вторых, Дух Святой подтверждает личность Мессии:

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Ион. 1:32-34)

Итак, вторая цель крещения, это утвердить личность Иисуса Христа, для имеющихся там людей. Это момент публичного «помазания» Христа, указывающего на Его мессианство.37 Когда люди услышали голос Отца, который говорил (Матф. 3:17), и увидели, что Дух Святой сходит на Него, они должны были понять, что Он есть Мессия, так как об этом говорит Писание (Пс. 2: 7; Ис. 42:1), когда звучит голос: «Ты Сын Мой», и спускается Дух Божий на Него. Эти два явления вместе они представляют божественную точку зрения, что Иисус - Слуга-Мессия.38 Позднее, проповедуя в Назаретской синагоге (Лук. 4:18-19), Он сам провозгласил, читая стихи из (Ис. 61:1-2), что именно Он и есть Мессия. Ведь самым важным, для находящихся там людей, нужно было понять то, что Иисус и есть Мессия, тот самый, ожидаемый всем народом израильским.

Отождествление Христа с грешниками (Иоан. 1:29)

Во-третьих, когда Иисус Христос принял крещение от Иоанна, это означало, что Он отождествлял себя с грешниками,39 погрузившись в воды Иордана, подготавливая себя к крещению смертью, как агнец божий (Иоан. 1:9).40 Он тот, кто пришёл взять их грех и заплатить за него на кресте. Будучи искупителем, о котором говорит Иоанн (Иоан. 1:20, 23, 29), которого обещал Бог (Ис. 53), Он тот, кто покроет преступление, запечатает грех и загладит беззакония своего народа (Дан. 9:24).41 А для этого нужно стать слугою, Рабом Бога, чтобы выполнить Божий замысел (Ис. 42:1-7).

После крещения в Иордане для Иисуса наступает новый период Его жизни. Он становится публичной личностью. И для этого Ему нужна особая сила, так как в своей человечности Он был ограничен, но после крещения и публичного представления Его Отцом и Духом Святым, Он становится под власть Святого Духа, чтобы совершать свой путь на Голгофу.

Действия Духа Святого во время публичного служения Христа (Лук. 4:1-2)

Сразу же после крещения, Иисус исполненный Духом, был поведен в пустыню, где Он сорок дней был искушаем от дьявола (Лук. 4:1-2). И этот момент заслуживает особого внимания, так как сразу после крещения Иисуса, евангелист Лука вспоминает Духа Святого. В крещении Иисус наделяется особой силой, которой Ему предстоит противостоять дьяволу.

Лука в Деяниях много говорит об апостолах и служении Духа Святого в жизни апостолов и ранних христиан. И в книгах Луки мы можем увидеть одну и ту же закономерность, в частности в евангелии от Луки упоминается Дух Святой, который сходит на Иисуса, и также в Деяниях апостолов на первую церковь, и очень много упоминается о действиях Духа Святого в ранних главах этих книг. Как бы Лука говорил этими первыми главами: «Ну, что, теперь понятно, что Иисус жил в силе Святого Духа?». Итак, мы увидели, что ранние христиане и апостолы жили в силе Святого Духа. Лука часто упоминает эти действия Святого Духа, чтобы мы могли сделать выводы из смысла этих первых глав.

И вот такой вывод мы видим в евангелии от Луки в четвертой главе. Если бы евангелисту была необходимость сообщить только о перемещениях Иисуса, то не нужно было упоминать Духа Святого. Но Лука хочет, чтобы мы поняли две вещи в отношении Духа Святого и Иисуса.

Во-первых, когда Лука сообщает, что Иисус был исполнен силою Духа Святого, это означает следующее: что Дух Святой полностью контролировал жизнь Иисуса.

Во-вторых, Иисус был направляем Духом Святым. То, что Он говорил и делал, направлялось Духом Святым. В данном случае, даже то куда он шёл, направлялось Духом Святым. Он поведен был в пустыню Духом, как сказано, где был искушаем от дьявола.

Давно существующее в церкви учение «О непогрешимости Христа» базируется не на том, что Он не согрешил, а на том понятии, что Он в принципе не мог согрешить. Но если Христос никогда не мог согрешить, то как же Он мог по-настоящему испытывать искушения?

Во-первых, Христос никогда реально не согрешил. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), «но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15), «Он не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:22).

Во-вторых, Он реально испытывал искушения, в Матф. 4, Лук. 4, где сказано, что Иисус противостоял искушениям и подчинялся Отцу. И эти искушения показывают, что Иисус столкнулся с теми же искушениями, что и первый Адам. Но первый Адам упал, не выстояв.

В-третьих, Иисус, поскольку Он никогда не поддался искушению, то все их Он перенёс в полной силе. И одна из причин почему мы поддаёмся искушениям, это нежелание бороться. Нам легче поддаться, и тогда на короткое время давление отступит.

Но как Иисус не сдался? Ведь любое искушение, которое Иисус испытывал, Он перенес его в наивысшей степени искушения.

Так как человеческая природа Иисуса была тварная, то все чувства у Него были как у обыкновенного человека. Каждое искушение Им испытанное, апеллировало к Его человеческой природе через Его чувства, и Он боролся со своими чувствами. Он не ссылался на свою божественность, а боролся всеми доступными возможностями, которые есть у человека. Здесь было и знание Слова, и молитва Отцу, и противостояние искушениям в силе Духа Святого.42

И здесь стоит вспомнить Ветхий Завет, когда Бог обещает Давиду, что его потомки благополучно пройдут через все катастрофы и вовеки не утратят свои права на престол, даже если временно он будет утрачен (2 Цар. 7:12-16).

Силою Духа Святого Иисус был поведен в пустыню для испытаний (Лук. 4:2-1)

Дух поставил перед Христом такую задачу, что перед выходом на публичное служение Он должен был противостоять дьяволу и пройти то испытание, которое не прошёл Адам.43 Христос, как представитель всех кто в него верит, должен был совершить совершенное послушание Богу. Дух Святой даёт Иисусу понимание условий искушения и правильной реакции через знание и применение Писания сопротивляться греху в силе Духа Святого.

После того как Иисус удалился в пустыню Он был искушаем дьяволом сорок дней. Но Иисус видит обман каждый раз. Иисус в каждом случае понимал где истина и занимал сторону истины. Мы можем сделать вывод, что Дух Святой давал Ему силу противостоять всем этим искушениям, потому что в следующих стихах в которых рассказывается об искушениях Иисуса, упоминается, что Дух Святой был на Иисусе.44

В (Лук. 4:14) говорится, что Иисус возвратился из пустыни в силе Духа в Галилею. Вновь Лука показывает нам не просто перемещение Иисуса Христа, он хочет, чтобы мы знали, что Он пошёл в пустыню в силе Духа. И вернулся из пустыни, тоже в силе Духа.

Таким образом Дух Святой действовал в Иисусе Христе, давая Ему силу, которой можно победить искушения, и противостоять искусителю. Эта мысль отрезвляет. Хотя Бог нас Сам никогда не искушает, Он может повести нас на то место, где нас может подстерегать искушение (испытание). С Божьей точки зрения это является испытанием нашей зависимости от Него, но сатана пытается искусить в этих случаях, чтобы отбросить нас от Христа.

Очень часто Божье испытание и сатанинское искушение сливаются в одном и том же событии. Но главная разница их заключается в том, что Бог ставит перед нами истинное и реальное, но труднодостижимое. Сатана же наоборот, старается поставить перед глазами, какой-то обман, пытаясь заставить нас думать, что что-то плохое является хорошим, а хорошее плохим. Искушение сатаны всегда включает обман и обольщение. Божье испытание никогда не включает обмана, вот главная разница между Божьим испытанием и сатанинским искушением.

Особенности исполнения Иисуса Духом Святым (Иоан. 3:34)

После рассмотрения взглядов обыкновенных израильтян и самого Иоанна на заявления Иисуса Христа о Его мессианстве, встаёт вполне резонный вопрос: Почему Иоанн, который в отличие от простых людей, будучи исполненным Духом Святым от чрева матери, и имея яркие свидетельства Божьи при крещении Иисуса в Иордане, имел сомнения в отношении мессианства Иисуса Христа?

И здесь мы можем обратиться к Писанию, где сказано: «Ибо не мерою даёт Бог Духа» (Иоан. 3:34). Иисус, как Сын Божий был исполнен Духа Святого в полной мере. Этого нельзя сказать об Иоанне, так как всё-таки он был обыкновенным человеком и у него была своя миссия. Дух Святой действовал в Иоанне настолько, насколько это было нужно, чтобы исполнить ему его миссию. И настолько, и в такой мере, которая была нужна Иисусу, чтобы ему выполнить Его миссию.45

Разница между ними состояла в том, что у одного была миссия приготовить людей к приходу Мессии, а у Мессии была миссия в том, чтобы прожить свою жизнь абсолютно без греха. Поэтому, в каком-то смысле, Дух Святой работал в жизни Иисуса в полноте, потому как не было никакого сопротивления греховной природы. Иисус обладал безгрешной природой первого Адама, которая у того была до грехопадения.

Силою Духа Святого Христос изгоняет демонов (Матф.12:28)

Будучи Иисусом из Назарета, Христос главным жил главным образом посредством своей человеческой природы. Всё, что требовалось от Его человеческой жизни, Он делал силою земной природы и при содействии силы Святого Духа. А всё, что требовало от Него проявить Божественную природу, Он делал своей Божественной природой. И это удивительное действия Его природ мы наблюдаем в Писании.

Когда Иисус говорит: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матф.12:28). После исцеления сухорукого, при свидетельствах многих очевидцев, Он еще исцелил множество народа. После этого Он изгнал беса из немого и слепого, что тот начал видеть и говорить. Народ стал говорить, что они видят в Иисусе признаки Мессии сына Давида, который действует силою Духа Святого.

Враги Иисуса, фарисеи и книжники, не могли сказать, глядя на эти чудеса, что Он маг и шарлатан. Они знали, что произошли сверхъестественные действия. Они обвинили Его: «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12:24).

Иисус ответил обвинителям: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матф. 12:28). Иисус не сказал, что Он изгоняет бесов своею властью и силою, хотя мы понимаем, что Он был Богом и это было бы Ему подвластно. Нужно полагать, что Он совершал это в рамках человеческой природы, полагаясь на ту силу, которой не было в Его человеческой природе. Если бы Он это делал своею силою божественною, то естественно Он не полагался бы на Духа Святого. Здесь мы видим, что Он в этом полагается на силу Святого Духа. И в этом месте евангелист Матфей ссылается на пророчества Исаии, где говорится, что ожидаемый сын Давида должен был полагаться так же в своих действиях на силу Духа Святого, чтобы совершать чудеса (Ис. 61:1).

Вторая половина стиха, которая звучит в фразе Иисуса своим обвинителям, что если чудеса происходят при помощи силы Духа Святого: «, то конечно достигло до вас Царствие Божие», и это должно означать: так кто же Царь этого царства? Ответ должен быть однозначен: конечно же потомок Давида. А какой признак именно того потомка Давида, чтобы его узнать? Ответ находится в Писании: на нём будет пребывать Дух Святой. И Христос подводит их к решению духовной задачи: «если Я делаю это с помощью силы Духа Святого, то угадайте, кто Я? Я и есть Тот долгожданный Царь Израиля, и Я пришёл, но вы Меня отвергаете».46

Итак, Матф. 12:28 очень важный текст Писания, который раскрывает нам сущность Христа. С другой стороны, он показывает, что Иисус полагался не только для того, чтобы самому жить и возрастать в премудрости, но и совершать те чудеса, которые Он совершил. В этом тексте очень ясно видно, что сила, которой действует Иисус, приписывается Духу Божьему. И этот стих говорит не об одном таком случае, беря во внимание и множественное число «бесов» в этом стихе, и контекст Нового Завета. Но нет в Новом Завете текста, где бы подобное чудо было сотворено, и Иисус заявил, что Он совершил Его как Бог.

Силою Духа Святого Христос совершает другие чудесные дела (Деян. 2:22; 10:38)

В Деян. 2:22; 10:38, Пётр делает обобщение о служении Христа, о чудесах и знамениях. И хотя конкретно Дух не упомянут, но Пётр ясно говорит, что человек Иисус делал это силами и чудесами, которые Бог сотворил через Него.47

Апостол Петр, который не только знал Иисуса, но и поклонялся Ему как Господу, говорит в своих речах о чудотворениях Христа в силе Духа Святого. Первое место — это проповедь Петра в День Пятидесятницы: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете» (Деян. 2:22). Здесь не говорится прямо, что Иисус совершал чудеса именно силой Духа Святого. Но здесь он говорит, что Иисус совершал чудеса, как человек, на котором была сила Божья. Более всего очевидно, что Бог совершал чудеса в Его жизни через Духа Святого. Петр перечисляет список всех чудес, которые совершал Иисус Христос.

Пётр знал, что Иисус Бог. Пётр находился вместе с учениками, когда Иисус встречается с Фомой. Когда Иисус говорил Фоме, чтобы тот подошёл и прикоснулся к Его ранам и не был не верующим, но верующим (Матф. 20:27). Фома тогда сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ион. 20:28). Но если бы мы спросили Петра, как Иисус совершал свои чудеса, мы бы услышали, что сила Божья снизошла на Него, как на человека. Опять же наиболее приемлемо и логично понимать это как силу Духа Святого.

Второе место находится в Деян. 10:38, где так же слова свидетельства принадлежат Петру, но действия уже происходят в доме Корнилия. Пётр проповедует Корнилию и свидетельствует ему в одном стихе о жизни Иисуса Христа: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). То есть в этом предложении характеристика жизни Иисуса, Его служения и Его дел.

Здесь можно заметить, что Пётр не говорит о том, что Иисус всё это сотворил потому, что Он Бог, хотя, конечно Иисус был и есть Бог. Однако же Он жил и творил в своей жизни не силою своей божественной природы, а силою человеческой природы, как человек. Добро, которое Он делал и чудеса, которые Он совершал, Иисус делал в человеческой своей природе силою Святого Духа.48

Силою Духа Святого Христос принёс себя в жертву на кресте (Евр. 9:14)

«А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мафт. 27:46). Это место из Нового Завета, где мы должны увидеть страдания и смерть человеческой природы Иисуса Христа. На кресте находится личность Сына Божьего, и Она распинаема и проклинаема людьми. И это вызов людей против личности Бога. Это наивысшая точка человеческого восстания против Бога. И слова Иисуса: «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», не говорят о том, что в Троице произошёл разрыв Божественной природы на кресте. Наоборот, это описание реальности, что человеческая природа Иисуса Христа испытывает не благоволение Отца. Недовольство Отца вызвано не тем, что совершил Сын, но полностью противоположно этому. Иисус делает, то, что желает Отец. С одной стороны, Отец не был столь доволен своим Сыном, однако вместе с тем Он выражал своё недовольство в сторону своего Сына.

Недовольство Отца было вызвано человеческим грехом, который Сын взял на себя. Впервые в жизни Он должен был испытать всю тяжесть этого гнева и Божьего недовольства. Но в своей божественности Он знал, что это ни в коем образе не связано с тем, кто Он есть, как Сын Отца. Но это связано лишь только с тем, кем Он стал, взявши на себя грехи. Здесь нет противоречий в Троице. И Сын знает, что это лишь временно, что это лишь для выполнения поставленной цели, связанной с решением человеческого греха.

Из предыдущих выводов о том, что в своей божественности Личности Бога находятся в совместном труде, мы можем предположить, что Дух Святой поддерживал Иисуса в перенесении Им страданий.49 Автор послания Евреям говорит, что Христос: «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр. 9:14). Слова πνευματος αιωνιου означают «духом вечным», что означает божественного Духа, которым Иисус принёс себя в жертву. Кальвин в своей работе даёт богословскую оценку этому событию: «Теперь апостол ясно показывает, чем надо оценивать смерть Христову, не внешним ее проявлением, а силою Духа. Ведь Христос пострадал как человек, но, чтобы смерть Его была для нас спасительной, она черпала силу от действенности Духа».50

Дух Святой через Писание говорит после слов: «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» слова ободряющей надежды: «ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (Пс. 21:25). И распинаемый Мессия помнил эти слова, поэтому Он и сказал рядом висящему разбойнику: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). И снова исполняется пророчество Исаии (Ис. 42:6), где Раб, имеющий Духа Божьего на себе будет поставлен в завет для народа божьего.

Выводы

И снова, ни в Евангелиях, ни в Посланиях, ни в Деяниях нет информации, что Иисус сделал эти чудеса, потому, что Он был Бог. Нет таких текстов, которые напрямую бы связывали чудеса и знамения с Его божественностью. Но именно все тексты связывают эти чудеса с Его человечностью при содействии Духа Святого.

Чувства восхищения даёт осознание глубины и постоянной готовности Духа Святого служить Иисусу незаметно и без видимого признания и почета. И хотя Он в полной мере Бог и равен Отцу и Сыну, Его роль состоит в том, чтобы постоянно отдавать честь и стремиться приносить почёт или славу Сыну, ради славы Отца. Дух делает всё, ради того, чтобы способствовать труду Сына. Он не заинтересован, чтобы достигать какой-то своей миссии не зависимой от миссии Сына. Вся Его миссия заключалась в том, чтобы помогать Сыну исполнять Его миссию. Основной акцент сделан на том, что Он Мессия. И как Мессия Он был наделён Духом. И это отправляет нас в Ветхий Завет к книге пророка Исаии, к рассмотренным нами местам во второй главе данной работы.

В (Деян.10:38), «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним», основное внимание слова направлено на личность Иисуса как на Мессию. И как Мессия Он был Богочеловек. И как Мессия Он был помазан Духом Святым. И особенно это выделяется в Ветхом Завете, что Дух Господень «почиёт на Нём». И мы наблюдаем этот акцент и в Новом Завете.

Наблюдая за жизнью Христа в Духе Святом, мы видим Его не только божественную сторону, но и открываем Его как Иисуса человека. И через исследования Нового Завета, мы рассматриваем Иисуса как человека, который жил в силе Духа. И в этом мы заостряем наше внимание не на Его божественности, так как она безусловна, и всегда с Ним, но на Его чудесах, которые Он сотворил. Использовал ли Он ресурсы своей божественной природы или Он уповал на силу Святого Духа как Богочеловек, на то что Ему открыто Духом. И мы больше всего склоняемся к тому, что Дух Ему открывает как человеку всё, что Ему необходимо для выполнения миссии.

Восхищает то, что Дух принимает власть над воплощённым Сыном, но не ради Себя Самого, а ради славы Отца, и ради того, чтобы помочь выполнить труд Сына и Его миссию.

Сын должен был прожить совершенную жизнь, как второй Адам. Он должен был вырасти как человек и познать этот мир своею человеческою природою. И Он должен был осознать в какой-то момент своей жизни кто Он. И Он должен был исполнить всё то дело, которое Отец Ему повелел. Он должен был произнести слова, которые Отец желал, чтобы Он произнёс. Он должен был произвести все чудеса, которые Он произвёл. И Дух Святой наделял Сына во всём этом.


ДЕЙСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО В ВОСКРЕСЕНИИ И ВОЗНЕСЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА

Дух Святой воскрешает Иисуса Христа из мёртвых

В Новом Завете Павел часто говорит о Боге как о том, кто воскресил Иисуса Христа из мертвых (Рим. 1:4; 4:24; 6:4; 8:11; 10:9; 1 Кор. 6:14; 15:15; 2 Кор. 4:14; Ефес. 1:20; Кол. 2:12; 1 Фес. 1:10). Но, только в посланиях Петра 1 Петр. 3:18 -19, и Павла к Рим. 1:4; 8:11 говорится о Духе Святом как о воскресившем Иисуса Христа из мертвых. Это важный момент исследования о действии Духа Святого в отношении человеческой природы Иисуса Христа, который раскрывает качества Духа Святого, как Духа жизни.

Дух жизни (1Петра 3:18 -19)

В этом месте апостол Петр говорит: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом». И видимо здесь говорится о том, что, хотя человеческая плоть Христа и пострадала, но Дух Святой оживил Его. Несмотря на то, что тело Иисуса пострадало от смерти, Дух воскресил (ср. Рим 8:11) Христа из мертвых.51

Воскресающий Дух (Рим.1:4)

На весьма важный вопрос как воскрес Иисус Христос автор послания в Римлянам апостол Павел говорит, что воскресение Иисуса Христа было предсказанным воскресением Мессии по Писанию в силе Духа Святого: «которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем», (Рим. 1:2-4).

Доктор Бавинк говорит об этом событии: «Конечно Дух Святой жил во Христе до Его воскресения, с момента Его зачатия, поскольку он был задуман Духом Святым, был исполнен Духом Святым и принял Его без меры и воскрешен был Духом Святым по замыслу Бога.52 Это важный момент, когда мы видим, что сила Духа Святого сопровождает Иисуса Христа на всём протяжении Его земной жизни. Являясь исполнителем Божьего плана, как в воплощении, так и в воскресении Сына Божьего.

Оживляющий Дух (Рим. 8:11)

Лучший способ узнать о Духе Святом это посмотреть на Его труд. В Рим. 8:11, говорится о Духе Святом как о воскресившем Иисуса из мертвых: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11).53

Дух Святой исполняет план Отца по спасения народа божьего от греха путём воскрешения человеческого тела и жизни Мессии. Как и в воплощении Сына Божьего этот процесс скрыт от любопытного взгляда людей. И это тайна Божьего труда, которая выражена через веру в исполнение Его слова, однажды обещанного в Пс. 21:25. Колин Круз связывает воскрешение Иисуса Христа с Духом Святым и с последующим благословением народа божьего.54 Эта ссылка на воскрешение Иисуса настолько проста, что должна также относится и к будущей телесной трансформации через воскресение мёртвых верующих.55

Дух Святой возносит Иисуса Христа одесную Бога - Отца (Деян. 1:1-2)

Самый короткий этап в земной жизни и служении Иисуса Христа это период от воскресения до вознесения, который длится всего лишь сорок дней. Начинаясь воскресением Христа из мёртвого и чудесного освобождения из гробницы, этот этап завершается вознесением Христа на облаках, на глазах у Своих учеников (Деян. 1:3, 9-10). Одной из целей вознесения Иисуса Христа была цель, что только после Его вознесения придёт Дух Святой (Деян. 2:33), чтобы быть в каждом спасенном человеке.

Очень важное наблюдение, связанное с вознесением Иисуса Христа, оно должно нам помочь понять, в каком состоянии своей природы вознёсся Иисус Христос и сейчас находится одесную Бога. Читая книгу Деяний, мы видим, что Лука говорит: «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала, до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян.1:2). Мы видим, что Он даёт Духом поручение своим апостолам, которых Он избрал. Это великое поручение, которое должны выполнять Его ученики. Это поручение Он даёт в Духе Святом, и Этот Дух продолжает пребывать на воскресшем Христе.

Принцип существования двух природ Иисуса Христа

Он навеки теперь Сын Давидов. Что означает, что теперь в своей человечности Он будет иметь ограничения в своём знании и своей силе, как человек. Но Он никогда не является только человеком. Он так же всегда является Богом. И в этом проявляется определённый принцип существования двух природ Иисуса Христа.

В своей человечности, Он использует всё то, что необходимо Ему как человеку. В своей Божественности Он использует всё то, что Ему необходимо как Богу. Но что Он не делает, Он никогда не пользуется Божественным для выполнения своей человеческой миссии, и человеческим для выполнения своей Божественной миссии.

Мы видим проявление Его Божественности, когда Он принимает поклонение. Было бы неправильно поклоняться творению. Его человеческая природа сама по себе тварная, сотворённая, поэтому поклонение воздаётся Сыну, как вечному Сыну Отца.

Выводы

Рассмотрев последний этап земного служения Иисуса Христа, можно провести наблюдение, что Он тот же Мессия, но уже в преображённом теле и продолжает своё земное служение в силе Духа Святого, чтобы ободрить, засвидетельствовать и научить своих учеников.

Будучи уверен в своём воскресении, Христос, как сын Давидов, был воскрешен из мёртвых Богом Отцом силою Духа Святого. И Его представляет апостол Пётр, всему собрашемуся народу в День Пятидесятницы, о том, что исполнились обетования Бога, о которых говорил Бог Давиду через пророка Нафана, что обещанный Израилю Мессия умер, по Писанию и воскрешён, по Писанию (1 Кор. 15:3-4). И Он был вознесён и посажен одесную Бога Отца и ниспослал обещанного Духа (Деян. 2:32-33). Чтобы каждый, кто покается и крестится во имя Иисуса Христа, получит в дар Святого Духа (Деян. 2:38-39)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы было изучение двух аспектов земной жизни Иисуса Христа. Это вопрос о жизни в человеческой природе Сына Божьего, которая находилась под влиянием Духа Святого. И вторым аспектом наблюдений был вопрос о непогрешимости Христа. Как Христу удавалось прожить безгрешную жизнь, какие средства для преодоления искушений Он использовал.

И вывод по первому аспекту таков, что Иисус прожил эту жизнь как Богочеловек. В повседневной жизни, служении и своём труде Он проявлял себя через человеческую природу. Именно человеческой природой Он страдал, повиновался Отцу, испытывал унижения от людей, возрастал в знаниях и получал откровения от Отца через Духа Святого.

Он жил свою жизнь как второй Адам, Мессия, сын Давидов, Он был как один из нас. Будучи полностью Богом, приняв на себя человеческую природу, Он всю свою земную жизнь жил как обыкновенный человек, дабы произвести через жизнь второго Адама совершенного человека, годного для искупительной жертвы Богу.

Будучи ограничен в своей земной природе, так как для совершенного искупления Он не обращался к своей божественности, Ему на помощь приходит Дух Святой. И это величайшее сотрудничество в божественном плане Троицы. Так, Ветхий Завет открывает Мессию, который придёт для спасения божьего народа и восстановления обетованного Царства Божьего. Этот Мессия будет с самого рождения в Духе Святом. И Дух будет сопровождать Его всё земное служение, давая Ему необычайные силы, производя чудеса для служения и подтверждения личности Христа.

Именно такого Мессию мы встречаем на страницах Нового Завета. Мессию, возрастающего в Духе Святом. Христа, имеет силы для служения от Духа Святого. Сына Давидова, совершающего чудеса и знамения силою Духа Святого. Так, Его жизнь от воплощения и до вознесения на всех этапах сопровождалась постоянным водительством Духа Святого.

Это меняет всё представление о том Иисусе, которого представляют традиционно. Христа, который свои чудеса совершал своей божественностью. Который всё знал, потому что Он Бог. Сын Божий, в лице Мессии, выполняет свою земную миссию, и Он при этом полностью пользуется своими человеческими ресурсами. И это не нарушает образа второго Адама. Дух Святой, будучи третьей личностью Бога, постоянно присутствует со второй Личностью и находится в помощи в реализации божественного плана искупления. Отец, являясь инициатором спасения, направляет эту работу согласно своему плану.

С богословской точки зрения это открывает нам труд всей Троицы. Так мы видим, что Бог Един, но различим в труде Личностей. И при этом Он остаётся одним Богом.

Такой взгляд на жизнь Иисуса Христа отвечает на поставленные вопросы данной работы: Зачем Иисусу, Богочеловеку было нужно, чтобы Дух Божий был на Нем? И как можно считать Иисуса примером для нашей жизни, если Он был Богочеловеком, а мы таковыми не являемся?

Итак, Иисус прожил земную жизнь главным образом как человек силою Святого Духа, и в этом нет заявления, что Он прожил исключительно человеческой природой. Он прощал грехи, например, а для этого требуется быть Богом. И Он обладал божественной природой, которой Он это делал. Возможно, что и некоторые из своих чудес Он совершал собственной силой. Но те чудеса, которые описаны в Евангелиях подтверждают не сколько Его божественность, сколько Его мессианство. Они указывают на тот факт, что Он есть Христос Сын Божий. И эти знамения не столько являются прямым указанием Его божественности, но прямым свидетельством того, что Он исшёл от Бога, как посланный Богом Мессия.

В ответе на второй вопрос о непогрешимости Иисуса и Его примере в борьбе с искушениями есть духовный урок. Иисус противостоял искушениям, будучи послушен Отцу, не потому, что он использовал свою божественность, а благодаря своим человеческим ресурсам. Как человек Он был наделен как все люди способностями человеческой природы, но как второй Адам до грехопадения Он был без греха. И используя ресурсы безгрешного Адама, будучи помазанным и укреплённым Духом Святым, Он боролся как человек. А это уже пример для подражания в нашей христианской жизни. Христос жил образцовой новозаветной жизнью в молитве, и в Слове, и в силе Духа Святого. После Дня Пятидесятницы Он дал те же самые средства своему народу, Его последователям. Теперь всех верующих в Иисуса Христа по праву можно призывать жить подобно Ему.

Важно иметь не религиозное повиновение, а повиновение сердца, которое помогает больше ценить ту жизнь, которую перенёс Христос. И сталкиваясь с трудностями и бедствиями быть зрелыми христианами, используя все те ресурсы, которыми пользовался Христос: Он любил Божье Слово, Он молился Своему Отцу, Он уповал на мудрость своего Отца, и Он полагался на сверхъестественную силу Духа Святого, пребывавшего на Нем, чтобы Он мог сделать всё то, для чего Он был призван своим Отцом.

И важный момент для укрепления хождения во Христе является тот факт, что Христос пришёл открыть людям Отца, так и Дух Святой открыл человечеству Сына Божьего и прославил Его, давая возрождение человеческим каменным сердцам. Духовное возрождение человека, пробуждение и жизнь Церкви находятся под контролем личности Духа Святого, которого дети божьи познают через Слово Божье. Дух Святой сегодня продолжает трудиться в сердцах возрожденных людей, открывая труд Сына Божьего и давая силы для следования за Христом.


Владислав Марков
бакалавр богословия

1 D.H. Wallace, «Мессия», Теологический энциклопедический словарь, под редакцией Уолтера Элвелла (М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 672. Далее ТЭС.

2 Walter C., Kaiser Jr., Messiah in the Old Testament, 1995, 16.

3 D.H. Wallace, «Мессия», ТЭС, 673.

4 Marvin E. Tate, World Biblical Commentary, v.20, Psalms 51-100, (Word books, Publisher, Dallas, Texas 1990), 23. Marvin E. Tate поясняет просьбу Давида, как того, кто обращается к Богу чтобы Тот не лишил его источника радости и самой жизни, как других. Он не хочет быть похож на Каина и следовать собственному жизненному опыту. Так как Дух Божий имеет в его жизни водительство, как в жизни Моисея при его выходе из Египта.

5 J.B. Payne, «Раб Яхве», ТЭС, 952.

6 John D. W. Watts, World Biblical Commentary, v.24, Isaiah 1-33 (Word books, Publisher, Waco, Texas, 1985), 76.

7 Там же, 50.

8 Jamieson, R., Fausset, A. R., & Brown, D. Commentary Critical and Explanatory on the Whole Bible, Vol. 1 (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.1997), 443.

9 Derek Kidner, Новый Библейский комментарий, часть 2, Ветхий Завет, Псалтырь-Книга пророка Малахии», под редакцией Дональда Карсона, пер. А. А. Баев (Санкт-Петербург, издательство «Мирт» 2000), 235.

10 John D. W. Watts, World Biblical Commentary, v.25, Isaiah 34-66 (Word books, Publisher, Waco, Texas, 1987), 119. В отличии от нашей точки зрения John D. W. Watts, придерживается мнения, что Слуга Божий это царь Кир.

11 The Expositors Bible Commentary, volume 6 (Isaiah – Ezekiel), general editor Frank E. Gaebelein (Zondervan Publishsng Haos Grand Rapids, Michigan 1986), 254-255. Данная работа, под редакцией Frank E. Gaebelein утверждает, что в этом месте подразумевается не царь Кир и не Израиль, а тот, кто будет положен в завет народу израильскому. Подразумевается, что здесь указывается на ожидаемого Мессию.

12 Ludwig Koehler, Walter Baumgartner, M. E. J. Richardson, et al., The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (Leiden: E.J. Brill, 1994–2000), 1280–1281.

13 Whitaker, R., Brown, F., Driver, S. R. (Samuel R., & Briggs, C. A. (Charles A. (1906); The Abridged Brown-Driver-Briggs Hebrew-English Lexicon of the Old Testament: from A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament by Francis Brown, S.R. Driver and Charles Briggs, based on the lexicon of Wilhelm Gesenius (Boston; New York: Houghton, Mifflin and Company). Далее BDB.

14 Джон А. Мартин, Книга пророка Исаии, Толкование ветхозаветных книг от книги Бытие по книгу Руфь, ред. Платон Харчлаа, перевод Ирины Череватой (Ашфорд, Конн.: Славянское Миссионерское Издательство, 1992), 89.

15 John N. Oswalt, The book of Isaiah, Chapters 40–66 (WilliamB. Eerdemans Publishing Company Grand Rapids, Michigan/Cambridge, U.K. 1998), 117.

16 Derek Kidner, Новый Библейский комментарий, 628.

17 J. Van Engen, «Помазывать», Теологический энциклопедический словарь, под редакцией Уолтера Элвелла (М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 878.

18 John D. W. Watts, Isaiah 34-66, 304. И в этом месте John Watts придерживается мнения, что Слуга Божий это царь Кир и здесь видимая яркая связь между ожидаемым помазанным царём и слугой божиим в Духе (Watts, Isaiah – Ezekiel, 333).

19 Oswalt., The book of Isaiah (40–66), 117.

20 ББС, 587.

21 Божественный Логос предвечно был личностью, соединился с человеческой природой посредством Св. Духа, и Иисус Христос стал единой личностью, обладающей божественной сущностью (т.е. совокупностью атрибутов Божьих) и человеческой сущностью (т.е. совокупностью человеческих атрибутов). R.L. Reymond, «Воплощение», Теологический энциклопедический словарь, под редакцией Уолтера Элвелла (М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 278. Существующая «ересь евионитов» – (и с такими заблуждениями Церковь встречается на протяжении всей истории и до нашего времени (Н. Порублев, Культы и мировые религии («Библия для всех», Санкт Петербург, 2009), 153), что "Крещение было очень важным событием в жизни Иисуса, ибо именно тогда на Него в виде голубя сошел Христос. …К концу жизни Иисуса Христос покинул Его. Таким образом, Иисус в основном был человеком, хотя и человеком, в котором, по крайней мере, в течение какого-то времени, в необычайной степени присутствовала и активно действовала сила Божья» (Миллард Эриксон, Христианское богословие («Библия для всех», Санкт-Петербург, 2009), 590). Но у такой теории есть две проблемы. Первая наводит нас на мысль, как Он мог от своего младенчества и до тридцати лет прожить безгрешную жизнь в человеческой природе без участия Духа Святого? Мы не находим и мысли того, что Он мог согрешить в детском, подростковом или взрослом возрасте. Если же мы думаем, что Христос получил Духа в момент крещения, тогда у нас будет склонность объяснить Его безгрешную жизнь на протяжении тридцати лет Его божественной природой. То есть, в таком случае Он живет первые тридцать лет пользуясь своей Божественной природой. Тогда как Он должен быть подлинно вторым Адамом? Так как между Адамом и Христом есть сходство, их поступки оказали воздействие на других людей (Рим. 5:14). Данное рассуждение является важным при объяснении передачи греха Адамова и обретения Христовой праведности, как наследия от второго Адама. Как тогда Его жизнь может быть примером для верующих, так что они должны жить точно, как Он? И это вторая проблема. Если Он жил безгрешно тридцать лет, исполняя волю Отца и исполняя свою миссию без участия Святого Духа, в чем тогда был смысл сошествия Святого Духа в момент крещения? Ведь в конце то концов, у Него и так всё получалось без Святого Духа. Кажется, в таком случае не видно большого смысла в том, что Дух Святой впервые сходил на Него в момент крещения. Правильное понимание того, когда Дух Святой сходит на Иисуса лежит в ответе, что в момент зачатия Духом Святым в деве Марии, Иисус получил Духа Святого. Поэтому всю свою жизнь Он проживает в силе Святого Духа. Одним из косвенных подтверждений этого являются слова ангела Марии, о том, что Дух сойдет на неё и сила Всевышнего осенит её, и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. И Дух Святой в момент зачатия действовал так, что Иисус при этом получил безгрешную человеческую природу, так как творил Дух Святой. Эти слова дают нам понимание того, что при этом рождённый Иисус из Назарета не утратил свою божественность, и не получал постепенно божественную природу, а «иначе в таком случае реальность Его божества была бы зависима от сознательного присвоения её человеческим Христом, а не фактом per se, что существует сам по себе» (Генри Тіссен, Лекції з систематичної теології, пер. Л.М. Коровник (Едмонтон, Канада, 2001), 223). В защиту того, что мы представляем присутствие Духа Святого на Иисусе с самого начала Его воплощения, мы взглянем на два аргумента. Первый аргумент, это те события, когда Иоанн, предтеча Христа получил Духа Святого. Если Иоанн, будучи предтечей Иисуса нуждался быть исполненным Духа ещё от утробы матери своей (Лук. 1:15), то поскольку вероятней это было с Мессией, что Он получил Духа Святого до того, как Он родился. Вторым аргументом того, что Иисус получил Духа Святого ещё до крещения, является то, что Он в своей человеческой природе пользовался благодатью Божией с младенчества, доказательством этого могут служить места из Писания (Лук. 2:40;52).

22 Марк Сосси, «Карьера Логоса», Штудии, журнал евангельского богословия №1 (2017): 179.

23 David E. Garland, Clinton E. Arnold, Luka, Exegetical Commentary on the New Testament (genеral editor Zondervan, copyright 2011), 82.

24 Там же, 82.

25 Синклер Фергюсон, Святой Дух, Контуры христианского богословия (Минск, «Позитив центр», 2014), 38.

26 Zondervan Illustrated Bible Bacgrounds Commentary, volume 1, Matthew, Mark, Luke, general editor Clinton E. Arnold (Grand Rapids, Michigan 2002), 348.

27 Для того чтобы прожить подлинно человеческую жизнь, Божественный Логос сам себя ограничил в этой земной человеческой жизни (Фил. 2:7-8). А именно Он ограничил способность своей человеческой природы обращаться в полной мере к своей божественной природе, что имеет необычайное значение для дела Божьего по искуплению нашему. Проживая свою человеческую жизнь в образцовом подчинении своей воли воле Отца. И в этом смысле Он был идеальным человеком (Craig L. Blomberg, Matthew, New American Commentary, ed. David S. Dockery, vol.22 (Nashville, TN: Broadman, 1992), 395).

28 William Hendriksen, Еxposition of the Gospel According to Luke (Grand Rapids, Michigan 1978), 180.

29 John Calvin, Commentary on a harmony of the evangelists Matthew, Mark, and Luke, translated from the original latin, and collated with the autor`s French version by the Rev. William Pringle, three volumes, 166-170.

30 Фергюсон, Святой Дух, 44.

31 Буквально: «общение свойств» природ, сообщение божественного величия человеческой природе Иисуса Христа (J. M. Drickamer, «Сообщение атрибутов», ТЭС, 852).

32 New Testament Commentary, Gospel According to Luke (Grand Rapids, Michigan 1978), 186.

33 New Testament Commentary, Gospel According to Luke (Grand Rapids, Michigan 1978), 216.

34 Garland, Luka, 168.

35 Garland, Luka, 169.

36 Израильтянам было дано обетование, что из их среды появится Тот, Кто его исполнит. В этом смысле Иисус из Назарета помазан Духом и силою (Деян. 10:38), чтобы быть истинным Мессией, или Христом (Ин. 1:41; Рим. 9:5), своего народа. Он — истинный пророк (Марк. 9:7; Лк. 13:33; Ин. 1:21; 6:14), священник (Ин. 17; Евр.) и царь (Матф. 2:2; 21:5; 27:11). Об этом свидетельствует, напр., Его крещение (Мф. 3:13 и дал.) и то, как Он ссылается на Ис. 61 (Лк. 4:16-22). Принимая это помазание и выполняя это мессианское обетование, Он получает от современников наименование Христа (Мк. 8:29) и Сына Давидова (Мф. 9:27; 12:23; 15:22; ср. Лк. 1:32; Рим. 1:3; Откр. 5:5). R.S.Wallace, «Христология» ТЭС, 1337.

37 Garland, Luka, 170.

38 New Testament Commentary, Gospel According to Luke (Grand Rapids, Michigan 1978), 216.

39 Фергюсон, Святой Дух, 45.

40 The Expositors Bible Commentary, volume 7 (Daniel-Minor Prophets), general editor Frank E. Gaebelein (Zondervan Publishsng Haos Grand Rapids, Michigan 1985), 112. В экспозиционном библейском комментарии приведено шесть целей Божьего плана по искуплению народа божьего, в этой работе указаны три, исполнившиеся в Мессии.

41 New Testament Commentary, Gospel According to Luke, 230.

42 Там же, 233. Здесь можно вспомнить, что Адам был искушаем дьяволом в моменте прикасания к запретному плоду (Быт. 3:1-7), а плод был хорош как для пищи, так и желаем: «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно», так и Иисус был искушаем голодом и предлагаемыми хлебами от дьявола. В отличие от Адама Христос был в посте и голоден сорок дней, а также выдержал тройное испытание искушениями от дьявола.

43 New Testament Commentary, Gospel According to Luke, (Grand Rapids, Michigan 1978), 233.

44 Hendriksen, Еxposition of the Gospel According to John, 150.

45 Там же, 526.

46 Simon J. Kistemaker, New Testament Commentary, exposition of the Acts of the Apostles (Grand Rapids, Michigan 1990), 93.

47 Kistemaker, New Testament Commentary, exposition of the Acts of the Apostles, 394.

48 Calvin`s Commentaries, The Epistle of Paul The Apostle to the Hebrews and The First and Second Epistles of ST Peter, translator William B. Johnston, editor David W. Torrance, Thomas F. Torrance (Wm. Erdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan 1989), 121.

49 Жан Кальвин, Толкование на Послание к Евреям (Минск: Евангелие и Реформация, 2010), 138.

50 Thomas R. Schreiner, 1, 2 Peter, Jude, vol. 37, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 2003), 184. Существуют различные толкования на вопрос воскрешения, так как слово «духом» по-разному толкуется в этом месте. Лучший взгляд на данное толкование будет дан через грамматику существительных, где «духом» pneæmati:, существительное дат. падежа указывающее на средство, то есть кем было произведено воскрешение, т.е. Духом Святым.

51 Hendriksen, exposition of Paul`s Epistle to the Romans, 46.

52 Там же, 246.

53 «Многие английские версии (см, например, RSV, NIV, NASB) переводят pneèma

54 в антропологическом смысле «ваш дух жив для праведности». Однако, несмотря на то, несомненно антропологический смысл «тела» отдает предпочтение этой точки зрения, лучше понять pneèma как ссылку на Святой Дух (примечание NRSV [в отличие от RSV], REB, TEV). pneèma, как мы видим, последовательно ссылается на Святой Дух в Рим. 8, и это, безусловно, есть в ст.11, что объясняет ст.10b. Более того, идентификация pneèma как Святого Духа лучше для понимания других слов в главе». Douglas J. Moo, The Epistle to the Romans (William B. Eerdmans publishing company grand rapids, Michigan/ Cambridge, U.K., 1996), 493.

55 Colin G. Kruse, Paul’s Letter to the Romans, The Pillar New Testament Commentary, general editor D. A. Carson (William B. Eerdmans publishing company grand rapids, Michigan/ Cambridge, U.K., 2012), 323.