Боротись за віру, раз дану святим

Что такое Троица

Вопрос Троицы является непростым и может приводить к богословской путанице недобросовестного экзегета. Он был актуальным на протяжении веков, со времен вселенских соборов, и требовал обоснованного ответа богословов. Это имело место по той причине, что вопрос Троицы не представлен в Библии достаточно подробно, а само понятие «Троица» нигде не встречается в Священном Писании, оно является богословским, а не собственно библейским.

Библия достаточно четко говорит о том, что Бог является единым и уникальным, и другого не существует и не может быть (Исх. 3:14; Втор. 6:4-6; 1 Тим. 2:5-6; 1 Кор. 8:4-6 и др.). Также однозначно Библия и осуждает идолопоклонство другим, мнимым божествам (Втор. 5:7; 6:14; Пс. 80:10; Ис. 44:9-20; Ос. 8:6). С другой стороны, в Священном Писании существуют тексты, утверждающие о божественности Иисуса Христа (Иоан. 1:1, 14; 6:35; 8:58; Кол. 1:15-20; Кол. 2:8-10; Откр. 22:13, 16). Существуют также тексты, указывающие на то, что дух Святой также является личностью, при этом же божественной (Матф. 12:31; Иоан. 14:26; Деян. 5:3-4; 8:39; 13:2; Римл. 8:26; Еф. 4:30; 1 Фес. 5:19). Его действия и отношение к Нему позволяет сделать вывод, что Дух Святой является божественной Личностью.

В Библии существуют тексты, упоминающие все три личности, Отца, Сына и Святого Духа вместе. Так, при крещении Христа, Сын принимал крещение, Дух Святой сошел на Христа, Отец провозгласил слово (Матф. 3:16-17). При искушении в пустыне, Сын был искушаем, Духом веден в пустыню, ссылался постоянно на Бога Отца (Матф. 4:1-11). Христос, в Его беседе с учениками, указывал на Отца и Духа Святого (Иоан. 14:16). В великом поручении Христа говорится об Имени в единственном числе, но упоминаются все три Личности (Матф. 28:18-20). Некоторые приветствия апостола Павла включают все три личности Бога (1 Кор. 13:13). Учение апостолов также характеризуется упоминанием всех трех личностей божества (Еф. 1:17).

Из выше сказанного следует, что Бог есть Един, кроме Него нету никакого другого. Но также, Священное Писание говорит о божественности Сына и Духа Святого. В самом начале Библии описан факт некоего разговора внутри Троицы (Быт. 1:26), что также дает намек на наличие более чем одной Личности, но одного Бога. Некоторые мессианские тексты говорят о том, что Мессия будет иметь Божественное происхождение (Ис. 9:6-7). Позже, Христос Сам о себе говорил, что Он имеет Божественное происхождение и природу, Его дела это подтверждают, евангелисты этому вторят, о чем были приведены соответствующие тексты выше. Дух Святой характеризуется действиями, которые говорят о Нем, как о Личности, при чем Божественной. Все это в совокупности дает понимание о наличии одного Бога, но в трех Личностях. Чтобы описать Бога, как триединого, богословы употребляют термин «Троица», который согласуется с контекстом всего Писания.

Приведем некоторые сводные элементы учения о триединстве Бога. Существует только Один истинный Бог. Отец, Сын и Святой Дух – это один единый Бог, а не существо, соединенное из разных частей. Каждая из Личностей божественна во всей полноте, и они все равны. Когда говорится о Христе, представляется полностью Бог. Так же и в отношении Бога Отца и Духа Святого. Бог един и в то же время троичен. Триединство выражается в Его функциях, проявленных в творении и искуплении. Все три личности существовали и существуют одновременно, всегда; все они всегда были божественными. В природе триединого Бога никогда не было никакого изменения. Троица существует всегда, но каждая Личность открывала Себя особым образом в свое время.

Следует также подчеркнуть, что понятие Троицы является сложным, и вряд ли когда-либо на земле удастся исследователям Библии доходчиво и убедительно для всех объяснить все тонкости взаимоотношений одного Бога, но в трех Личностях. Троица непостижима. Когда человек предстанет перед Богом, он увидит Его таким, как Он есть (1 Иоан. 3:2). И лучше поймет Его. Но, даже тогда он не сможет полностью понять Его, потому что Он безграничен, а человек ограничен.


Андрей Бабий
магистр искусств библейского обучения