Боротись за віру, раз дану святим

Особенности принятия Святого Духа самарянами в Деян. 8:14-18

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Иоанна и Петра, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14-17).

Эти несколько стихов из книги Деяний Апостолов, заслуживают на более тщательное исследование, по причине того, что есть различные теологические взгляды на событие принятия Святого Духа самарянами. Некоторые из этих взглядов связаны с неким «вторичным опытом»1, полученным христианами после водного крещения при активном поклонении и служении, при котором многие испытывают:

определённый вторичный опыт уже после обращения, а потому возникает очень важный вопрос: как относиться к этому опыту в свете Писания.2

В этой работе будут рассмотрены различные взгляды на вопрос отсутствия схождения Духа Святого на самарян, во время их водного крещения, и особенности принятия Его после возложения рук апостолов на них (Деян. 8:14-17). Так же будет представлен наиболее приемлемый взгляд на этот вопрос, так как, именно библейская интерпретация событий в Самарии при крещении Духом Святым должна быть правильно понята церковью, потому что она имеет ряд особенных характеристик этого явления. Первая особенность этого события, это отсутствие крещения Духом Святым до момента дополнительного апостольского служения. Вторая особенность это цель возложение рук апостолов на самарян, и как это действие связано со схождением Духа Святого на верующих. Третьей особенностью этого случая является само проявление Духа, как видимого события несущего в себе определённые сверхъестественные проявления. Это заставляет нас думать как к этому событию сегодня относиться и чего ожидать христианам, к чему нам стремиться после водного крещения.

Все эти вопросы требуют ответов, для правильного их понимания, и применения в практике служения церкви. Прежде чем дать определённые ответы на такие специфические вопросы, следует обратиться к обзору некоторых аспектов связанных с библейской историей, географией Палестины и культурой Самарии.


ИСТОРИЧЕСКО - КУЛЬТУРНЫЙ ФОН САМАРИИ

Евреи с самаритянами не сообщались и предельно дистанцировались от них. Сотни лет они обходили эту территорию стороной, хотя это было весьма не выгодно физически.3

Для того чтобы понять всю сложность отношений между иудеями и самарянами, а так же осознать всю глубину исторического конфликта между соседствующими народами, необходимо рассмотреть некоторые аспекты из жизни самарян. Взгляд на историко-культурный фон, помогает увидеть причины, при которых евангелизация, крещение и принятие Духа Святого самарянами были особенными, в отличие от иерусалимских событий. Так как эти особенности, определённым образом, были связаны между собою, некоторыми причинно-следственными связями, и имели последующее значение в новозаветных событиях. Первым и важным аспектом этих событий является само возникновение Самарии, которое имеет почти тысячелетнюю историю до апостольского периода. И мы посмотрим на библейскую историю образования Самарии через обзор текста Писания.

История образования Самарии

Первое упоминание о Самарии мы встречаем на страницах Библии в исторических книгах. Около 923 г. До Р.Хр., после разрушения Фирцы, столицы Израиля, десяти колен (3Цар. 16:24). На этой горе была построена новая столица, по названию горы Самария .4 Царь Израиля Амврий, который в то время царствовал, шесть лет находился в столице Фирце, а затем перенёс свою столицу в Самарию, которую построил из соображений безопасности на холме, что упоминается в Библии: «И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы» (3Цар. 16:24) .

Город, который построил Амврий, царь Израиля, стал столицей царства десяти колен. Город был расположен на склоне холма, цари Израиля украшали и укрепляли его.5 Имя города стало синонимом Северного царства, он оставался столицей до ассирийского завоевания в 722 году до Р.Х.

Географическое положение Самарии

К северу в 50 км от Иерусалима, стоит, возвышаясь на 120 метров над прекрасной долиной, гора, названная, ещё в древние времена «горой Самарийской» (Ам. 4:1). Об области Самарии часто упоминается в Новом Завете. Она занимает примерно ту же территорию, что и уделы колен Ефрема и Манассии на западе. На севере к ней прилегает Галилейская область, а на юге Иудея (Лук. 17:11, Иоан. 4:4, Деян. 1:8; 8:1-14; 9:31; 15:3).6

В Ветхом Завете Самарией часто называют все Северное царство Израиль, за исключением Галилеи и восточного берега реки Иордан. 3Цар. 13:32; 4Цар. 17:24; 18:34; 23:19. Ос. 7:1; 8:5,6. В Новом Завете она называется областью, которая с Галилеей и Иудеей составляла римскую провинцию Палестина.

Через Самарию проходила Главная иудейская горная дорога, или как её ещё называли – «Дорога патриархов» .7 Эта внутренняя дорога шла по горному водоразделу, начиная с Иудейских гор, переходя в Самаритянские горы, спускаясь к Южной Галилейской возвышенности. Эта дорога имела стратегически – политическое значение, так как шла через весь Израиль и проходила через Иерусалим.

Политические и религиозные причины разобщенности иудеев и самарян

Горький факт вражды и отчуждения иудеев и самарян на протяжении длительного времени выражен в Писании так: «Иудеи с самарянами не сообщаются» (Иоан.4:9).8 Раскол между иудеями и самарянами уходит, как минимум в Х ст. до Р.Х., когда Иеровоам I отделил Северное царство от Иудеи. Ассирийское завоевание в VII ст. до Р.Х. и появление в регионе язычников, только усугубило ситуацию. «К 330 году до Р.Х. самаряне построили свой храм, но 200 лет спустя хасмонеи разрушили его».10

В Новом Завете самаряне, это народ возникший в результате этнического смешения евреев, которые населяли израильское царство и переселенцев из разных областей Ассирии (4Цар. 17:24; Езд. 4:9,10), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассирийского царя, один из пленных священников был возвращён в Самарию, чтобы учить языческих переселенцев бояться и почитать Господа (4Цар. 17:27 и след.), при этом от них не требовалось отказаться от прежних богов.11

Когда евреи, под руководством Зоровавеля, начали отстраивать храм в Иерусалиме, то с предложением о помощи, пришли самаряне. «И пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда» (Езд.4:2). Но евреи отказались от этой помощи, по причине идолопоклонства самарян, а так же помощь таких соседей вызывала большое недоверие у евреев. С этого времени между иудеями и самарянами конфликт только усугубился. Вместо помощи, евреи получили откровенную вражду.

Имея Пятикнижие Моисея как Священное Писание, самаряне развивали свой путь поклонения Богу. Свои священники, свой храм, свои предания, всё это отражалось на характере веры и культуры самарян.12

Главный вопрос между евреями и самарянами во времена Христа, был вопрос о месте истинного поклонения. Где же следовало поклоняться Господу, в Иерусалиме, или на горе Геразим? «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20), самаряне в этом вопросе не признавали уникальности Иерусалимского храма, который должен был быть единственным святилищем для Бога.

Самаряне имели для себя важное оправдание и считали легитимным процесс поклонения Богу, и служения своих священников. Первое: они видели себя остатками колена Манасии и Ефрема, так как они жили на этой территории, которая досталась колену Манасии и Ефрема, после разделения земли между двенадцатью коленами израилевыми (Суд. 16:1-9), по выходу их из египетского плена и завоеванию земель ханонейских.13 Во - вторых: Манасия и Ефрем были сыновьями Иосифа, над которыми молился Иаков, и на которых была его рука благословения. Ефрему досталось благословение Иакова, которое передавалось от Авраама, как знак первородства и главы семьи (Быт. 48:14-20). В - третьих: Иисус Навин является одним из самых знаменитых потомков Ефрема, он стал преемником Моисея (Исх. 33:11; Чис. 11:28). Четвёртое: они имели Пятикнижие, которое, как им казалось, указывало на их главенствующую позицию в народе израильском. Пятое: патриархи Иаков, Иосиф, Иисус Навин были похоронены на их земле (Быт. 49:29-32; И. Нав 24:29-32.). Другие книги Писания, они не признавали, возможно, по факту того, что они говорили об Иудейских царях и их истории, и эти книги могли подрывать идею их авторитетности, и их главенствующего положения в праве на первородство.14

Имея Пятикнижие, самаряне, вероятно, не придавали значение всем словам Писания, в которых сказано об остальных благословениях на сыновей Иакова. Где на смертном одре Иаков, благословляя своих сыновей, благословляет Иуду как прародителя Царя Примирителя (Быт. 49:8-10). В этом, коротко, можно увидеть некую глубину причин политически религиозной разобщенности двух проживающих рядом народов.


ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА В НАЧАЛЬНЫЙ АПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОД

Если смотреть на хронологию событий, описанных евангелистом Лукой в Деяниях, то мы увидим, что первыми кто принял крещение Духа Святого были апостолы, и пребывающие с ними единодушно в молении ученики. В день Пятидесятницы вместе их было сто двадцать человек, они в это время находились в горнице, в ожидании обещанного от Христа Духа Святого (Деян. 2:1-4).

Следующими, принявшими дар Духа Святого, были евреи, находившиеся в тот момент в Иерусалиме (Деян. 2:38-41). В первый же день приняли Слово и крестилось душ около трех тысяч. И третьими, по очередности уникальных событий принятия Духа Святого, были самаряне.

Необычные явления, которые сопровождали первое сошествием Духа Святого, многие воспринимают как нечто обязательное, что должно быть всегда, и проявление способностей апостолов как особенный дар Божий, который могут иметь особенные у Бога люди, выполняющие определённое служение в церкви.15 При этом не учитывается тот момент, что уникальные и сверхъестественные события и способности, явленные в то время, были даны с определённой целью – утверждать, что Иисус Мессия, и каждый верующий в Него спасётся (Ин.3:16).16 Созидание церкви, начатое апостолами, и отсутствие полноты и законченности Писания, на то время, нуждалось в определённой поддержке, которую апостолы имели в силе Духа Святого (Деян.1:8). В этих уникальных явлениях проявляются характерные черты при схождении Духа Святого на людей, в начале создания церкви Христовой, как видимые знаки Божьего благословения. И каждый раз эти события, описанные в книге Деяний, имеют определённые особенности, которые имеют явные различия, условия и характер действия на отдельные группы людей, принимающие этот дар.

Уникальность принятия Духа Святого апостолами в день Пятидесятницы

Ученики Иисуса Христа, в момент, когда на них сошёл Дух Святой, находились в Иерусалиме, так как им повелел Христос: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4,5). Пребывая в ожидании и молении, они были главными действующими лицами сверхъестественного события.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:2-4).

Из текста свидетельствуется о сверхъестественном событии, и возникшими в связи с этим способностями апостолов, направленными на проповедь Слова Божьего, с целью спасения людей по вере в Иисуса Христа. Все способности учеников Христа, получивших силу Духа Святого, были направлены апостолами на массовую евангелизацию в Иерусалиме. И это Слово было в Духе «…живо и действенно…» (Евр. 4:12), как и обещал Иисус. «Когда же придет Утешитель…Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 14:26-27). Эта уникальность способностей апостолов выражена словами «…потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 14:27). Это событие стало чудным подтверждением прощальных слов Иисуса, что приняв силу, они будут свидетелями Ему, до края земли.

Условие получения Духа Святого иудеями

Получив силу Духа Святого вместе с другими апостолами в день Пятидесятницы, и выйдя на проповедь Слова Божьего, апостол Петр привлек внимание многих слушающих (Деян. 2:6-12), указывая на сверхъестественные события, которые происходили в тот момент в Иерусалиме. Он рассказал им о том, что же случилось в последнее время в Иерусалиме. Дух Божий говорил к сердцам слушающих, и они понимали всю ответственность за происшедшее, и они «умилились сердцами», спрашивая, что же им делать (Деян. 2:37).

Для очищения их сердца от тяжкого греха, им нужно было выполнить одно условие: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38). Этот Божий народ имел прощение и дар Святого Духа, принимая верой Христа. И здесь был проявлен труд учеников Христа - апостолов. Они проповедали Слово на разных наречиях людей, находящихся тогда в Иерусалиме (Деян.2:8). Они проводили водное крещение, и Дух Святой сходил на кающихся иудеев, и крестящихся во имя Иисуса Христа. У самаритян событие принятия Духа Святого было несколько другим.

Особенности крещения самарян как представителей из язычников

Как очевидно, Самария была своеобразной областью Палестины, и вызывала практически у всех евреев определённо негативные чувства.17 И когда к этим людям пришёл с благой вестью из Иерусалима дьякон Филипп, «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа» (Деян.8:5), он имел, быстрый и положительный результат. «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян.8:12). Успех этого события имел определённые предпосылки. Одним из важных событий было то, что ранее здесь, с учениками был Христос.

Предпосылки успешной евангелизации самарян

Из-за гонений со стороны фарисеев, Путь Христа в Галилею, проходил через Самарию (Ин. 4:1-4). Проходя Самарию Иисус, остановился у колодца и завязал беседу с самарянкою. Та была тронута мудростью и проницательностью собеседника, и она позвала людей из города, «… пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос»? (Иоан. 4:29). Самаряне с энтузиазмом откликнулись на учение Иисуса Христа, когда Он был в их городе Сихарь и проповедовал там. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову». (Иоан.4:39-41) Это был момент, когда Самаряне, слушали Иисуса и принимали слова Иисуса «ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Иоан.4:42). Самаряне ожидали прихода Мессии.18

Задержка схождения Духа Святого до прихода апостолов

Хотя в расовом и религиозном отношении самаритяне были родственны евреям, они были их решительными врагами.19 Из разговора с самарянкою у колодца, Иисус зная об источнике проблемы и конфликта между иудеями и самаритянами, Он сообщает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Самаритяне нуждались в спасении. Нужда Самарии была, в том, что они нуждались в Спасителе, но искренне ошибались, относительно формы и места поклонения, и в то же время возлагали надежды спасения на пророка Мессию, которого они представляли по типу Моисея (Втор. 18:15-18).20 Христос, видя их открытое сердце, подсказал «… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:23). В результате гонений в Иерусалиме Филипп, один из семи первых диаконов, принес благую весть в Самарию. Он евангелизировал и преподал водное крещение для самарян.

Крестившись во имя Иисуса Христа, самаряне, в отличие от иудеев в день Пятидесятницы, не приняли Духа. «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». (Деян.8:16)

Как мы уже видели в начале этой работы, что еще не была устранена та многовековая проблема, между двумя поклоняющимися Богу народами. И Бог показывает Филиппу и самарянам, что ещё нет той духовной полноты во Христе.21 Нужда самаритянских верующих выражена тем, что нет крещения Духом Святым, и это весьма явно было для этой общины.22 Известие обо всём этом доходит до апостолов в Иерусалим.

Служение Филиппа в Самарии имело успех. Здесь сбываются слова Иисуса, обращённые к своим ученикам «ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет… другие трудились, а вы вошли в труд их» (Иоан. 4:35-38).


БОГОСЛОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА САМАРЯНАМИ

Самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием» и крестились (Деян. 8:12). Однако они не получили Святого Духа до тех пор, пока Петр и Иоанн не пришли из Иерусалима (Деян. 8:14- 17).

Это место в книге «Деяния» вызывает совершенно диаметрально противоположные взгляды у различных толкователей, эту историю называют ещё «аномальной»23, по причине того, что больше нет таких случаев. История, оказывается, ставит более серьёзные вопросы. Является ли этот опыт самарян для нас сегодня обычной моделью принятия Духа Святого или это исключительный и особый случай, повторения которого не стоит ожидать?24

Существующие взгляды

На этот вопрос даются различные ответы. Многие существующие взгляды на истолкование события крещения Духом Святым в Самарии, можно свести к трем основным группам:

Здесь правомерны как минимум три истолкования, и невозможно решительно предпочесть одно из них.

Во-первых, упомянутая в (Деян. 8:12) вера могла быть более умственной, нежели волевой, и поэтому не спасительной. Тогда крещение, хотя и с самыми благими намерениями, оказалось преждевременным.

Во-вторых, с учетом не¬обычной враждебности между евреями и самарянами Бог мог избрать иной образ действий в этом случае — в начале миссии Церкви за пределами еврейских земель. Тогда прибытие еврейских апостолов помогло подтвердить спасение самарян и положило начало сглаживанию разделявшей их пре-жде ненависти.

В-третьих, Дух мог и не появляться среди первых верующих безошибочно предсказуемым образом; Он обладает суверенной свободой действовать, как хочет (Ин. 3:8)!25

Проблема интерпретации

Этот случай, не говорит о том, что у самарян не было общей благодати Духа Святого, которая их привела к спасительной вере в Иисуса Христа. И кто же, как не Дух Святой, как говорил Павел «…зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6), теперь свидетельствовал о новом человеке. Кальвин комментирует это место так: «Не то, чтобы они были полностью без Духа, конечно, они получили от Него и веру и благочестивое желание следовать за Христом; но что они еще не были богаты чрезвычайных даров, в которых слава Царства Христова позже светилась более полно».26 Арчибальт Томас Роберт сын пишет:

Это была действительно удивительная вещь, что дары Духа, чтобы добавить блеск Царства Христова и славы Евангелия, были возложены на некоторых из них. Для обозначения, что каждый пойдет на пользу церкви в меру своих собственных способностей. 27

В это время Бог показал Его церкви, что то вроде видимого присутствия Своего Духа, для того чтобы установить навсегда власть Своего Евангелия. И в то же время свидетельствует о том, что Дух всегда будет господствовать в верующих.28

Рассмотрение и обоснование предпочтительного взгляда

Нужно понимать, что в данном вопросе может быть множество различных взглядов. И это по причине того, что и как практикуют церкви, как они относятся к исследованию Писания, какого общего богословия они придерживаются. Из приведенных трех взглядов, на задержку и схождение Духа Святого на самарян, наиболее предпочтительным я считаю второй.

Установление единства Церкви как наиболее предпочтительный взгляд

С учетом взгляда на «самарийскую проблему», когда два народа разделяет многовековая вражда на религиозной почве, то наиболее предпочтительным является второй взгляд, который направлен на устранение вражды между двумя верующими народами. «Удержание» Духа Святого происходило до прибытия апостолов. А после их служения с возложением рук на самарян, подтвердило их авторитетность как учеников Иисуса Христа, наделённых особыми полномочиями. Это послужило установлению мира и братской любви между иудеями и язычниками. Содействовало установлению единства Церкви и принятия апостолами самарян как равнозначных братьев по вере, что было чудесно подтверждено схождением Духа Святого на самарян.

Три аргумента в защиту наиболее приемлемого взгляда

Подтверждая наиболее приемлемый взгляд на «самарийское происшествие»29 мы посмотрим на три аргумента. Эти три аргумента указывают на «Единство Церкви». Первый аргумент – язычники благословятся от семени Авраамова. «Удержание» Духа Святого до прихода и служения апостолов самарянам имело библейскую основу: «Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные» (Деян. 3:25). Что указывало в первую очередь на то, что язычники благословятся от семени Авраама. Исполнение этого пророчествам сберегало первоапостольскую церковь от раскола и ересей. А апостолы убедились в словах Иисуса, когда Он вознёсся: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Дея.1:8). И в этом проявилось схождении Духа Святого на самарян, как событие подтверждающее присоединение язычников к Церкви и спасительной вере в Иисуса Христа.

И Господь, в Своей суверенности, мог усмотреть не только эти причины, но и другие действия, какие Он посчитал нужными. А для нас, действительно, важно единство церкви, подчинение Христу, и любовь к братству. Так как это служит для нашего понимания природы Бога, цели церкви Иисуса Христа и нашей практики христианской жизни.

Второй аргумент направлен на личное свидетельство и принятие апостолами язычников в Церковь Иисуса Христа, как духовно возрожденных братьев. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Иоанна и Петра, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого (Деян. 8:14-15). Провозглашение Евангелия в Самарии вызвало некоторую тревогу у апостолов, и они послали туда с расследованием Петра и Иоанна. Тем не менее, принятие самаритянами благой вести явилось свидетельством того, что Бог одобрил проповедь Евангелия кому-то помимо евреев.30

Текст показывает нам, что есть очевидная связь, между приходом Апостолов и их служением самарянам, и принятием Духа Святого, вследствие принятия Иисуса Христа и водного крещения. апостолы Петр и Иоанн возлагали руки над новообращенными.31 Эта практика отличается от той, что была в Иерусалиме, тем, что там Дух Святой сходил на верующих, после покаяния и принятия ими крещения.

Но и проблема самарян своеобразная. Так евреи были причастны к смерти Христа, и проблема их греха решалась покаянием, с последующим крещением, в результате чего на них сошёл Дух Святой (Деян. 2:36-39). И при этом апостолы, исполняли роль священников в процессе крещения, принимающих Иисуса как своего спасителя.

У самарян была другая проблема. У них было своё место поклонения Богу уже много сотен лет, своё отношение к Писанию, и своеобразное мнение о значении и положении своего народа, относительно других колен Израилевых. И это была их проблема. Дух Святой не сходил на них, хотя и Филип делал всё согласно Божьему повелению. В других местах ему не нужна была помощь апостолов.32 Но здесь, в Самарии, многовековая проблема конфликта между самарянами и иудеями была актуальной и имела глубокие корни религиозных противоречий, что могло только усугубить ситуацию и вывести её на новый уровень соперничества, при нерешённых противоречиях. И роль апостолов была уготована Богом, как послов, к бывшим непримиримым врагам и не смирённым людям.

Поэтому апостолы исполняли роль старших братьев, которые имели авторитет от Христа в силе Духа Святого. Бог наделил их особыми полномочиями в даре апостольства и дал им поручение (Ин. 20:21; Мф. 28:19-20).33 Поручение апостолов заключалось в том, чтобы представить христианство миру. После возвращения Христа на небеса, они выполняли это поручение и основывая первые церкви, осуществляли надзор за ними (Деян.8:14; 14:26-27; 15:35-41; 18:23; Рим.15:18-19; 2Кор.11:28; Тит.1:5; Отк. 1:4).34

Массовая евангелизация и покаяние с крещением большого количества людей за пределами Иудеи было первым случаем после сошествия Духа Святого в Иерусалиме. И это произошло в Самарии, что не могло не вызвать тревогу и вопросы у апостолов. Помня о той многовековой проблеме между Иудеей и Самарией и слыша, что евангелие стало распространяться среди язычников, они поспешили в Самарию, чтобы убедиться в тех событиях, которые там происходили, и быть свидетелями евангелия Иисуса Христа.

Условие единства и общения в Духе было наиважнейшей причиной для жизни церквей.35 Поэтому Филипп, в этом случае, как диакон и евангелист, не мог передать Святого Духа, так как Дух действует, так как Он этого желает. Он, конечно, мог молиться за Него, и нет ни какого-либо намека, что его молитвы были бы менее эффективные, чем те, что у апостолов.36 Но единство Иудейской и Самарянской церквей зависело от принятия самарянами авторитетности апостолов, и осознания что они находились под их духовной властью.37

Третий аргумент ссылается на древний библейский обряд, возложения рук, употреблявшийся при благословении младших лиц старшими, детей родителями: и т. д. Так, когда Иаков давал благословение своим внукам, сыновьям Иосифа, то возлагал на них свои руки (Быт. 49:14-20). Так и в этом случае, апостольское служение возложения рук, свидетельствовало видимым образом об устранении тысячелетней проблемы конфликта между иудеями и самарянами. Так как самаряне чистосердечно принимали благословение у апостолов как младшие у старших. Эта аналогия возникает из проблематики самих самарян, которые считали себя правопреемниками веры патриархов.

Данный текст нельзя использовать для подтверждения необходимости возложения рук. В Деяниях Апостолов больше нигде не происходит подобное именно в этих целях. Здесь же это было зримым знаком, выражающим силу и власть апостолов.38

Самаряне увидели, что сбылись слова Иисуса, что спасение от иудеев (Ин. 4:22). После многовекового конфликта, они становятся под новое благословение от Бога, которое, через молитву с возложением рук проводилось апостолами, живыми свидетелями Иисуса Христа. Эти верующие отождествляли себя с учением апостолов.39 После этого действия, уже не должно было быть разногласий о том, кто лучше или хуже, кто прав, а кто виноват, кто больший, а кто меньший. Служение апостолов было видимым примирением между двумя поклоняющимися Богу народами.

Принимая служение апостолов как авторитетное для них, самаряне видимым образом встали под руку ближайших учеников Христа, тем самым выражая своё смирение и веру. Проявление видимого действия веры в людях, стало последствием видимого действия Духа Святого, который возрождает спасённых людей (Ин. 1:12-13; Ин. 3:3-8; Тит. 3:5).

Говоря об апостолах, мы не должны забывать, что в последующем, уже не только Священное Писание (ветхозаветное), было принято самарянами, но и евангелия и послания к церквям, играли свою роль в жизни этих людей. Так как однажды, апостолы стали для них авторитетными учителями и служителями спасительной веры в Господа Иисуса Христа.40 В этом уникальность служения апостолов в принятии Святого Духа самарянами, когда Бог действует в жизни людей и объединяет их в «теле Христа» (1Кор. 12:13).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ СВЯТОГО ДУХА СМАРЯНАМИ

Для созидания первоапостольской церкви

Два народа, иудеи и язычники примирились братской любовью, центром которой явился Христос. Иерусалимская церковь стала центром развития распространения Евангелия. На следующем этапе, христианское учение распространилось по всей Палестине, и рассказ об этом завершается словами: «Итак, церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и утешением Святого Духа умножалась» (Деян. 9:31).

Естественно предположить, что сошествие Духа Святого произошло позже по причине того, что это был первый случай провозглашения Евангелия вне Иерусалима, и на территории Самарии. Самария была первым плодом призыва язычников.41

«Самарийский раскол»42 длился более 900 лет. И апостолы справились с этой задачей. Поддержка апостолами служения Филиппа в деле благовестия самаритянам была подтверждена их возложением рук на них «в знак братства и солидарности»43, что значило для них и всей Церкви, как пишет Д. Стотт: что они христиане, включенные в состав искупленного сообщества на тех же условиях, что и иудейские обращенные.

Д. Ламп в своей работе говорит:

в этот поворотный момент христианской миссии к обычному крещению обращенных нужно было прибавить что-то еще. Нужно было продемонстрировать самаритянам несомненность того, что они действительно стали членами церкви в братстве с ее родными «колоннами»... Беспрецедентная ситуация потребовала таких же исключительных методов44

Джон Стотт приводит цитату Майкла Грина из его книги «Верую в Святого Духа», который видит в этой особенности:

божественное вето на раскол новорождённой церкви, раскол, который мог бы проникнуть в христианское братство, когда обращённые по обе стороны «самарийского занавеса»45 находили бы Христа, не находя друг друга. Это было бы отрицанием одного общего крещения и всего, что за ним стоит.46

В любом случае, эти действия апостолов оказались эффективными, и самаряне вошли в Церковь на равных правах. Это было одно Тело, потому что был один Дух.

Для служения современной церкви

Для современной церкви христиан взгляд на «самарянскую аномалию» имеет важное практическое значение. Церковь должна увидеть тот момент, когда самаритяне, верующие во Христа, исповедующие Его Господом, крестящиеся Его крещением, не получили видимого исполнения Духом Святым, по одной причине, у них был многовековой, национальный, религиозный протест и противление иудеям. Этот протест поддерживался отрицанием принятия всего Священного Писания, а так же подчеркивался особым мнением о своей значимости в истории спасения и верой в поклонение и приношение жертвы Богу в своеобразном месте.

Сегодня нет необходимости в двухэтапном христианском обращении, так как мы являемся уже установленной церковью: « и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. (Кол.3:10,11).

Что касается возложения рук, то оно может быть вспомогательным жестом в различных ситуациях, но никак не может быть средством, при помощи которого Дух подается и принимается, будь то в епископальной конфирмации или в харизматическом служении, потому что ни епископы ни лидеры пятидесятников, не являются апостолами, сравнимыми с Петром, Иоанном или даже Филиппом, назначенным непосредственно ими.47


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Присоединиться к вечному Телу Христа – Вселенской Церкви, значит стать частью Божьей семьи. Это есть невидимый процесс присоединения человека Духом к невидимому Телу Вселенской Церкви. Это процесс находится в ведении Духа Святого, и люди не могут подделать покаяние или обмануть Духа Святого. Этот процесс должен проявиться в видимом для самого христианина и окружающих его людей плоде покаяния. И как результат этого есть изменённая жизнь, в послушании Богу. Человек сознательно и добровольно, видимым образом, через водное крещение, присоединяется к видимой части Вселенской Церкви – к поместной церкви, в которой он и посвящает себя на служение Богу. Об этом, как мы видим выше, говорят апостолы.

События в случае с самарянами развиваются нестандартно, но этому есть объяснение, так как это особый случай. Господь, в Своей премудрости, делает важное исключение из общего правила. И в том, что была «задержка»48 схождение Духа Святого на самарян до прихода апостолов, в том заключалась великая премудрость Божья.

Владислав Марков
бакалавр богословия


1 Уэйн Грудем, Систематическое Богословие, перевод с англ. Т. Г. Батухтиной и В. Н. Генке (Санкт-Петербург: «Мирт», 2010), 872.

2 Уэйн Грудем, Систематическое Богословие, 861.

3 Уильям Шлегель, Спутниковый Библейский Атлас, историческая география Библии, перевод С. Омельченко (Славянское Евангельское общество, 2013), 9-3.

4 Андре Миллер, История христианской церкви, Том 1 (GBV, Ужгород: издательство «Благая весть», 2000), 53.

5 Краткий библейский словарь, (GBV, издательство «Благая весть»), 729.

6 Там же, 730.

7 Брюс Алворд, «Библейская география», классные заметки (Ирпенская Библейская Семинария, осень, 2009), 18.

8 Там же, 18.

9 Андре Миллер, История христианской церкви, 53.

10 Уильям Шлегель, Спутниковый Библейский Атлас, 10-1.

11 Фритц Ринекер и Герхард Майер, Библейская Энциклопедия Брокгауза, 856.

12 Уолтер Элуэлл, Большой Библейский Словарь, перевод О. А. Рыбакова (Санкт Петербург: «Библия для всех», 2005), 1125.

13 А.П. Забияка, А.Н. Красникова, Е.С. Элбокян, Энциклопедия религий (Москва: Академический проект ГАУДАРСАМУС, 2008), 1112.

14 Уолтер Элуэлл, Большой Библейский Словарь, 1126.

15 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов (Санкт-Петербург: «Мирт», 1998), 213.

16 Миллард Эриксон, Христианское богословие (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2009), 739.

17 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 197.

18 Уолтер Элуэлл, Большой Библейский Словарь, 1125.

19 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 213.

20 Уолтер Элуэлл, Большой Библейский Словарь, 1125.

21 Стенли Д. Туссэн. Толкование четырех евангелий и книги Деяний Апостолов. Ред. Платон Харчлаа. Перевод Ирины Череватой (РЕМ и СМИ, 1990), 392.

22 Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан, Новый Завет (Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000), 503.

23 Крейг Л. Бломберг, «Святой Дух». В Евангельский словарь библейского богословия. Перевод Гаврилова В.Н. Ред. Уолтер А. Элуэлл (Санкт-Петербург «Библия для всех» 2000),924.

24 Там же, 924.

25 Уолтер Элуэлл, Евангельский Словарь Библейского Богословия, 924.

26 Calvin’s Commentaries The Acts Of The Apostles 1-13 Translators John. W. Fraser and W.J. G. McDONALD edition Dawid. W. Torrance and Thomas. F. Torrance (Wm. B. Eerdmans Publishing Company Grand Rapids, Michigan) 234.

27 Archibald Thomas Robert son A.M., D.D., LL. D., LiTT. D. Word Pictures in the New Testament volume III The Acts of The Apostles (Baker Book House, Grand Rapids, Michigan 49516) 106.

28 Joseph Addison Alexander A Commentary On The Acts Of The Apostles, volumes one and two (the Banner of Truth Trust: 78B Chictern Street, London, W,1), 332.

29 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 213.

30 Крейг Кинер, Библейский культурно-исторический комментарий, Новый Завет, в двух частях, перевод с английского (Санкт-Петербург: «Мирт», 2005), 2:293.

31 То же, 235.

32 Жан Кальвин, Толкование на Деяние святых апостолов, перевод с латинского И.В. Мансурова (Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2009), 249.

33 Роберт Л. Томас, О дарах духовных (издательство «Благодать», 2006), 387.

34 Флойд Х. Баракман, Практическая христианская теология (Моска: Ассоциация «Духовное возрождение», 2002), 360.

35 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 212.

36 Joseph Addison Alexander A Commentary On The Acts Of The Apostles, volumes one and two (the Banner of Truth Trust: 78B Chictern Street, London, W,1), 330.

37 Р.Б. Дехтяренко, Святой Дух, Ирпенская Библейская Семинария ВСЦ ЕХБ (Славянское Евангельское Общество 2008), 150.

38 Боб Атли, Историк Лука: Деяния Апостолов, серия «комментарии для исследователя» новый завет, том 3Б (Международное изучение Библии, Маршалл, Техас, 2009), 210.

39 Там же, 276.

40 Р.Б. Дехтяренко, Святой Дух, 276.

41 Жан Кальвин, Толкование на Деяние святых апостолов, 225.

42 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 211.

43 G.W. Lampe, The Seal of the Spirit,(SFC, seconded,1967), 70.

44 Там же, 69-70.

45 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 213.

46 Там же, 213.

47 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 213.

48 Джон Р. У. Стотт, Деяния святых Апостолов, 212.