Боротись за віру, раз дану святим

Как можно доказать бытие Бога

Рано или поздно вопрос о существовании Бога, возникает в сознании каждого человека. Ответить на него путём эксперимента, средствами известными науке, невозможно. Потому, что Бог – Существо духовное, не материальное и находится за пределами человеческого познания. Человек верующий, доказательства существования Бога находит во всём: в окружающем мире, в отвеченной молитве, в способности мыслить, говорить, в способности чувствовать, переживать. А главное в Его Слове. Эти доказательства укрепляют веру человека и его отношения с Богом. Человеку же неверующему, тому кто закрывает свои глаза, отключает разум, кто усыпляет свою совесть, подавляет истину, отвергая откровение Бога о Себе, доказать Его бытие, практически невозможно. Первоначально ему необходимо донести Евангелие.

Вопрос существования Бога важный и актуальный. В то время, когда на земле остается все меньше неисследованных «белых пятен», человек не уделяет времени познанию и прославлению Того, Кто создал этот прекрасный мир, Кто заложил в него мудрые законы, Кто сотворил самого человека. Актуальность этого вопроса состоит так же в том, что существующий мир неизбежно приближается к своему концу. Сбывающиеся библейские пророчества, количество преступлений, абортов, существование в мире войн, болезней, состояние экологии, взаимоотношение между людьми, говорят о том, что скоро наступит день, когда человечество предстанет перед Творцом и понесет заслуженное наказание.

Познание Бога великая привилегия Его искупленных детей. Очень важно знать истинного Бога и без искажения передать известие о Нём другим людям. Основным источником, доказательств существования Бога и Его познания, является Его Слово – Библия. На ней будут основываться исследования и размышления данной работы, с целью приведения существующих доказательств бытия Бога.

Познание Бога великая привилегия Его искупленных детей. Очень важно знать истинного Бога и без искажения передать известие о Нём другим людям. Основным источником, доказательств существования Бога и Его познания, является Его Слово – Библия. На ней будут основываться исследования и размышления данной работы, с целью приведения существующих доказательств бытия Бога.


Доказательства существования Бога

Существует целый ряд аргументов, в пользу существования Бога. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо оговориться, что все они являются свидетельствами Самого Бога о Себе и исходят от Него1.

Бог свидетельствует о Себе через Священное Писание

Самое важное свидетельство о Боге это Его Слово. Библия не старается доказать существование Бога, она утверждает это как факт2. С первого стиха она провозглашает реальность Бога: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Библия называет безумцем человека, который отвергает существование Бога: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1; 52:2). Библия отражает стремление человеческой души к Богу, под действием Духа Святого: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Она говорит о счастье, которое испытывает грешный человек, приходя к Богу: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1-2). Бог призывает человека познать радость общения с Ним: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9).

Библия открывает человеку великий замысел Бога по его спасению через Иисуса Христа. Она говорит: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (1 Пет. 1:20; Ефес. 1:1-14; 1 Тим. 1:15; 2:4). Библия говорит о великой любви Бога к человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Библия утверждает, что Господь Иисус Христос – есть Бог. Он Сам, заявил об этом: «Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30).

Вывод: поэтому, изучая Библию, изучая личность Иисуса Христа, Его жизнь и учение, человек может узнать Бога и принять Его план спасения.

Бог свидетельствует о Себе через творение

Тот факт, что существует Вселенная (космос), окружающий человека мир животных и растений (природа) свидетельствует о существовании Бога3. Творение не может возникнуть само по себе, оно является следствием действий Бога Творца (Быт. 1-2). То что мир устроен так разумно, свидетельствует о мудрости Того, Кто его создал. То, что существует жизнь на земле, говорит о том, что Творец живой и что Он проявляет заботу о Своем творении. Библия говорит: «Все они от Тебя ожидают, что бы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. Сокроешь лице Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 102:27-30). Могущество природных сил свидетельствует о всемогуществе Бога, Которому они подвластны: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106:29). Библия говорит о красоте и величие Божьих творений: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Разнообразие и красота творений, говорит о нескончаемости творческого таланта Бога.

Вывод: Итак, Библия утверждает, что все, что нужно человеку знать о Боге для того, чтоб иметь пред Ним ответственность, уже открыто ему через окружающий мир: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19-20).

Бог свидетельствует о Себе через совесть человека

Наличие у человека совести, также говорит в пользу существования Бога. Во всех народностях существуют различные верования и понимание того, что человек морально ответственен перед Высшим Существом4. Эти верования основываются на наличии у человека внутреннего голоса – совести. Библия говорит, что принципы Божьего закона заложены Богом в совесть человека: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них записаны в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:14-15). И хотя религиозный опыт людей, порой принимает искаженные формы, тем ни менее они понимают, что есть Тот, Кому необходимо поклониться, Кого необходимо прославить, Кто будет судить их за дела и помыслы. В книге Деяния апостолов, в семнадцатой главе, повествуется о посещении апостолом Павлом города Афин, где он увидел жертвенник «неведомому Богу». Кто внушил афинянам, не знавшим истинного Бога, что они ответственны перед Ним? Это обстоятельство дало Павлу возможность для свидетельства о Том, Кто говорил к афинянам ранее через совесть.

Вывод: Бог свидетельствует о Себе через совесть человека и на основании этого свидетельства, хотя совесть многих людей «сожжена», они несут ответственность перед своим Творцом.

Бог свидетельствует о Себе через разум человека

Человек, логически размышляя, может прийти к определенным доказательствам существования Бога. На этих философских изысканиях, нельзя строить основную аргументацию, в беседе с атеистом, который не имеет права судить о Боге. Атеисту, вначале, необходимо свидетельствовать Евангелие Иисуса Христа и только тогда когда он уверует в него, можно использовать и эти аргументы.

Космологическое доказательство

Определение: Вселенная вокруг нас – следствие, которому должна быть соответствующая причина. Эта причина – Бог5. Космологический аргумент указывает на Причину всех вещей6. Существование Вселенной предполагает Создателя, подобно тому, как у всякого предмета есть тот, кто его создал. Все что составляет Вселенную, произошло от Бога, как Первопричины и Создателя всего. Библия так говорит об этом: «Ибо Им (Христом) создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое...» (Кол. 1:16). В другом тексте: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:1-3).

Космологическое доказательство приводит спасенного человека к следующему выводу: существует могущественная Первопричина, Которая была способна мгновенно дать начало Вселенной и поддерживать её существование. Это – Бог7. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89:3). «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Телиологическое доказательство

Определение: Телиология – это учение о целях, которое провозглашает, что Вселенная и все в ней имеет определенную цель8. Упорядоченность мира предполагает первоначальный замысел Творца9. Наблюдая за Вселенной человек приходит к пониманию, что все в ней имеет замысел, порядок и цель. Это указывает на разумного Творца, Который спланировал и создал её. Глядя на Вселенную, человек также поражается искусству и разуму Великого Мастера. Только Бог мог задать планетам и звездам орбиты и положил времена и сроки: «Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды - для управления ночью, ибо вовек милость Его...» (Пс. 135:5-9).

Антропологическое доказательство

Определение: Антропология – это наука о человеке. Этот аргумент указывает на гармоничность человеческой природы. Такое существо, как человек, не могло появиться в результате действия слепых сил. Существование человека предполагает существование разумного, живого и благого Творца10. То, что человек это личность и индивидуальность указывает на Создателя, Который также наделен качествами личности. В человеке также заложена внутренняя ответственность пред морально Высшим Существом за свои дела. (Рим. 2:14-15). Библия утверждает, что Бог создал человека по Своему образу и подобию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27). Антропологическое доказательство приводит верующего человека к выводу, что Первопричина Вселенной – это Личность, обладающая способностью к самосознанию и самоопределению11.

Онтологическое доказательство

Определение: Идея абсолютно совершенного Существа должна исходить от абсолютного Существа12. Этот аргумент в пользу существования Бога впервые сформулировал архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) и заключается он в следующем:

а) У человека есть представление о Совершеннейшем Существе.

б) Представление о Нем включает и существование Его, так как нечто не существующее, не было бы так совершенно, как нечто существующее. Следовательно, Совершеннейшее Существо должно существовать. Существование – есть свойство совершенного13.

Но не все представления человека соответствуют истине. Люди, к примеру, могут представлять жителей Марса, фей, гномов, летающую корову, но это совсем не значит, что они существуют. Однако, онтологический аргумент исходит из того, что идея Бога, не может быть вызвана иной причиной кроме Самого Бога14. Поэтому для верующих людей, этот аргумент доказывает Его существование.

Бог свидетельствует о Себе через человеческий опыт

Независимо от того верят люди в Бога или нет, Он проявляет о них Свое попечение: «... ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мат. 5:45). Он дает все необходимое для жизни: пищу, воду, одежду, посылает благословения или наказание (Мат. 6:25-33; Деян. 14:17). На протяжении всей человеческой истории люди могли наблюдать над собой власть Бога15. Фараон Египта на себе и своем народе ощутил карающую руку Божию (Исх. 12:31-33). Раав и её родственники осознали величие Божие, Который вел Израиль и увидели спасающую руку Божию (И. Нав. 2:1-11). Царь Навуходоносор увидел руку Божию, которая смирила его (Дан. 4:31-34). Его сын Валтасар увидел руку Божию, которая вынесла ему приговор осуждения (Дан. 5:22-28).

Человек, если проанализирует прошедшую жизнь, может вспомнить моменты, когда Бог вел его, заботился о нем, наказывал его, отвечал на молитвы. Особенно это относится к верующим, к детям Божьим. Бог изменяет и обновляет их: «Итак, кто во Христе тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2Кор. 5:17). «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10). Он опекает: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мат. 10:30). Отвечает на молитвы: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан. 14:13). «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мат. 7:11). Наказывает как Своих детей: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына которого принимает» (Евр. 12:6). Бог любит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3:1). «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога» (Иоан. 16:27).

Вывод: Все перечисленные аргументы, доказывают существование Бога и спасенным людям, дают разумное объяснение их веры в Него. Свидетельство о Себе Бога через Писание, творение, совесть, разум и опыт человека настолько явно выражены, что все кто не принимает этих свидетельств – лишен всякого оправдания (Рим. 1:20; Деян. 17:24-31).


Откровение Бога о Себе

Если Бог, Сам свидетельствует человеку о Себе, то возникает вопрос: «На сколько человек, может познать Его?» Человек настолько может познать Бога, насколько Бог Сам откроет Себя ему. По причине грехопадения, люди особо и не утруждают себя поисками Бога. Грех разделил Бога и человека. (Пс. 52; 9:25; Рим. 3:10-12). Инициатива для сближения полностью принадлежит Творцу. Он открывает Себя человеку.

Определение Божьего откровения

Откровение – есть то действие Бога, которым Он непосредственно передаёт человеку истину, которой человеческий разум ранее не обладал16. Например, Бог открывал библейским авторам некоторые истины, о которых они раньше не могли знать. Потому, что или не жили в то время (например, во время сотворение мира), или потому что эта истина лежала за пределами их понимания (пророчества, план спасения, «тайна церкви»).

Под откровением понимается Божье самораскрытие, при котором человек получает возможность познавать Его, общаться с Ним. Откровение Бога о Себе разделяют на два вида. С одной стороны, общее откровение, то есть послание Бога ко всем людям, во все времена и распространённое повсюду. С другой стороны, особое откровение, или особые Божии сообщения и проявления направленные к конкретным людям в конкретных исторических условиях. На сегодня доступны только при обращении к книгам Библии17.

Общее Божье откровение

Общее Божие откровение проявляется в трех областях: в природе, истории и характере человека18.

Первая область: Бог оставил свидетельство о Себе в том мире, который Он сотворил19. Как уже говорилось, человек наблюдая красоту и величие окружающего мира – познаёт Создателя. То, что природа, окружающая человека, так величественна и разнообразна, говорит о могуществе, мудрости и величии Бога ее сотворившего. Человек, наблюдающий красоту заката и учёный изучающий сложный организм, одинаково сталкиваются с величием Бога. «Небеса проповедуют славу Божию...» (Пс. 18:2; 95:5; 96:6; 103).

Вторая область: История. Внимательно изучая историю, человек может обнаружить, что Бог направляет действия отдельных людей или целых народов. Он формирует события, происходящие в рамках истории. Возможно, это не так наглядно как в природе, так как человек в этом случае зависит от исторических документов, знаний археологии, информации полученной из вторых рук. Тем не менее, основные тенденции в развитии рода человеческого и взаимоотношении с ним Бога, можно проследить20. Проявление Божьего откровения в истории прослеживается на примере сохранения народа Израильского21. Этот народ возник от прародителя Авраама. Из небольшого семейства, окруженного враждебными племенами, разросся в большой по численности народ. Израиль сохранен во время странствования в пустыне, помещен для жительства на перекрестках караванных и политических дорог. Но, не смотря на постоянное враждебное окружение – выжил, сохраняя культуру, самобытность, религиозность. Он не был поглощен более сильными народами даже во времена завоеваний, пленений и рассеяния по всему миру. Особо яркое проявление о нём заботы Божьей, это основание государства Израиль в последнее время и собрание евреев на землю отцов, после сотен лет странствования. Без труда видна рука Божья над этим народом (Пс. 72:1; 88; 105).

Третья область: Это сам человек – высочайшее из земных творений Божиих (Быт. 1:26-27). Божьи откровения усматриваются не только в его физическом устройстве и умственных способностях (Пс.138:13-16), но и в нравственных, духовных качествах22. Человек способен на рассуждение что хорошо и что плохо, что добро и что зло. Он осознает, что у него есть определенные обязанности, чувство долга, ответственность, перед близкими ему людьми, обществом. Человек понимает, что не всегда он может делать то, что ему нравится. А главное у человека есть осознание ответственности пред Высшим Существом, что вселяет страх пред смертью, хотя он и не всегда осознает каков источник страха. Наличие религиозности у человека так же говорит об откровении Божьем. Во всех культурах и народах, существуют верования в Реальность, более высокую, чем весь род человеческий. Это выражается в различных религиозных формах. Сама склонность человека к поклонению пред Божеством, пусть в уродливых формах, но присутствует в человеческом опыте и переживаниях23.

Вывод: Библия утверждает, что человек получая первоначальное (общее) откровение Божие, отвергает это знание и как следствие, за ним наступает ослепление человека (Рим. 1:21-32). Общее откровение не дает возможности человеку прийти к личному познанию Бога и Его искупительного плана спасения. Оно лишь дает человеку общую информацию о существовании Творца. Поэтому, возникает необходимость в специальном, особом откровении.

Особое Божье откровение

Определение: Под особым откровением подразумевается Божье Самопроявление, раскрывающее Его конкретным людям в определённое время в определённом месте, при определённых условиях, дающее этим людям возможность вступить с Ним в искупительные взаимоотношения24.

Особое откровение стало необходимым по причине того, что человек потерял общение с Богом, через грехопадение. Для восстановления утраченного общения возникла необходимость иметь особое, более полное откровение от Бога. И это откровение должно превосходить общее откровение, которое по прежнему доступно всему человечеству. По причине греховности человека, к природным ограничениям, связанным с конечностью человека, добавились и ограничения нравственные. Духовная смерть разлучила человека с Богом25. Решить проблему греха, обеспечить искупление и примирение и донести это до человека при помощи только общего откровения – затруднительно. Поэтому особое откровение стало излечивающим, исправительным для человека в его отношениях с Богом. Особое откровение обладает определенными свойствами26.

Основные свойства особого откровения

а) Личностный характер особого откровения. Бог, являясь Личностью открывает Себя человеку, который тоже является личностью. Он, вступая во взаимоотношения с людьми, открывает им Свое имя. При встрече с Моисеем, когда Бог явился ему из среды горящего куста, на вопрос Моисея об имени, был получен ответ: «Я есмь Сущий (Иегова)» (Исх. 3:14)27. Бог так же вступал в личные заветы с людьми. В завет с Ноем, с Авраамом, с народом Израильским. В книге Псалтирь, содержится много упоминаний и свидетельств, указывающие на личностный характер общения с Богом (Пс. 7:2; 9; 22; 26; 76; 87; 102; 142)28. Писание, является личностным по своему характеру. Оно содержит не набор или перечисление универсальных истин, а ряд известных, конкретных утверждений о происшествиях и фактах. Это не учебник богословских доктрин. Оно не открывает особые знание о космосе, мироздании, истории. Через Библию, Бог выражает Себя – как Личность29.

б) Человеческий характер особого откровения, прослеживается в том, что Бог использует доступные для человека средства, что бы донести познание о Себе30. Он использует язык человека (еврейский, арамейский и греческий), доступный, понятный всем первоначальным получателям. Бог употреблял распространенные языки, при этом Он контролировал написание Своего откровения библейскими авторами. Поэтому Библия является богодухновенной Книгой, где каждая фраза, на языке оригинала, слово, его расположение в предложении, продиктовано Божественной волей. Бог имел так же контроль над сохранностью рукописей и исторической подготовкой последующих переводов, хотя они и не богодухновенны31.

Особое откровение имеет человеческий характер так же в силу того, что Бог использует для его передачи методы хорошо знакомые человеку32. Это мог быть сон, как в случаях с Иосифом (Быт. 37:5-7), Даниилом (Дан. 7:1), фараоном Египетским (Быт. 41:1-7) или Навуходоносором (Дан. 2:1). Могло быть воплощение (явление пред человеком в человеческом образе), как в случаях с Авраамом (Быт. 18:1-2), Иисусом Навином (И. Нав. 5:13-15) или Гедеоном (Суд. 6:11-12). Конечно, были моменты, когда откровение выходило за рамки обычного человеческого опыта. Это могли быть видения (Петру /Деян.10:9-16), Корнилию (Деян. 10:3), чудеса (Сидрах, Мисах и Авдэнаго в раскаленной печи, Дан. 3:19-29), голос Отца с неба (Иоан. 12:28), катаклизмы природы (потоп, Быт. 6-9), суд над Содомом (Быт. 19). Но в основном откровение Бога о Себе приходило к человеку в естественной форме. И даже самое важное откровение Божие – Боговоплощение, произошло естественным образом. Иисус родился, как дитя, имел вид человека и ничем не отличался от других людей. У Него не было «ореола» над головой, как рисуют художники. Он выглядел, как обычный человек – иудей, сын плотника33.

Формы выражения особого откровения

а) Исторические события. В жизни отдельных людей, произошли события, через которые Бог проявил Себя. Избрание Богом Авраама является важным событием, которое повлияло на весь ход истории и формирование народа Израильского. Божье вмешательство в жизнь этого человека, позволило ему иметь наследника тогда, когда это казалось невозможным. Бог, вразумляя Иосифа через сны, помог выжить в трудное время не только его семье, но и целой стране – Египту. Он использовал положение Иосифа при дворе фараона, чтоб укрепить и умножить народ Израильский. Но Бог же допустил и ненависть фараона к евреям, после чего их стали притеснять, чтоб у них было желание уйти из этой страны в землю обетованную34.

б) Божественная речь. Для выражения откровения Бог также использует речь. В Ветхом Завете очень распространено выражение: «Было ко мне слово Господне...» (Иер. 18:1; Иез. 12:1, 8, 17, 21, 26; Ос. 1:1; Ам. 3:1). Пророки Ветхого Завета сознавали, что они передают не свое слово, но Божие. Так же и Апостол Иоанн, когда писал книгу Откровение, старался передать только то, что Бог сообщил ему (Откр. 1:2,19). А то, что Бог повелел ему скрыть, он не записал (Откр. 10:4). Божественная речь, как способ передачи информации может принимать различные формы. Это могла быть ясно слышимой речью. Когда к Аврааму явился Бог, в лице трех странников, они беседовали. Сарра слышала их (Быт. 18:10). Люди, сопровождавшие Савла, тоже слышали речь (Деян. 9:7). Или это могло быть не слышимое для других, но слышимое самим человеком обращение от Бога, как услышал его Самуил (1 Цар. 3:4)35.

в) Боговоплощение. Самая совершенная форма откровения Бога – это Его воплощение, приход в мир Бога в облике человека. Рождение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, были особым откровением Бога для человечества: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Его жизнь и проповедь свидетельствовали людям о том, какой Бог, какова Его воля. Иисус, Сам заявлял об этом (Иоан. 3:16; 6:40; 7:29; 8:58; 10:30). Прогрессирующее откровение Божие, в Иисусе Христе, достигло своей кульминации36.

г) Священное Писание. Божественная речь, под особым контролем Бога, была записана, авторами Библии. Бог вкладывал истину в разум человека, контролируя её написание, используя, при этом, и индивидуальные особенности автора. Если об Иисусе Христе говорится, как о воплощенном Слове Божием (Иоан. 1:14), то книги Священного Писания – это написанное Слово. Все, что говорил Иисус, как Он жил и в чем смысл Его прихода на землю, должно было быть увековечено в письменной форме, под контролем Духа Святого. Библия - Слово Бога и в настоящее время, представляет собой откровение Его о Себе. Она предназначена для личной встречи человека с Богом. Человек обращается к Богу через молитву, а Бог говорит к нему через Писание37. «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:16-17).

Периоды особого откровения Божия и способы его донесения

Эрих Зауэр, различает семь периодов откровения Бога о Себе38. Первый период: райский. От сотворения человека до его грехопадения, человек мог непосредственно слышать голос Божий и отвечать Ему (Быт. 1:28; 2:16; 2:23). Второй: самоопределение. От грехопадения до потопа и от потопа до избрания Авраама, Бог взывает к человеку преимущественно через его совесть. Одни люди могли жить по ней (Енох, Быт. 5:24), другие были жестоки, как Ламех (Быт. 4:23). Третий: человеческое господство. От потопа до избрания Авраама. Четвертый: патриархальный. От Авраама до Моисея. В эти два периода, Бог откровение о Себе распространяет через общение с отдельными личностями. Бог является для общения в виде Ангела Господня, как к Аврааму (Быт. 17:1, 22), Исааку (Быт.26:2), Иакову (Быт.32:30), посылает сны и видения (Быт. 28:12-16; Чис. 12:6). Пятый: период Закона. В эпоху, от Моисея до Христа, главная задача Бога, показать человеку грех и необходимость в искупительной жертве Христа (Гал. 3:19-25). Бог в это время является Моисею, (Исх. 3:2-6; 33:11), Гедеону (Суд.6:12, 14-18), использует сны и видения, как Даниилу (Дан. 10:7-8) или Иосифу, мужу Марии (Матф. 1:20; 2:13). Бог использовал и непосредственные встречи (Валаам, Чис. 22:9; 23:4). Он так же использует чудеса и знамения, которые показывают Божественное величие, святость и Его присутствие (Египетские казни, чудеса в пустыне, чудеса пророков Илии и Елисея). Ещё Бог открывался пророкам и посылал их к Израильскому народу с вестью от Себя (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль и др.). Шестой период: благодати. От первого пришествия Христа до Его второго пришествия, Бог исполняет, задуманный от вечности, план спасения рода человеческого через Иисуса Христа, а также создает Церковь – особый народ искупленных людей (Матф. 16:18). В начальный период этой эпохи (до конца первого века) Бог говорит через Иисуса Христа (Евр. 1:1-2) и Апостолов. При этом Он использовал чудеса (Матф.28:6; Иоан. 11:43; Деян.З:1-8), видения (Деян.10:9-16) и проповедь (Матф.5-7; Деян.17). Приблизительно со второго века, основным источником познания Бога является Священное Писание (2Пет.1:19-21). Перед вторым пришествием Иисуса Христа, в период семилетней скорби, Бог опять будет использовать чудеса, ведения, знамения, сны для свидетельства о Себе Израилю (Иоил.2:28-32; Матф.24:29-30; Деян. 2:17-21). Седьмой период: период видимого, тысячелетнего Царства Божьего. От явления Господа в славе, до событий завершения мира (гибель мира, суд над миром, преображение мира), в тысячелетнюю эпоху видимого царствования Иисуса Христа, можно только догадываться, как Бог будет общаться с человеком и каким образом человек будет Его понимать.


Заключение

Бог существует и Он познаваем, в меру Его откровения о Себе. Этот процесс восхитителен и для искупленных детей Божьих, он продлиться вечно. Прежде всего, о Боге, человек узнаёт из общего откровения, которое доступно всем людям, несущим ответственность перед Ним. Если люди отвергают это откровение, то заслуженно несут наказание (Рим. 1:19-20). Для вступления с людьми в искупительные отношения, Бог открывает Себя через особое откровение. В настоящее время Он открывает Себя через Писание, через которое, возрожденный человек, с каждым днём, познает Его более и более. Дух Святой не только возрождает человека, но и преобразовывает его в «подобие Христа».

Бог Библии велик и прекрасен. Он обладает восхитительными качествами. Его качества, раскрывают Его сущность, Его природа уникальна и это приводит человека к поклонению пред Ним. Он есть Тот, Кто никогда не предаст, не подведёт, Кто позаботится, Кто выслушает. У Бога всегда найдётся время для общения. Он не забудет того, что обещал. Утешит в печали и вместе порадуется в день веселия. Он никогда не опоздает, всегда придет вовремя к тем, кто ждёт Его, кто молится. Бог желает человеку добра, независимо от того через какие жизненные обстоятельства Он проводит человека. Он любит человека, и глубина этой любви продемонстрирована в Голгофской жертве Иисуса Христа (Иоан. 3:16).

Ежедневно, верующий человек имеет возможность приходить к Богу и познавать Его. Обращаться к Нему в молитве и вникать в Его Слово. Бог будет открываться человеку через Библию, через обстоятельства жизни, через поместную церковь. Для человека важно научится быть внимательным. Бог инициатор откровения о Себе человеку. Он спас человека от греха, во Христе. И Он же делает все, для того чтоб человек узнал об этой истине, принял её и имел жизнь вечную. Имел вечное общение со своим Творцом. Как не прославить за это Бога?

Сергей Якименко
бакалавр богословия


1 Чарльз Райри, Основы богословия (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение», 2000), 29.

2 Константин Левшеня, Доктрины Библии (Чикаго: Slavic Gospel Press, 1992), 27.

3 Райри, Основы богословия, 33

4 Левшеня, Доктрины Библии, 28.

5 Райри, 644

6 Флойд Х. Баракман, Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения, перевод В. Ветриченко, ред. В. Рынкевич и Е. Коврет (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение, ЕХБ, 2002), 56.

7 Там же, 56.

8 Левшеня, 30.

9 Райри, 648.

10 Там же, 642.

11 Баракман, Практическая христианская теология, 57.

12 Райри, 645.

13 Там же, 38.

14 Райри, 38.

15 Баракман, 54.

16 Левшеня, 11.

17 Милард Эриксон, Христианское богословие (Санкт-Петербург: Христианский университет, «Библия для всех», 1999), 126.

18 Там же, 126.

19 Там же, 126.

20 Эриксон, Христианское богословие, 126

21 Эриксон, 126.

22 Там же, 126.

23 Эриксон, 126.

24 Там же, 145.

25 Эриксон, 145.

26 Там же, 146.

27 Там же, 147.

28 Там же, 147.

29 Эриксон, 147.

30 Там же, 148.

31 Рене Паш, Богодухновенность и авторитет Библии (Germany: Миссия Фриденсботэ, «Вестник мира», 1996), 161.

32 Эриксон, 148.

33 Эриксон, 148.

34 Там же, 150-151.

35 Эриксон, 155-156.

36 Там же, 158.

37 Паш, Богодухновенность и авторитет Библии, 27.

38 Эрих Зауэр, Бог, человечество и вечность, перевод Г. Е. Адамовича, ред. Я. К. Духонченко (Киев: Союз евангельских христиан – баптистов Украины, 1991), 19-20.