Боротись за віру, раз дану святим

Всеведущ ли Христос

На протяжении первых веков в истории церкви были группы людей, которые отвергали настоящую человеческую природу Христа. Однако, на сегодняшний день процветает другая, противоположная крайность. Так называемая организация Свидетелей Сторожевой Башни сегодня утверждает, что Иисус Христос не является в полной мере Богом и по своей сущности не идентичен Богу Иегове. Для этого они, перекручивая истинное значение тех или иных Библейских текстов, приводят множество аргументов, которые во свете Библии могут быть опровергнуты. В частности, они отвергают наличие у Иисуса Христа божественного атрибута всезнания на основании Его заявления в Марк. 13:32 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». На основании этого выражения Христа Свидетели утверждают, что «Он не знал всего, потому что не был равен Отцу. Если бы он был Богом, Он знал бы все, что знает Отец». Это не единственный текст, который они приводят для опровержения всеведения Христа, как атрибута Его божественности. В этой связи они приводят еще текст из Матф. 21:19, утверждая, что, если бы Он обладал божественным атрибутом всеведения, Он бы знал, что на смоковнице нет плода.

Однако, в Священном Писании содержится много текстов, которые ясно и четко подчеркивают всезнание Христа, как атрибут Его божественности. Так, например, Иисус знал, что было в сердце человека, и поэтому не имел нужды, чтобы кто-то свидетельствовал Ему о человеке (Иоан. 2:25). Также, Христос рассказал женщине самарянке историю ее жизни, хотя до этого никогда с ней не встречался (Иоан. 4:18). Его ученики признавали то, что Иисус знал все (Иоан. 16:30). Тот факт, что Христос часто говорил о Своей смерти наперед, свидетельствовал о Его всезнании (Матф. 16:21, 17:22, 20:18-19, 26:1-2). Христос знал заранее, кто отвергнет Его (Иоан. 10:64), а кто последует за Ним (Иоан. 10:14).

Выше было сказано о знании Христа о человеке, но на протяжении Своей земной жизни Он также проявлял знание о том, что недоступно для человеческого восприятия. Например, Он знал, в каком точно месте находится рыба в Геннисаретском озере (Лук. 5:4-6). Благодаря сверхъестественному знанию, Он точно предсказал, у какой рыбы во рту будет монета (Матф. 17:27), знал о смерти Лазаря (Иоан. 11:4).

Кроме всезнания о людях, кроме знания, которое недоступно для людей, Христос также имел совершенное знание о Самом Себе и о Божестве изнутри (Матф. 11:27; Иоанн. 7:29; 8:55). Эти тексты свидетельствуют о Его полном всезнании. Именно во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3).

Возникает справедливый вопрос: как же согласовать тексты, в которых говорится, что Христос чего-то не знал, со множеством тех, в которых говорится, что Он знал все то, что, не будучи Богом, Он не мог бы знать никоим образом? Очевидно, что ответом на данный вопрос будет следующий. До Своего воплощения Христос был полностью божественным. Тогда Он обладал одной природой и одной личностью. При воплощении Он приобрел две природы, божественную и человеческую, но оставался одной личностью. Другими словами, Бог Сын при воплощении приобрел, в добавок к божественной природе, еще человеческую природу, но всегда оставался божественной личностью. Поскольку, одна и та же божественная Личность имела свойства обеих природ, Христос обладал качествами, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. Из всех текстов, приведенных выше, мы можем видеть, что, с одной стороны, Христос возрастал в знании, а с другой – знал досконально обо всем. Это говорит о том, что Он, будучи Богом, мог распоряжаться свойствами обеих природ, но имел одну единственную личность. Тот факт, что Он иногда чего-то не знал, а иногда демонстрировал абсолютное всезнание говорит о том, что Он мог поступать иногда соответственно человеческой природе, иногда – соответственно Божественной, но все это было характерно для Его единственной личности. Следует здесь подчеркнуть, что в разные моменты жизни Христа главную роль играла то божественная, то человеческая Его природа. Такие действия и поведение было обусловлено необходимостью достигнуть земных целей в Божественном плане спасения.

Следует упомянуть, что Христос мог проявлять и божественную и человеческую природу одновременно. Например, как человек, Он не знал, что на смоковнице нет плодов, но как Бог, Он повелел ей засохнуть. Приведенные тексты и объяснения помогают понять, почему в Марк. 13:32 Христос говорит, что Он не знает ни дня, ни часа Второго Пришествия. В этом случае Он говорит как человек, добровольно унизив и ограничив Себя (Филл. 2:6-9).

Последним аргументом в пользу всеведения Христа является Его способность слышать и отвечать на молитвы верующих (Иоан. 14:6, 13, 14; 15:16; 16:23-24). Роберт Реймонд так верно сказал: «тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днем и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту, или иную просьбу, и отвечать на каждую просьбу в соответствии с божественным разумом и волей, не может не быть не всеведущим».1

Поэтому, евангельские верующие сегодня могут быть уверенны, что Христос обладает божественным атрибутом всеведения. Он – вечный Бог! Он знает и слышит наши молитвы, и является нашим ходатаем перед Отцом!


Андрей Бабий
магистр искусств библейского обучения

1 Цитируется по Рону Роудсу.